Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

«Garaж» ждёт инноваторов

15.04.2017 | 22:04
|
404

Идея создания на базе Донского государственного технического университета промышленного коворкинга, ориентированного на комплексную поддержку инновационных технологических проектов, стала реальностью в прошлом году. По словам руководителя коворкинга «Garaж» Владимира Колодкина, эта площадка помогает находить и ускорять перспективные технологические стартапы, предоставляя резидентам оборудование для создания прототипов, а также экспертную и образовательную поддержку университета. Здесь уже развивается целый ряд интересных проектов

— C чего начался проект создания промышленного коворкинга?

— Идея возникла, когда ДГТУ решил претендовать на статус опорного университета в рамках реализуемой Министерством образования России программы. Необходимо было представить концепции трансформации и развития вуза, и в ряду этих концепций родился замысел — а что если на базе ДГТУ создать центр, который будет притягивать инноваторов, помогать им? Правительству эта идея понравилась, была обещана поддержка. Тема совместной работы была актуальна тогда и остаётся актуальной по сей день. А поскольку вуз — технический, то и коворкинг должен быть не рядовым. Решили назвать этот проект «промышленным коворкингом». Ректор университета, Бесарион Чохоевич Месхи, сказал — идея нравится, делайте. Уже в процессе реализации мне предложили руководить этим проектом — было решено, что на первом этапе нужно постараться донести идею, выстроить коммуникации между участниками инженерного сообщества. Дело в том, что инженеры, производственники зачастую малообщительны, особенно если речь заходит об их собственных разработках, на реализацию которых они рассчитывают. Иногда некоторые даже опасаются приоткрыть суть идеи. В то же время, если между резидентами не будет коммуникации, то потеряется весь смысл существования коворкинга как места для совместной работы, развития кооперации, деловых и технологических связей. С другой стороны, сам формат нашего коворкинга стимулирует возникновение и укрепление кооперативных связей, которым сегодня уделяется столько внимания на всех уровнях. Это здорово — когда большое предприятие делает заказы у маленьких, «гаражистов». Собственно, отсюда и родилось название коворкинга — «Гараж».

— Каковы особенности концепции вашего промышленного коворкинга?

— Это пространство, которое выходит за границы привычного понимания и восприятия вузовской структуры. Ведь в принципе любой университет, если постараться, способен провести экспертизу твоего ноу-хау, в любой вуз можно обратиться на профильную кафедру и попросить проанализировать твои наработки. А вот сделать так, чтобы это происходило открыто, так, чтобы это было доступно любому жителю региона, и чтобы при этом к тебе дружелюбно и без высокомерия отнеслись — такого, в общем-то, ещё никто не делал. Строго говоря, именно промышленных коворкингов в России до нас не было, и нам досталась по сути роль первопроходцев. Ведь мы — не технопарк и не бизнес-инкубатор. Наша концепция — это скорее синтез множества интересных идей и практик. Так, например, в процессе проработки концепции мы учитывали и положительный опыт других площадок — таких, например, как московский хакспейс «Сталь», в котором инноваторы-технари могут арендовать оборудование. Но это коммерческий коворкинг. Любопытный опыт мы обнаружили в Петербурге — муниципальный бизнес-инкубатор «Ингрия». Там учат делать стартапы не только в сфере ИТ, но и в технологическом секторе. Этот опыт мы также постарались учесть. И, тем не менее, повторюсь, наша площадка уникальна. Ни у одного вуза нет промышленного коворкинга. Есть вузы с бизнес-инкубаторами, с обычными «офисными» коворкингами. Но нет вуза — тем более в регионах, — который бы создал площадку, сочетающую функционал коворкинга и центра поддержки технологических предпринимателей. Мы делаем акцент не на фундаментальные научные изыскания, а на развитие и доведение идей, опирающихся, разумеется, на научные достижения, как минимум до стадии прототипа. Мы готовы обучить, подтянуть в определённых областях знания, проконсультировать и предоставить оборудование для работы. Это не просто коворкинг, где можно, сидя за компьютером, изобретать и исследовать, это место, где можно изготавливать детали — пилить, точить, паять, пользоваться 3D-принтерами — собирать и тестировать изделия. И в то же время наша цель — сделать так, чтобы резиденты могли налаживать связи и взаимодействие друг с другом, делиться опытом, знаниями и, возможно, кадрами. Это позволит создать синергетический эффект, которого мы и добиваемся. При этом мы хотим создать площадку, о которой каждый инженер в регионе будет знать, что сюда можно просто прийти поговорить, посетить какое-либо мероприятие.

— Какого типа поддержку может получить резидент коворкинга «Гараж»?

— Сразу скажу — мы рассчитываем не только на студентов и сотрудников ДГТУ, хотя, конечно, они получают определённые преференции. Так вот, главное, что мы можем предложить — это обучение и консультации. Кафедры ДГТУ готовы учить не только студентов, но и наших резидентов. Мы готовы консультировать в сфере организации бизнеса, в области инженерии, дизайна, по каким-то организационным моментам — например, в командообразовании. В этом году мы представим упорядоченный и систематизированный вариант этих направлений поддержки в формате бизнес-акселератора. Он поможет начинающим бизнесменам добрать компетенций не только в базовых вопросах — как организовать юридическое лицо, как привлечь инвестора, как защитить патентом своё изобретение и т.д. — но и в тех узко специфических сферах, в которых очень сложно найти источник актуальных знаний, в особенности — технических и технологических. Например, я знаю, что в Ростове очень мало специалистов, которые могут помочь построить технологическую цепочку для организации производства той или иной новинки. Кроме того, наши резиденты могут получить помощь, к примеру, в построении эргономичного интерфейса, в целом по вопросам промышленного дизайна. Всё это — довольно проблемные области. У нас в Ростовской области, насколько мне известно, нет промышленных дизайнеров вообще.

Что касается производственного оборудования, у нас его не так много, как хотелось бы, но всё же определённый арсенал мы успели нарастить. Есть компьютеры с необходимым специализированным программным обеспечением (CAD/CAM/CAE — системы), 3D-принтеры — для печати мелких и больших объектов, лазерный резак и три трёхосевых фрезерных станка с ЧПУ. Сейчас закупаем пятиосевые станки. Это даёт возможность изготавливать детали практически любой сложности. Не говоря уж о том, что кафедры ДГТУ всегда готовы предоставить классические токарные, сверлильные и фрезерные станки, а также набор высокоточного измерительного оборудования. Мы уже составили базу данных доступных технических средств и в ближайшее время разместим её на сайте коворкинга, чтобы потенциальный резидент сразу мог получить представление о предоставляемых здесь возможностях. Оборудование будет предоставляться в пользование за небольшую арендную плату, а некоторым резидентам — вообще бесплатно.

— Кто может стать резидентом ковор­кинга?

— Тут каких-то жёстких ограничений нет — резидентом может стать любой человек с интересной технической идеей, прошедшей предварительную экспертизу с нашей стороны. Не требуется, например, обязательного профильного образования. У нас работают в том числе и экономисты. Ребята, которые являются техническими директорами и ИТ-специалистами в различных предприятиях. Работают инженеры и конструкторы, преподаватели, которым не хватает возможностей, предлагаемых кафедрами. Очень много молодёжи. Сейчас какой-то типовой портрет резидента «Гаража» сформировать не получится — слишком разные это люди. В будущем, мы надеемся, всё большую часть резидентов будут составлять студенты — по мере того, как известность нашего коворкинга станет расти и молодёжь придёт к пониманию того, что здесь — то самое место, где можно реализовать свою идею.

— А какова система отбора резидентов? Ведь идеи, очевидно, должны проходить какой-то аудит, так как среди них наверняка оказываются и слишком фантастические или нежизнеспособные…

— Конечно, идеи бывают разные, и процедура отбора у нас есть. Мы изначально старались сделать её как можно более открытой, чтобы принять участие мог кто угодно. Для того, чтобы стать резидентом, нужно защитить свой проект перед нашим экспертным советом, в который входят как преподаватели ДГТУ, так и сторонние специалисты. Сотрудники вуза составляют постоянную основу совета, а внешние специалисты меняются. Это может быть, например, начальник кредитного отдела банка, или главный инженер НЭВЗа, или представитель «Ростсельмаша» — круг потенциальных участников очень широк. Стараемся сделать так, чтобы в составе совета присутствовали не только технические специалисты, но и финансовые.

Соискателей позиции резидента мы просим сделать презентацию проекта по нашему шаблону, который можно скачать с сайта коворкинга garazh.space, и предоставить её нам за две недели до проведения мероприятия. Начиная с нынешнего года такие отборы — мы называем их «СтартапСборки» — проходят ежемесячно — в последнюю среду месяца, и в открытом режиме: приходят студенты, люди, интересующиеся техникой. И это нас радует.

Претенденту даётся пять минут на презентацию проекта и 15 минут для его защиты, ответа на задаваемые комиссией и аудиторией вопросы. Затем экспертный совет голосует за или против той или иной заявки, и если соискатель становится резидентом, эксперты составляют для него примерную «дорожную карту» — объясняют, какой прогресс они хотели бы увидеть, скажем, через три месяца. Если развития нет, проект покинет коворкинг.

— Что даёт статус резидента? Что получает ДГТУ?

— Резидент получает возможность как минимум полгода пользоваться всеми ресурсами коворкинга бесплатно. Кроме расходных материалов — если что-то надо напечатать на 3D-принтере, например, придётся купить расходный материал. Через полгода резидент должен предоставить какой-то результат, а через год — прототип. Прототип либо остаётся в совместной собственности университета и руководителя проекта, либо команда изготавливает два прототипа, один из которых дарит университету. Если разработка видится перспективной, ДГТУ может предложить создание совместного малого предприятия либо помощь в поиске инвестора.

— Планируется ли прямая монетизация услуг коворкинга?

— Этот вопрос прорабатывается, так как здесь нужно сформировать достойное предложение — а это непросто, учитывая, что в Ростове функционируют и бесплатные коворкинги. То есть в пакет платных услуг должно быть включено не только пребывание здесь, но и определённый набор образовательных услуг, например, доступ к сообществу, доступ к мастер-классам. Мы ещё не пришли к окончательному решению по этому вопросу.

— Можете ли привести примеры ярких разработок, которые здесь ведутся?

— Сейчас у нас работает порядка десяти команд, и все они развивают достаточно интересные идеи. Так, например, группа наших студентов и выпускников, уже работающих в других компаниях, занимаются проектом интерактивного проморобота. Это достаточно распространённое явление, но они хотят его сделать максимально дешёвым и доступным в регионе: дело в том, что везти подобного робота из Москвы или Новосибирска — долго, накладно и рискованно. Другой наш резидент занимается развитием автономных дорожных систем. Речь идёт о таких устройствах, как автономные светофоры, питающиеся солнечной энергией, светоконструкциях, которые синхронно со светофором будут подсвечивать сфетофорные опоры, а также тактильный пешеходный переход, который будет вибрировать в случае, если на него наступает пешеход при запрещающем сигнале светофора. Возможно, пилотный проект такого перехода вскоре появится рядом с коворкингом — департамент дорожного строительства выразил заинтересованность в нём. Студенческая команда ведёт оригинальную разработку городского самоката с уникальной для рынка системой складывания. В коворкинге также разрабатывается проект модульных систем озеленения, который уже номинирован на международный конкурс.

Это лишь часть интересных проектов, над которыми работают наши резиденты — обо всех рассказать сложно. Однако уже тот факт, что проекты есть и они развиваются, — показатель перспективности проекта. В будущем их, конечно же, станет намного больше.

Партнёрский материал

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.