Информационное агентство / Аналитический центр

Инфраструктуры нет, тарифы — на подходе

11.12.2018 | 16:12
|
626
текст Андрей Бакеев
изображение с сайта https://mapala.net

С 1 января 2019 года в России должна заработать новая система обращения с твёрдыми отходами. В Ростовской области пока нет достаточных мощностей для переработки мусора

С 1 января на Дону будут работать шесть региональных операторов. Они будут управлять восемью межмуниципальными экологическими отходоперерабатывающими комплексами (МЭОК), рассказала заместитель министра ЖКХ Ростовской области Ирина Ялтырева, Это — новые производственные объекты, которые должны заработать в регионе в результате реформирования отрасли.

«За 2018 год в Ростовской области утверждены правила деятельности регионального оператора, порядок сбора твёрдых коммунальных отходов, в том числе и раздельного, приняты нормативы накопления ТКО, проведены конкурсы и заключены соглашения с регоператорами», — перечислила Ялтырева. Она добавила, что реформа должна решить две принципиальные задачи. Первая — исключить образование стихийных свалок.

В минЖКХ считают, что сейчас в донском регионе очень много возчиков мусора, которые свозят его «в лесок или балочку, в результате чего образуются свалочные очаги, перерастающие в стихийные свалки, в рекультивацию которых приходиься вкладывать значительные средства».

Вторая задача заключается в уменьшении количества отходов, подлежащих захоронению, существенном увеличении количества отсортированных ТКО, идущих в переработку, что в свою очередь должно привести к уменьшению числа мусорных полигонов. Тем более, что многие из тех, что есть в Ростовской области, вышли за рамки эксплуатационных сроков. Новые полигоны должны пройти строгую государственную экологическую экспертизу и лицензирование. «Основную массу отходов надо отсортировать и отправить на утилизацию и вторичную переработку, — подчеркнула замминистра. — В регионе будет увеличено число объектов, способных перерабатывать отсортированные отходы».

При этом, сами операторы (как старые, так и новые) отмечают, что на Дону пока не создана инфраструктура, необходимая для эффективной работы новой системы обращения с ТКО. Речь идёт не только о новых сортировочных комплексах и заводах по переработке отходов (пластика, бумаги, алюминиевых банок и т. д.), но и о таком тривиальном направлении, как оборудование контейнерных площадок.

Инфраструктуры нет, тарифы — на подходе

Дмитрий Федоренко рассчитывает, что в создании контейнерных площадок на ростовских улицах будут активно участвовать и местные жители (автор фото — Андрей Бойко).

«В Ростове 900 улиц с так называемой почасовкой, где мусор население складирует не в контейнеры, а так (навалом, в пакетах), — заметил Дмитрий Федоренко, гендиректор АО “Чистый город” (один из действующих операторов) . — Оборудование каждого места под контейнер (вместе с ним) стоит 15-17 тысяч рублей. Вы только представьте объём этой работы. В один день муниципалитет это не сделает. Будет программа, будет её постепенное выполнение».

Кроме того, с 1 января регоператоры и их партнёры (которые будут вывозить мусор и доставлять их на МЭОКи на договорных условиях) должны будут вывозить и строительный мусор (от текущих ремонтов) и крупногабаритные отходы (например, старую мебель). Это требует специально оборудованных площадок, которых также нет ни в Ростове, ни в других муниципалитетах региона.

«Сейчас вносятся изменения в действующее законодательство, которые будут обязывать регоператора тратить на покупку контейнеров один процент от валовой выручки. — пояснила Ирина Ялтырева.— Например, у регоператора такого города, как Таганрог, один процент от выручки -- это 6 млн рублей, что очень мало. Для обеспечения города и соседних территорий (Неклиновского района) надо в несколько раз больше. Выход — покупать контейнеры ТСЖ или управляющим компаниям».

Вероятно, затраты будут перенесены на бюджеты горожан. Для них, кстати, с 1 января услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов станут дороже. И платить за неё придётся не одной компании, как сейчас, а двум. Например, управляющей, за размещение пакетов с мусором на территории конкретной высотки, и региональному оператору — за вывоз ТКО и их последующую обработку.

В министерстве ЖКХ региона пояснили, что основная доля в тарифе регоператора приходится на транспортировку мусора. Кроме того, у регоператора в тариф должен быть включен НДС, который с 1 января 2019 года составит 20%. Также в тарифе должна быть и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую в новом году будут брать не только с юридических лиц (как сейчас), но и с физических.

«Для того, чтобы все региональные операторы начали в срок работать в рамках новой системы обращения с ТКО (с 1 января 2019 года), все тарифы должны быть установлены РТС до 20 декабря года текущего. Для новочеркасского МЭОКа такой тариф уже установлен и составляет 490 рублей за кубометр с человека. Для остальных регоператоров тарифы в стадии утверждения. Все компании заявки в Региональную службу по тарифам подали», — резюмировала Ялтырева.

С производственной инфраструктурой тоже непросто. Из восьми МЭОКов на данный момент работает только один — новочеркасский. Местный регоператор ООО «Экоград Н» собирает твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в своем городе, а также в Аксае, Батайске и Азове. Остальные проекты находятся в различной стадии реализации. Например, ООО «Экоцентр» (входит в структуру волгоградской ГК «Чистый город») строит МЭОК под Волгодонском и запустит его в первом полугодии 2019 года. Проектную мощность комплекса — 1,2 млн куб метров в год. Он будет обслуживать 10 муниципалитетов, в которых проживает около 470 тыс. человек. ООО ГК «Чистый город», которое с 1 января должно обслуживать Ростов-на-Дону и Мясниковский район, столкнулось с трудностями при реализации своего проекта. В частности, его отказалось согласовывать руководство военного аэродрома «Центральный» (ФКУ «Войсковая часть 41497»), расположенного недалеко от места строительства мусоросортировочного комплекса с переработкой. По мнению военных, МЭОК и полигон рядом с ним могут «потенциально привлекать птиц».

Инфраструктуры нет, тарифы — на подходе

Полина Вергун считает, что от переноса перерабатывающего комплекса подальше от Ростова пострадают потребители услуги (автор фото — Андрей Бойко).

«По законодательству, вблизи аэродромов запрещено размещать объекты, которые привлекают птиц. Наш объект их не привлекает и это подтверждено орнитологической экспертизой, — прокомментировала “Эксперту ЮГ” глава совета директоров ГК “Чистый город” Полина Вергун. — Всю необходимую аргументацию мы военным представили, материалы (с выводами орнитологов) передали. Ждём ответа, который они по закону должны предоставить в течение 30 дней (до конца 2018 года)».

Со слов Вергун, параллельно они рассматривают альтернативные варианты, но эти земельные участки находятся от Ростова на достаточном удалении (до 50 км), а любое увеличение расстояния, по мнению главы совета директоров «Чистого города», приведёт и к «значительному повышению тарифа».

Ещё одна проблема, которая тормозит реформу, это отсутствие раздельного сбора мусора.

«Реформа нужна именно для того, чтобы избавиться от огромного количества мусора в стране, — уверен гендиректор АО “Ростоввторпереработка” Михаил Кутузов: — Президент России развернул реформу в сторону раздельного сбора мусора. Так, чтобы в горизонте нескольких лет, батарейки, бумага, пластик, алюминиевая тара и прочие твердые отходы (в том числе и опасные) разделялись уже на самом начальном этапе формирования отходов (самим населением или юрлицами) и направлялись в переработку.
Однако в регионах, за редким исключением, нет организаций, которые знают, как правильно организовать раздельный сбор отходов. Это одна из задач, которая должна быть поставлена региональным операторам, как главным участниками новой системы».

Инфраструктуры нет, тарифы — на подходе

Григорий Болдырев уверен, что удорожание услуги предполагает повышение её качества (автор фото — Андрей Бойко).

По мнению регионального руководителя Зелёного движения «ЭКОМИР» Григория Болдырева, в Ростове ситуация со сбором отходов несколько лучше, чем, например, в Азове и Новочеркасске (где, кстати, уже работает региональный оператор). «Мы проводили мониторинг этих территорий и видели, что даже оборудованные контейнерами площадки нормально не обслуживаются. Мусор из открытых контейнеров разлетается по округе. Сборщики отходов вывозят только то, что в контейнерах. А то, что рядом с ними, воспринимают, как стихийную свалку и требуют оплату за вывоз с собственника территории. Не проработан вопрос со складированием и вывозом строительных отходов. И, конечно, отдельный вопрос — раздельный сбор. Эту культуру надо прививать населению и на примерах показывать, как это к лучшему меняет жизнь горожан».

Болдырев добавил, что повышение цены за обращение с отходами (их вывоз и так далее) предполагает как минимум повышение качества услуги. Однако мониторинг городов, где уже работает регоператор, показывает: услуга по вывозу и обращению с ТКО подорожала, но более качественной пока не стала.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!