Информационное агентство / Аналитический центр

Города нуждаются в заказчиках изменений

25.05.2018 | 17:05
|
426
текст Олеся Меркулова
изображение Андрей Бойко

Седьмой Межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов юга России» показал, что даже при хроническом недофинансировании муниципалитеты могут развиваться, но для этого должно быть больше заказчиков изменений, а их позиция должна быть консолидирована

Чтобы полноценно влиять на развитие городов, основным сторонам этого процесса — властям, бизнесу, общественности — нужно вырабатывать технологию совместного решения накопившихся во всех сферах городской жизни проблем. Пока же каждая сторона замыкается в своих проблемах.

Три дискуссионные сессии форума были посвящены градостроительной политике, цифровизации городов и привлечению нового человеческого потока в город — как туристического, так и трудового.

Эксперты сессии «Новая идеология комплексного освоения: как и зачем брать на вооружение?» говорили о том, что города фактически не научились комплексно осваивать застроенные территории и управлять собственным имуществом, из-за чего деградируют целые кварталы. При этом даже сейчас, в ситуации дефицита инвестиций в городскую среду, когда бюджетный разрыв между ресурсами и потребностями городов достигает 64%, есть простые решения для комплексного освоения застроенных территорий, в том числе через генплан и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Но городские власти этим инструментом не пользуются, допуская дальнейшую деградацию застроенных территорий и неоднородность застройки.

Во время дискуссии «Цифровая экономика города: как делать среду “умнее”» представители ИТ-компаний говорили о готовых продуктах и технологиях, способных кардинально улучшить различные городские сферы, например, ЖКХ. По их мнению, таким решениям в России не хватает только заказчика, хотя те же естественные монополии, которые традиционно жалуются на убытки, могли бы повысить эффективность за счёт таких продуктов и высвободить часть ресурсов на модернизацию. Кроме того, у города до сих пор нет единой базы пространственных данных, которая может кардинально улучшить работу всех городских служб и ведомств.

Дискуссия «Ростов на карте мира: как привлекать человеческий капитал?» показала, что те, кто зарабатывает на туристической отрасли, и те, кто занимается перевозками, не обсуждают общие проблемы. Например, управляющая компания «Аэропорты регионов» (управляет аэропортами Ростова, Екатеринбурга, Самары и Нижнего Новгорода) в одиночку работает с авиакомпаниями, чтобы те открывали рейсы в различные города и страны. В то же время туристические агентства сами формируют предложения, испытывая при этом определённые трудности. Хотя доступная связка — аэропорт плюс туристическая компания — могла бы дать больший эффект, чем действия этих же сторон в одиночку.

Как освоить застроенные территории

Одна из ключевых проблем российских городов — деградация застроенных территорий. Она усугубляется точечной застройкой, из-за которой невозможно осваивать застроенные кварталы комплексно.

По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, дефицит «восстановительных инвестиций» в существующий жилищный фонд, социальную и транспортную инфраструктуру всех российских городов составляет 37% ВВП страны. Это хронически недофинансированная отрасль: города предпочитают расползаться и осваивать новые территории, а не поддерживать существующий фонд и заниматься редевелопментом. При этом потенциал застроенных территорий городов-миллионников в России составляет около 300 млн кв. м жилья. Кроме того, даже те проекты, которые называют комплексными, таковыми часто не являются. «К сожалению, большинство проектов, которые позиционируют себя как комплексные, являются точечными. Новые объекты строятся на наиболее выгодном участке с меньшими затратами на расселение, при этом не происходит перепланировки территории, остальная часть квартала продолжает деградировать. Такие проекты формируют так называемые неликвидные остатки вокруг новой застройки, которые неинтересны инвесторам, и город вынужден тратить на них бюджетные ресурсы», — поясняет г-жа Полиди.

«Инвестору важно иметь прогнозируемую экономику проекта. Сейчас законодательных инструментов расселения ветхого и аварийного фонда, которые могли бы давать такую экономику проекта, нет. Поэтому ветхий и аварийный фонд только растёт», — продолжает председатель совета директоров концерна «Единство» Геннадий Наумов.

«У муниципалитетов мало рычагов влияния на деградирующие территории, — говорит Татьяна Полиди. — Но даже в этой ситуации города могут эффективнее вести градостроительную политику через генеральный план и Правила землепользования и застройки. Мы анализировали градостроительные документы нескольких городов Ростовской агломерации. Ростов-на-Дону фактически дал карт-бланш землепользователям, не ограничивая их в использовании земельных участков ни по этажности, ни по минимально допустимым размерам участков. Нужно жёстче и детальнее прописывать градостроительные нормы».

По словам руководителя Академии муниципального управления ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)» Вячеслава Пышко, муниципалитеты неэффективно управляют земельным фондом. Он приводит данные отчёта Счётной палаты Ростовской области за 2016 год, в котором говорится, что до 30% территорий городов региона не эксплуатируется, потому что эти земли не размежёваны или имеют спорное правообладание. Кроме того, города неэффективно управляют собственным имущественным фондом. Площадь неиспользуемого фонда в собственности муниципалитетов Ростовской области колеблется от 2 до 51%. «Это говорит о том, что городам не хватает информации о самих себе, чтобы повышать налогооблагаемую базу и эффективно управлять территорией», — говорит Вячеслав Пышко.

«Нужно вернуться к выработке новой градостроительной идеологии, прежде чем инвестировать триллионы рублей в отрасль. Причём идеологию нужно вырабатывать на фундаментальном уровне. Необходимы научные исследования и специалисты. Инвестиции в это могли бы дать нам понимание того, как эффективно развивать города дальше», — считает генеральный директор АО «Южный региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Дмитрий Павленко.

«Умный город» нужно внедрять массово

Цифровизация способна «радикально улучшить» качество жизни горожан только при условии повсеместного, а не единичного внедрения высоких технологий. Особенно это касается сферы ЖКХ — коммунальщики больше всех могут выиграть при внедрении цифровых технологий за счёт снижения потерь и большего контроля над использованием ресурсов.

Заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции АСА ДГТУ Сергей Тихомиров приводит пример цифровизации системы централизованного теплоснабжения в Ростове-на-Дону, которая наиболее адаптирована к системе «Умный город». Сегодня разработана электронная модель системы теплоснабжения, которая учитывает не только существующую схему теплоснабжения, но и программу развития. Эта модель поможет спрогнозировать потребление и быстрее реагировать на проблемы в сетях, оптимизировать затраты на управление сетями. Она создана, но ещё не внедрена. «Здесь мы сталкиваемся с типичной проблемой при внедрении новых технологий — не определены источники финансирования, непонятно, где хранить и как защищать эти данные, нет инициативы со стороны бизнеса», — добавляет Сергей Тихомиров.

«ЖКХ — действительно самая проблемная отрасль. И у коммунальщиков есть возможность снять острые проблемы за счёт внедрения цифровых технологий. Кроме того, цифровизация ЖКХ создаст прозрачность отрасли», — говорит управляющий директор ООО «Датум групп» Роман Мацегоров.

Директор ростовского филиала «Ростелекома» Сергей Алхасов считает, что одно из перспективных направлений деятельности сейчас — это внедрение системы «умный дом» для управления домашним хозяйством и обеспечения безопасности. С одной стороны, автоматическое снятие и отправка показателей приборов учёта в ресурсоснабжающие организации и автоматическое формирование счетов помогает снизить затраты на обслуживание дома. С другой стороны, сервис повышает безопасность дома, так как жители и управляющие компании получают инструменты для мгновенного реагирования в случае ЧС — датчики протечек или дыма автоматически направляют данные в службы спасения и управляющие компании. Ростовский филиал компании внедрил региональный сегмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, информационную систему в сфере образования «Контингент», систему 112, а в настоящее время проводит работы по созданию комплекса «Безопасный город».

«Сейчас с проектировщиками крупнейшего микрорайона Ростова на территории старого аэропорта мы обсуждаем вопрос о том, чтобы ещё на стадии проекта были заложены все необходимые коммуникации для возможности предоставления сервисов “умного дома”, — говорит Сергей Алхасов, — ведь именно внедрение цифровых технологий для обустройства привлекательного городского пространства — направление, которое поможет создать современную и комфортную городскую среду».

«Для эффективного управления всеми отраслями города нужны не только сервисы автоматизации процессов, но и полноценные базы данных, которые сейчас разрознены, — комментирует директор по проектам ООО “Аэрогеоматика” Сергей Захаренко. — Необходимо создавать единую информационную систему данных, синхронизировать кадастровые карты, градостроительные документы, транспортные системы и т. д. Нужны высокоточные трёхмерные пространственные данные и другие многомерные представления техногенных и природных объектов. Внедрение такой системы позволит обосновать и ускорить процессы принятия решений по планировке, застройке, реконструкции и обустройству городских объектов, анализировать и прогнозировать развитие (градостроительное, экономическое, социальное, экологическое, санитарно-гигиеническое, климатическое), мониторить город, увеличивать налогооблагаемую базу».

Миграционные потоки должны «течь» по транспортным коридорам

По словам генерального директора Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимира Козлова, Ростов-на-Дону пока привлекает миграционные потоки с периферии региона, тогда как соседние города (Краснодар, Сочи) умеют «продавать» себя на более масштабной территории, в результате чего получают развитие потребительских рынков. В Ростове-на-Дону уже сегодня заложен целый ряд проектов (например, аэропорт «Платов» мощностью до 5 млн годового пассажиропотока), которые говорят о том, что через город должен проходить гораздо больший трафик. Поэтому перед Ростовом стоит задача — создавать новые точки притяжения как для миграции, так и для развития туризма.

Открытие нового аэропорта позволяет не только привлекать туристов, но и развивать экономическую активность регионов. «Наши исследования показывают, что открытие прямого рейса в региональный город вместо пересадочного через Москву увеличивает пассажиропоток в три раза. Доступность перевозки — очень важный фактор развития», — говорит начальник департамента развития маршрутной сети УК «Аэропорты регионов» Андрей Клименко. По его словам, чтобы развивать маршрутную сеть и тем самым делать Ростов-на-Дону транспортным узлом, аэропорт вынужден сам убеждать авиакомпании открывать новые маршруты. «Большинство смотрят только на Москву, поэтому важно показывать перевозчикам, какой существует спрос», — добавляет он. Как выяснилось в ходе форума, представители туриндустрии не работают с аэропортом, хотя они могли бы разрабатывать совместные маркетинговые программы.

Что касается привлечения миграционных потоков в город, то эксперты считают, что без развития экономики и создания комфортной среды это невозможно. «Увеличение численности населения города коррелирует с ростом доходов населения в этом городе. Чем больше население города, тем больше люди зарабатывают. Чем плотнее население, тем выше конкуренция и тем больше возможностей для самореализации узких специалистов, развивающих технологичный сектор экономки», — говорит директор ГАУ РО «Ростовский информационно-аналитический центр» Рустам Абдуллаев. По его словам, нужно добиваться «умной» миграции — увеличения численности населения, которое способствует качественному развитию экономики. Это можно сделать, развивая высокотехнологичный сектор экономики. «В рамках разработки стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года (Ростовский информационно-аналитический центр участвует в этой работе) мы выделили полюса роста в регионе. Ростов-на-Дону является инновационным полюсом роста. Его основная специализация — новые технологии и постиндустриальное развитие», — уверен г-н Абдуллаев.

По словам генерального директора ООО «Южное инвестиционное агентство» Александра Потеряхина, комфортная городская среда — тоже важная составляющая развития человеческого капитала. Город не может быть привлекателен для проживания высококвалифицированных специалистов, если он задыхается в пробках. «Развитие транспортной системы, городской среды не менее важно, чем развитие образования. Город должен быть комфортным для жизни, чтобы привлекать миграционные потоки», — считает Александр Потеряхин.

Партнёры форума: компания Amway, банк «Кубань Кредит» — один из крупнейших самостоятельных банков ЮФО, ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!