Информационное агентство / Аналитический центр

Индустриальные лидеры пришли надолго

25.09.2016 | 02:09
|
1921
текст Сергей Кисин

За прошедший год промышленность юга России в доле совокупной стоимости инвестпроектов сохранила безусловное лидерство среди всех отраслей экономики макрорегиона. Его обеспечивают долгосрочные инвестиции глобальных игроков, прежде всего нефтегазового и химического рынков

Главное, что изменилось в рэнкинге «Эксперта ЮГ» за год, — стоимость долгосрочных проектов. Доля нефтегазовой отрасли в общем портфеле экономики снизилась (44,19% против 49,98% годом ранее) за счёт некоторого увеличения числа проектов в иных сферах. Зато её совокупная стоимость заметно выросла — почти до 1,5 трлн рублей против 1,3 трлн рублей в 2015 году. Финансового масла в инвестиционный огонь подлили ведущие игроки — «ЛУКойл», «Роснефть» и «Газпром», которые, невзирая на падение цен на углеводороды, последовательно инвестируют в добычу и модернизацию перерабатывающих активов. При этом за прошедший год оформились или добавили веса ещё несколько крупных проектов — вертолётный кластер «Вертолётов России» и металлургический комбинат в Ростовской области, большой цементный завод в Новороссийске, Гремячинский ГОК «ЕвроХима» в Волгоградской области. Всё это позволяет назвать промышленность на Юге точкой роста.

10 крупнейших промышленных инвестиционных проектов ЮФО

Мультипликативный эффект «ЛУКойла»

В макрорегионе все козыри на руках у «ЛУКойла», сумевшего в последние годы структурировать всю отраслевую вертикаль. С одной стороны, нефтехолдинг прочно обосновался на Каспии, в 2016 году начав промышленное бурение уже на втором своём месторождении имени Владимира Филановского. Значительный прирост добычи ожидается уже в ближайшие пару лет, а к 2022 году, по подсчётам специалистов «ЛУКойла», на всех шести его месторождениях Северного Каспия планируется выйти на уровень добычи нефти порядка 12,6 млн тонн и 6,8 млрд кубометров газа в год. Этот проект уже не первый год является лидером рэнкинга с общей суммой инвестиций 730,5 млрд рублей. Масштабные каспийские проекты нефтехолдинга рассчитаны на срок до 2040 года, поэтому ведущие места в инвестиционных классификациях ему гарантированы.

С освоением Каспия связан успех ещё одной отрасли Юга — судостроения. Формирование в Астраханской области судостроительной ОЭЗ «Лотос» (входит в государственную ОСК, сумма инвестиций в проект ŋ— 37,6 млрд рублей) позволило перетянуть на себя все основные заказы на строительство добывающих платформ и оборудования для нефтяников. К тому же судоверфь «Красные баррикады», которая последние годы отчаянно сопротивлялась вхождению в состав ОСК, после срыва контракта с «ЛУКойлом» в феврале 2016 года вынуждена была пересмотреть свою позицию и пойти «под государеву руку». Теперь под «крышей» госхолдинга она вполне может претендовать на восстановление отношений с компанией Вагита Алекперова.

С другой стороны, «ЛУКойл» решил проблемы с региональной переработкой — в этом году его основной актив, Волгоградский НПЗ, запустил комплекс глубокой переработки вакуумного газойля мощностью 3,5 млн тонн в год. С его включением в общий производственный цикл совокупные мощности переработки ВНПЗ выросли до 14,5 млн тонн в год, а её глубина достигла 95%. По утверждению инвесторов, в модернизацию завода топливно-масляного профиля было вложено порядка 150 млрд рублей

В перспективе предполагается строительство «Транснефтью» в рамках проекта «Юг» магистрального продуктопровода от ВНПЗ к самарским месторождениям углеводородов, откуда завод получает сырьё, и далее на экспорт. «Полученный продукт будет в первую очередь закрывать южные регионы РФ, а излишки пойдут на экспорт по продуктопроводу», — подчеркнул Вагит Алекперов.

Третий сегмент вертикали — глубокая переработка сырья и выпуск продукции нефтехимии. Каспийская нефть «ЛУКойла» пойдёт на головные береговые сооружения (ещё один инвестпроект из рэнкинга, заканчивается строительство) в районе НПС «Комсомольская» Каспийского трубопроводного консорциума, а попутный газ по другому трубопроводу будет направляться на газоперерабатывающий завод в Будённовске, где в феврале 2016 года была запущена газоперерабатывающая установка. Продукция ГПЗ на начальном этапе в виде сухого отбензиненного газа будет поставляться «Газпрому», а широкая фракция лёгких углеводородов (ШФЛУ) — на лукойловский газохимический комплекс «Ставролен» для производства полиэтилена и полипропилена.

Вторым по объёму инвестиций в нашем промышленном рэнкинге значится другой ВИНК — «Роснефть», намеревающаяся в следующем году завершить масштабную реконструкцию своего главного южнороссийского перерабатывающего актива — Туапсинского НПЗ, стоимость которого уже зашкалила за 466 млрд рублей.

Предполагается, что к окончанию модернизации объём переработки предприятия вырастет с 3,8 до 5,5-6 млн тонн в год, а её глубина увеличится с 55,2 (одна из самых низких в стране) до 90%. Завод, который ранее из-за низкой глубины производил в основном тёмные нефтепродукты, теперь будет выпускать не менее 1,2 млн тонн светлых.

В настоящий момент на ТНПЗ происходит замена катализаторов риформинга и гидроочистки на более эффективные.

В переработку и розницу по европейским стандартам срочно начал вкладываться третий «кит» отечественного ТЭКа — ПАО «Газпром». Его «дочка», ООО «Газпром добыча Астрахань», в 2016 году завершила очередной этап модернизации (общий объём — 74,7 млрд рублей), введя в эксплуатацию в Астраханской области установку изомеризации пентан-гексановой фракции для производства высокооктановых бензинов. Теперь на его мощностях можно будет выпускать моторное топливо стандарта «евро-5».

По утверждению пресс-службы компании, подобная технологическая установка на предприятии газодобычи в ПАО «Газпром» пока единственная. Кроме выпуска бензина марки «премиум-95» и в перспективе «супер-98» стандарта «евро-5», она позволяет также уменьшить потребность в закупке дорогостоящей присадки — метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) порядка на 5 млрд рублей в год.

Безусловно, суммы капвложений, которые заявили ВИНКи, внушительны — поэтому сегодня в корзине инвестпроектов ни одна отрасль не может составить достойную конкуренцию нефтегазу.

Флагманы будущей индустрии

Драйвером машиностроительной отрасли в ЮФО станет создание вертолётного кластера (бюджет проекта — 12,637 млрд рублей) в Батайске с переносом производства вертолётов из нынешних ростовских производственных корпусов ПАО «Роствертол» на левый берег Дона на участок в 800 га. В марте было получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проектно-сметную документацию по переносу лётно-испытательной станции на аэродром «Батайск», и проект был согласован со всеми инстанциями. Параллельно ведётся восстановление инфраструктуры бывшего аэродрома Минобороны и введён в эксплуатацию в качестве вертолётной площадки участок искусственной взлётно-посадочной полосы. Туда же перенесена основная часть учебно-тренировочных полётов ПАО «Роствертол». В настоящее время разрабатывается концепция перевода мощностей агрегатно-сборочного производства, цеха окончательной сборки и производственно-логистического центра.

Самым капиталоёмким проектов рэнкинга в сегменте металлургии является строительство листопрокатного производства мощностью 3,1 млн тонн в год ООО «Красносулинский металлургический комбинат» (основной бенефициар — предприниматель Рамзан Исаев, владелец Исаевского машиностроительного завода, специализирующегося на выпуске сварных труб). Новое предприятие будет выпускать стальной листовой прокат методом холодной и горячей прокатки в соотношении 30 на 70. Готовая продукция будет производиться в виде рулонов. Общая сумма инвестиций — 52,3 млрд рублей, что для этой отрасли весьма внушительно. Новое производство будет располагаться на месте бывшего ЖБИ, неподалёку от бывшего же и обанкротившегося металлургического завода группы МАИР, самого старого на юге России. Таким образом, реализация проекта будет знаменовать восстановление позиций отрасли в регионе. Жизнеспособность проекта достаточно реальна, ибо ранее листовой прокат импортировался украинской «Запорожсталью» и мариупольским ММК.

В сегменте производства стройматериалов наиболее интересным проектом представляется строительство компанией НЦЗ «Горный» (собственник — столичная компания «Трастинвест-В») цементного завода в Новороссийске мощностью производства 3,5 млн тонн в год на Чебуковском месторождении мергелей. Инвестиции планируются на уровне 20,5 млрд рублей, срок запуска — 2020 год. Мощности будущего предприятия лишь немногим уступают нынешним производственным показателям «Новоросцемента» (4,1 млн тонн) и волгоградского «Себряковцемента» (4 млн тонн), превышая мощности черкесского «Кавказцемента» (2,98 млн тонн). Появление четвёртого крупного игрока в макрорегионе должно обострить конкуренцию на рынке стройматериалов, оказав благотворное влияние на цены для потребителей.

Задел в химпроме

Химическая промышленность Юга имеет достаточно скромные показатели в общей доле совокупной стоимости инвестпроектов (4,15 против 4,6% в 2015 году). Однако признанные лидеры отрасли не менее выигрышно смотрятся на общем фоне капвложений.

МХК «ЕвроХим» завершает строительство своего Гремячинского ГОКа на месторождении калийных солей в Волгоградской области. Общая сумма проекта составляет 131 млрд рублей, из которых 76,5 млрд рублей уже вложены в строительство. В нынешнем году проходкой шахтного скипового ствола планируется пересечь сильвинитовый продуктивный пласт месторождения на глубине свыше 1100 м. С другого шахтного скипового ствола №2 должны начать строительство околоствольного двора рудника.

Проект вышел достаточно тяжёлый, и несколько раз сроки ввода ГОКа переносились. На это повлиял и кризис, и срыв контракта со стороны подрядчиков — казахских компаний Shaft Sinkers Ltd, Rossall No. 126 Pty Ltd. и International Mineral Resources (акционер Shaft). К тому же параллельно МХК строит аналогичный ГОК на Усольском месторождении (Пермский край), куда также уходят значительные инвестиции. В настоящее время руководство «ЕвроХим» планирует запустить ГОК в 2019 году. Кроме него, в регионе МХК продолжает инвестировать в развитие своих заводов в Невинномысске («Невинномысский Азот») и Белореченске («ЕвроХим»-БМУ»), на которых идёт плановая модернизация.

Ещё один флагман химпрома Юга, будённовский «Ставролен» (входит в «ЛУКойл-Нефтихим»), начинает новый инвестпроект по выпуску полиэтилена третьего поколения в премиальном сегменте рынка. Проект реализуется в рамках строительства газоперерабатывающего комплекса «Ставролена». По словам генерального директора предприятия Анатолия Афонина, реконструкция производства полиэтилена предусматривает обновление реакторной линии, которая позволит выпускать новые марки полиэтилена высокой плотности для производства водо‑ и газопроводных труб, а также высокопрочных плёнок для медицинских нужд и пищевой промышленности. Проект обойдётся инвестору в 4,5 млрд рублей. Строительство ГПК в Будённовске — тоже дело небыстрое, и в ближайшие годы «ЛУКойл» и «ЕвроХим» продолжат лидировать в рэнкингах в химпроме по инвестиционным вложениям.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!