Информационное агентство / Аналитический центр

Большой молочный раздел

11.02.2019 | 13:02
|
304
текст Святослав Озеров

29 января премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому владельцы торговых точек будут обязаны физически разделить прилавки с молочной и молокосодержащей продукцией. Причём первую группу товаров должны будут пометить хорошо читаемой информацией об отсутствии в составе растительных жиров

В городе Сальске Ростовской области вот уже 86 лет работает предприятие «Сальское молоко». Оно станет одним из бенефициаров данной правительственной инициативы. Его продукция займёт прилавок с надписью «без растительных жиров» и, возможно, увеличит свою долю на рынке региона. О перспективах развития рассказывает директор ОАО «Сальское молоко» Сергей Панченко.

Нововведение станет обязательным для всех продавцов с 1 июля 2019 года. В правительстве сочли, что срок в пять месяцев — вполне достаточный для того, чтобы и крупные сетевые ритейлеры, и небольшие игроки смогли переоборудовать торговые площадки под новые требования. Поясняя своё решение, Дмитрий Медведев сделал акцент на его пользе для конечных потребителей. «В последнее время в нашей промышленности активно используются растительные жиры, эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость, то есть имеет свои плюсы, но далеко не всегда эти детали изложены на упаковке, и не все хотят эти продукты покупать, скажем по-честному», — сказал премьер.

Согласно данным Росстата, импорт пальмового масла и его фракций в Россию в январе-ноябре 2018 года вырос на 24,1% в натуральном выражении по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года — до 946 тысяч тонн. Рост зафиксирован даже несмотря на то, что производители молочной продукции уже сейчас обязаны указывать на этикетках достоверную информацию о наличии растительных ингредиентов. Однако покупатели не всегда читают то, что написано мелким шрифтом. Раздельные прилавки помогут потребителям делать осознанный выбор, а производителям натуральных продуктов — повысить свою узнаваемость, товарооборот и, в итоге, прибыль.

По словам Сергея Панченко, завод, открытый в 1932 году, был рассчитан на производство 10 тонн молока в сутки. Постепенно он увеличивал мощности и расширял ассортимент продукции. Увеличение количества сырья сделало необходимым строительство нового завода, на этот раз с мощностью переработки 25 тонн в сутки. Он расположился в селе Сандата Сальского района. В 1960 годах здесь было начато производство сыров, для чего выделен просторный цех и заложены подвалы для созревания продукта. В 1980-х в Сандате был заложен цех для производства сливочного масла (3 тонны в смену).

В 1990-х производственные мощности предприятия прошли техническое переоснащение. Цеха реконструированы, построены новый холодильник и очистные сооружения.

На сегодняшний день ОАО «Сальское молоко» может производить до 80 тонн продукции в сутки. К сожалению, полной загрузки линий нет даже в самый горячий, летний сезон. Завод загружен на 40% от своих возможностей. И этому есть несколько объяснений. Во-первых, не хватает сырья. ОАО «Сальское молоко» находится на границе с Краснодарским и Ставропольским краями, и много сырья уходит за пределы Ростовской области. Эту проблему могла бы решить администрация области «в ручном режиме»: например, предоставляя преференции, субсидии и льготы только тем производителям сырья, которые сдают молоко на перерабатывающие предприятия Ростовской области.

«Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить администрацию Сальского района — её специалисты неравнодушно относятся к проблемам местных производителей и плодотворно сотрудничают с нами», — говорит Сергей Панченко.

Во-вторых, серьёзной проблемой для небольших производителей молочной продукции является вопрос сбыта. Крупные корпорации с иностранным финансированием скупили заводы по всей стране. Географическая диверсификация их производительных мощностей позволяет выигрывать на транспортной логистике. А стоимость перевозок, разумеется, отражается на ценнике, который видит на прилавке конечный потребитель.

И здесь мы подходим к третьей проблеме. Цена. Она формируется из массы составляющих, и большую роль в ней играют качество и срок годности продукта. ОАО «Сальское молоко» работает только с натуральными ингредиентами.

«Мы сумели в современных условиях сохранить традиции и культуру производства. Выпуск натуральной и качественной продукции — это наша основная стратегия. Никаких добавок, продлевающих срок годности, но сомнительно влияющих на здоровье потребителей в отдалённой перспективе, мы совершенно осознанно не используем. А небольшой срок годности — это большой барьер для попадания продукции в крупные ритейлерские сети. Но мы не сдаёмся, постоянно расширяем количество точек сбыта, и делаем это без ущерба для здоровья покупателей», — отмечает Сергей Панченко.

— Расскажите о ваших поставщиках.

— ОАО «Сальское молоко» очень ценит сложившиеся долгосрочные отношения с хозяйствами Сальского и Целинского района — ОАО «Южное», СПК (СА) «Русь», ЗАО «Кировский конный завод». Высокое качество коровьего молока, поставляемого нам из этих хозяйств, достигается за счёт использования исключительно натуральных кормов, которые эти хозяйства выращивают самостоятельно, обеспечивая себя грубыми и сочными кормами в достаточном количестве.

— Какие продукты сейчас выпускает ОАО «Сальское молоко»?

— У нас широкий ассортимент — более 20 наименований. Есть «классические» позиции: питьевое молоко, кефир, ряженка, варенец, йогурт, сливочное масло, сметана (сделанная строго по ГОСТу). Есть инновационные разработки — это прежде всего кисломолочные биопродукты «Бифилюкс» и «Иммунопакт». Они созданы с применением уникальных кисломолочных заквасок и содержат пробиотические культуры. Их разработка — ответ на набирающий популярность тренд ведения здорового образа жизни, «умного» и полезного питания, счастливого и активного долголетия. И, конечно, нельзя не упомянуть флагманы нашего ассортимента — сыры «Радонежский», «Сальский кудесник», «Костромской», «Сулугуни». Кстати, рецептура «Радонежского» сыра была разработана специально для нашего предприятия Институтом сыроделия (Барнаул). Предприятие прошло добровольную сертификацию «Сделано на Дону» для двух продуктов: масла сладко-сливочного «Крестьянское» и сыра полутвёрдого «Радонежский». В планах — постепенно сертифицировать и другие свои продукты. Благодаря санкциям, которые РФ ввела против европейских производителей молочных продуктов, спрос на сыры российского производства многократно вырос. Мы стараемся не упустить эту тенденцию. Сейчас запускаем линию по резке и упаковке твёрдых сыров — это требование крупных сетевых ритейлеров. Линия позволит нам значительно увеличить продажи.

— Где сейчас можно купить продукцию ОАО «Сальское молоко»?

— Она представлена в магазинах на большей части юга Ростовской области, от Ростова-на-Дону до Красной Поляны и Волгодонска. Также её можно найти в Калмыкии — в Городовиковске, Яшалте и Элисте. Осуществляется периодическая отгрузка продукции в такие города, как Астрахань, Волгоград, Москва. Но приоритетными направлениями сбыта для нас, конечно, являются ближайшие крупные города — это Ростов-на-Дону, Батайск, Шахты, Новошахтинск. Для увеличения оборота и повышения узнаваемости марки мы открываем собственные торговые точки. Их сеть давно и успешно работает в Сальске и других небольших районных центрах, а также в Ростове-на-Дону. Значительным прорывом стало открытие нашего представительства в Ростове. Его основная функция — реализация продукции по госконтрактам. Это позволило сократить транспортные расходы на перевозку продуктов.

Мы сотрудничаем с крупными сетями: «Лента», «Магнит», «Солнечный круг». С «О´кей» и «Пятёрочкой» ведем интенсивные переговоры. С удовольствием работаем с небольшими магазинами формата «у дома».

Говоря о сбыте, нельзя не упомянуть довольно болезненный для местных небольших производителей и спорный для конечных потребителей ФЗ-44. Он регламентирует систему госзакупок, предписывая бюджетным организациям проводить конкурсы и аукционы в поисках самой выгодной (низкой) цены. При этом он не учитывает ни интересы местных производителей, которые, к слову сказать, являются и ответственными работодателями и крупными налогоплательщиками в своих регионах, ни интересы конечных потребителей. Меня лично настораживает, что в школы и детские сады в рамках данного закона поставляется молочная продукция с сомнительными ингредиентами в составе. Я был бы рад, если бы данный вопрос не замалчивался, а обсуждался на самом высоком уровне.

— Чем местные производители могут доказать высокое качество своей продукции?

— Помимо обязательных для всех лабораторных исследований и многоступенчатой сертификации продукции, это могут быть дипломы, медали и награды на конкурсах и выставках. Если говорить об ОАО «Сальское молоко», то на многих ежегодных всероссийских выставках в Москве, Адлере, Шахтах, Новочеркасске, Ростове-на-Дону наши продукты отмечались золотыми и серебряными медалями.

Надеюсь, что обязательное с 1 июля разделение прилавков для натуральных молочных продуктов и продуктов с растительными компонентами сделает качество более наглядным для потребителей и позволит им совершать осознанные и полезные покупки.

На правах рекламы

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!