Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Неслучайное лидерство ТД «РИФ»

01.12.2017 | 17:12
|
268
текст Сергей Кисин
изображение Бенефициар ТД «РИФ» Пётр Ходыкин рассчитывает нарастить перевалку зерна в 2–3 раза

Третий год подряд лидером среди российских зернотрейдеров становится донская компания ТД «РИФ», отгружающая продукцию с собственного терминала в Азове

Компании ТД «РИФ» и «Промэкспедиция» донского бизнесмена Петра Ходыкина третий год подряд становятся лидерами отечественного зернотрейдинга — в сельхозсезоне 2016-17 годов ими было отгружено за рубеж 4,5 млн тонн зерновых. Всего за несколько лет из никому на рынке не известного игрока ТД «РИФ» превратился в мощного экспортёра, подвинувшего с российского «зернового Олимпа» глобальные мировые компании. Второе место сейчас занимает сбытовая структура мирового зернового оператора Glencore Международная зерновая компания (3,2 млн тонн). Третье место у другого мирового игрока — американской Cargill (2,7 млн тонн). Сегодня весь российский экспорт зерна — это 35,5 млн тонн в 2016-17 годах. Это сейчас лучший результат на планете. В ближайшие годы, по прогнозам Минсельхоза РФ, страна должна нарастить присутствие на всемирных торговых площадках ещё как минимум на треть.

Рывок из ниоткуда

За последние три года «РИФ» регулярно занимает первую строчку в Топ-15 отечественных экспортёров (4,6 млн тонн в 2014–15 годах, 4,3 млн тонн в 2015–16 годах) и уверенно теснит традиционных лидеров в этом сегменте. Со строительством дополнительных портовых мощностей в ближайшие годы он сможет увеличить экспортные поставки.

ООО «Торговый дом “РИФ”» создано в 2010 году. Основное направление деятельности — закупка внутри России, продажа на внутреннем рынке и экспорт по всему миру сельскохозяйственной продукции — пшеницы, кукурузы, ячменя, а также бобовых и масличных культур.

Компания успешно сотрудничает со многими поставщиками сельхозпродукции из Азовского района, Краснодарского, Ставропольского краёв, а также Воронежской, Тамбовской, Волгоградской областей и Калмыкии.

Основной бенефициар нескольких компаний — Пётр Ходыкин. Его фотографии не украшают обложки ни деловых, ни гламурных изданий. Г-н Ходыкин из тех бизнесменов, которые олицетворяют известную максиму о том, что деньги любят тишину.

Формально ТД «РИФ» и ООО «Промэкспедиция» (Ростовская область, занимается транспортной обработкой грузов) принадлежат ряду оффшоров (99,99% акций ООО «ТД “РИФ”» у кипрской «Лапаркан Инвестмент Лтд.», ещё 0,01% — у зарегистрированной на Британских Виргинских островах «Грэйн Интернэшнл Холдингз Инк»), но в обеих компаниях лицом, имеющим право действовать без доверенности, является близкий г-ну Ходыкину человек — Вадим Саркисов, представленный в «СПАРК-Интерфакс» как директор обеих компаний. Летом 2014 года в интервью агентству Bloomberg сам г-н Ходыкин заявил, что является бенефициаром торгового дома.

Обе компании специализируются на зерноторговле, переваливая товар на базисе FOB через собственный терминал в Азовском порту, а также через порты Ростова, Новороссийска и порт Кавказ на Таманском полуострове.

Компания стремительно развивается, показывая убедительные финансовые результаты все последние три года. Если в 2014 году выручка ТД, по данным «СПАРК-Интерфакс», составляла 16,14 млрд рублей, то в 2015 году — сразу 49,93 млрд рублей, а в 2016 году — уже 54 млрд рублей. Чистая прибыль за тот же период по РСБУ возросла с 18,4 млн рублей в 2014 году до 104 млн рублей в 2015 году. В 2016 году она составила 133 млн рублей. Таким образом, финансовый резерв как для дальнейшего развития, так и для заявленного строительства дополнительных перевалочных мощностей у «РИФа» уже есть.

Рост на мелководье

Последние три года компания сделала упор на отгрузку зерна по «малой воде». Этому способствовало завершение реконструкции азовского элеватора «Пром­экспедиции» с наращиванием мощности по единовременному хранению зерна с 30 сразу до 105 тысяч тонн. Так компания «РИФ» смогла сэкономить, во-первых, за счёт перевалочных расходов на «чужих» терминалах, во-вторых, на логистике — путь донских грузовиков-зерновозов от местных поставщиков до Азова куда ближе, чем вагонов-хопперов до Новороссийска. Это добавило «РИФу» конкурентных преимуществ.

Малые суда из Азовского порта доходили до керченского порта и порта Кавказ, где передавали свой груз на большие суда. В итоге в сезоне 2013–14 годов компания г-на Ходыкина сначала вошла в трейдинговый Топ-10 с показателем 1,955 млн тонн зерна, вплотную приблизившись к традиционным лидерам — МЗК («дочка» международного оператора Glencore), «Югу Руси», Louis Dreyfus и «Аутспан интернешнл». По состоянию на начало 2017 года, по данным Минсельхоза РФ, ТД «РИФ» контролировал 12,8% отечественного экспорта пшеницы (поставки главным образом в Турцию, Египет и Юго-Восточную Азию). У Glencore и Cargill соответственно 8,8% и 8%.

Показательно, что руководство «РИФа» не полностью зависит от экспорта. Во время объявленных правительством России в 2010 и в 2015 годах мер по ограничению зернового экспорта компания успешно продавала зерно и на внутреннем рынке. Однако при этом твёрдо настаивая на авансировании платежей. Именно из-за неплатежей многие трейдеры в то время попали под процедуру банкротства.

«Обжёгся пару раз, потому что неплатежи внутри страны были очень высокие, — признавался Пётр Ходыкин в интервью журналу “Агроинвестор”. — Крупные компании, которые работают на внутреннем рынке, брали у всех зерно и забывали платить деньги — таков российский рынок. У меня есть принцип: если я отдал товар без денег, то я потерял или деньги, или клиентов. А в основном — и то, и другое. Потому что наказания за невозврат денег в нашей стране не существует. Пока подашь в суд, выиграешь, получишь исполнительный лист, и потом ещё будешь за должником бегать, как придурок. Поэтому я предпочитаю делать наоборот: пусть маленькая маржа, но деньги вперёд. Лучше заработать 10 копеек, чем планировать заработать рубль и не получить его совсем».

На инвестиционном форуме в Сочи в октябре 2016 года между «Промэкспедицией» и ФГУП «Росморпорт» было подписано соглашение об увеличении портовых мощностей в Азове. К 2019 году «Промэкспедиция» рассчитывает нарастить здесь перевалку с нынешних 2,5 млн тонн в 2–3 раза. Новый специализированный терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 5 тысяч тонн. В состав гидротехнических сооружений морского терминала войдут три причала (два для погрузки зерновых культур и один для генеральных грузов). Для формирования судовых партий отгрузки зерна предполагается строительство элеватора на 50 тысяч тонн единовременного хранения, а для формирования судовых партий отгрузки генеральных грузов планируется создание открытых складских площадок.

Трейдер по призванию

Интересно, что сам зернотрейдер, в отличие от своих конкурентов, даже не планирует скупать в регионе сельхозпредприятия, предпочитая сконцентрироваться только на трейдинге. «Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, должна быть специализация, — уверен г-н Ходыкин. — И нужно делать свое дело очень хорошо. А делать всего по чуть-чуть, кое-как — это очень опасно и недальновидно. Сейчас многие “колхозники” идут в экспорт. Понятно, они отнимают у меня долю: раньше они продавали (зерно. —“Эксперт ЮГ”) мне или таким, как я, а сегодня продают сами. Но на этом рынке одни обманщики, поэтому они платят дороже за инфраструктуру, за перевалку, за оформление, доставку. И всегда находятся под риском того, что их обманут, не выполнив контракт. Выполнят его только тогда, когда цена вырастет. А если она будет падать, то и выполнять его никто не будет. И они с этим ничего не сделают и обрушатся. На рынке есть мнение, что мы, трейдеры, — спекулянты. Но, не хвастаясь, я первым в России ввёл открытую цену на зерно. Все знают, почём зерно реально торгуется. Ещё 5−10 лет назад все компании покупали закрытым прессом, никто ничего не понимал, у “колхозников” отжимали урожай».

В нынешнем году руководство ТД «РИФ» вместе со многими коллегами подписало Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, призванную противодействовать работе с недобросовестными посредниками и уклонению от уплаты налогов. Таким образом, компания берёт на себя обязательства избегать «серых схем» и вовлечения в многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции, цель которого — избежать дополнительной налоговой нагрузки.

Амбициозные планы собственника помогут ему занять ведущие позиции на мировом рынке, и «РИФу» вполне под силу оказаться компанией, на которую в будущем сможет сделать ставку государство при принятии решения о поддержке российского экспорта. В этом случае Петру Ходыкину придётся осваивать не только современные технологии, но и публичные коммуникации.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!