Информационное агентство / Аналитический центр

Ростовская агломерация: развитие неизбежно, но нужна инфраструктура

29.04.2019 | 14:04
|
623
текст Ксения Калиниченко
изображение //фото с сайта investrostov.ru

Южнороссийские города сегодня проходят этап конкуренции друг с другом за интеллектуальные и финансовые ресурсы. В этих условиях одним из центральных становится вопрос создания агломераций. Однако влиять на этот процесс можно только в части развития инфраструктуры и эффективного управления, говорят эксперты

По данным министерства экономразвития Ростовской области, столица донского региона Ростов-на-Дону входит в тройку лидеров в стране после Москвы и Санкт-Петербурга по численности населения — 2,65 млн человек. За последний год в Ростовской области обсуждение вопросов, касающихся развития агломерации, вышло на новый уровень. В частности, разработан законопроект «О развитии агломерации», появились новости о возможном присоединении Аксая и Батайска к Ростову. Команда из Ростовской области с проектом превращения Ростова в первый мегаполис Юга России получила Гран-при федеральной образовательной программы «Развитие региональных команд». В ростовскую команду под руководством министра экономического развития региона Максима Папушенко вошли областные министры, их заместители, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области, председатель комитета по экономической политике областного Законодательного собрания Игорь Бураков.

Все это активизировало дискуссию о том, каковы перспективы Ростовской агломерации и на чем здесь нужно концентрироваться. Развитие Ростовской агломерации стало темой пленарной дискуссии Восьмого межрегионального урбанистического форума «Развитие городов юга России», организованного аналитическим центром «Эксперт Юг». Соорганизатор форума Центр компетенций по развитию городской среды Ростовской области, стратегический партнер — адвокатское бюро «Домащенко и Партнеры», партнеры Karcher, Amway, «РостИнпром».

Агломерация: образ будущего

Депутат Законодательного Собрания Ростовской области, генеральный директор ООО «Фирма «Руслан» Адам Батажев рассказал, что вопрос создания Ростовской агломерации возник еще 10-12 лет назад. «Агломерация дает право развиваться тем муниципальным образованиям, которые в эту агломерацию входят. Ростову-на-Дону сегодня, чтобы развиваться, нужны дополнительные земли. Частично агломерация на сегодня уже состоялась: многие предприятия из-за экологических требований, экономических обоснований выводят свои предприятия за территорию Ростова», — напомнил Адам Батажев.

В рамках вопроса развития Ростовской агломерации обсуждается и тема возможного присоединения к Ростову Аксая и Батайска (территория так называемого «Большого Ростова»). «Районы, присоединение которых к Ростову сейчас обсуждается, де-факто работают в связке. При этом они ограничены в своих финансовых возможностях, в то время как Ростов дает 40-45% доходной части всей области. Финансовые возможности Ростова дадут тем районам, которые присоединятся, толчок к развитию», — говорит Адам Батажев. Объединение позволит Ростову вкладываться в развитие инфраструктуры на территории соседних районов. «К тому же чем крупнее объект, тем больше финансирования он может привлечь из федерального бюджета», — отметил Адам Батажев.

Как рассказал начальник управления территориального развития и архитектуры министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Владимир Горелкин, в целом агломерационное развитие в Ростовской области предусматривается на девяти территориях: Ростов, Шахты, Каменск-Шахтинский, Миллерово, Вешенская, Морозовск, Волгодонск, Ремонтное, Сальск. «Это позволит сосредоточить ресурсы в этих местах и предотвратить отток населения, а сегодня тенденция такова, что Ростовская агломерация впитывает население с окраин, это приводит к несбалансированному развитию территорий. Наша задача — создать равномерные условия для развития всей области», — сказал Владимир Горелкин.

Ростовская агломерация: развитие неизбежно, но нужна инфраструктура

«Мы сегодня видим попытку решить какие-то срочные вопросы присоединением территорий, а не обсуждать, как управлять межтерриториальным развитием, как настроить межбюджетные отношения, как синхронизировать муниципальные, областные и федеральные программы. Здесь и сейчас легче, наверное, решить вопрос так: более сильное муниципальное образование как источник бюджетного финансирования будет вкладывать деньги в прилегающие территории. Но будет сохраняться дисбаланс между развитием этих территорий, мы будем все дальше отходить от принципиальных решений по территориальному управлению, мы не будем решать проблемы, к которым вернемся, потому что через пять лет «Большой Ростов» выйдет на новые границы», — сказал генеральный директор АО «Южный региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Дмитрий Павленко.

Присоединение территорий несет в себе издержки

При этом вопросы развития Ростовской агломерации и присоединения территорий не должны конфликтовать между собой, отмечает Дмитрий Павленко. «В области тактического развития Ростова, наверное, вопросы по присоединению территорий правильные. Мы знаем, что есть проблемы с полигонами, кладбищами, развязками — это срочные вещи. Но если население Батайска в результате этого присоединения ничего не теряет, а только приобретает, то нужно посмотреть: а жители сельских территорий? Изменится их налоговый статус. Например, обязательное страхование автотранспорта, где сумма может увеличиться в два раза, кадастровая оценка земельных участков, налог на землю и так далее. Здесь задача как раз заключается в том, чтобы правильно оценить последствия этих действий. Насколько я понимаю, губернатор Ростовской области Василий Голубев такое поручение дал — не торопиться с решениями», — уточнил Дмитрий Павленко.

Вопрос об агломерации уже вышел за пределы только разговоров, отметил заместитель председателя комитета по градостроительству Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» Игорь Далаксакуашвили. «Был разработан хороший проект закона о Ростовской агломерации. Законы с похожим названием появились и в других городах России — наверное, это говорит о том, что это федеральная политика. При этом программа реализации такого закона не должна ограничиваться только идеей присоединения пригородных территорий, — говорит Игорь Далаксакуашвили. — Новая граница Ростова фактически уже установлена — новым аэропортом, Северный и Восточным обходами. Поэтому присоединение Аксая и Батайска, — дело, возможно, времени. Такой укрупненный Ростов должен получить и большие права в части бюджета, тарифов, транспорта, самоуправления: просто объединение — это бессмысленно».

Из двух схем — присоединения территорий или договорных отношений между ними — не надо делать какой-то выбор, это не противоречие и не альтернативные варианты, это многоуровневая система управления, отмечает Игорь Далаксакуашвили. Территории, присоединение которых к Ростову сейчас обсуждается, уже и так по факту едины через рабочие места, застройку, транспорт, — это Батайск и Аксай, и есть территории, объединенные договорными отношениями с центром, — Азов, Мясниковский район, Новочеркасск, говорит эксперт. «Развитие агломерации при крупном городе — это не повод для дискуссии, а обязательный элемент городского планирования», — сказал Игорь Далаксакуашвили. При этом агломерации должны быть центром притяжения в масштабе всей страны и конкурировать за все виды ресурсов не только с соседними регионами, но и с Санкт-Петербургской агломерацией, Московской областью и т. д., отметили участники дискуссии.

Ростовская агломерация: развитие неизбежно, но нужна инфраструктура

Куда движется процесс

Как заявил начальник отдела градостроительного проектирования ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Григорий Алексеев-Малахов, Ростовская агломерация продолжает развиваться «независимо от нашего с вами желания и вмешательства». «Есть два варианта развития Ростовской агломерации — это усиление ядра, то есть Ростова-на-Дону, с увеличением границ и наращивание связанности пригорода. С моей точки зрения, эти два варианта должны объединяться. Очень важно, чтобы была связанность пригородов между собой и с центром. При этом, безусловно, город, который является ядром, тоже должен пользоваться всеми преимуществами агломерации — природным, культурным, рекреационным потенциалом», — говорит Григорий Алексеев-Малахов.

«Агломерация — это не искусственный, а естественный процесс, и базируется он, прежде всего, на экономическом развитии. Базис — это бизнес, все потоки, которые он формирует, должны быть самодостаточными, они уже магнитом притягивают территории, кадровые ресурсы. Когда мы говорим об экономическом развитии, то ключевое здесь — человеческий капитал, а высококвалифицированные специалисты стремятся работать и жить там, где будет создана доступная и комфортная среда», — отметил генеральный директор компании «РостИнпром» Евгений Крашенников.

По словам директора ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» Сергея Трухачева, центральный вопрос — как наполнять агломерацию инфраструктурой — транспортной, инженерной и т. д. «Есть емкое определение агломерации — это единый рынок труда. Если вы, живя условно в хуторе Щепкин, представляете для себя возможным каждый день ездить на работу в Ростов, значит, вы живете в одной агломерации. У нас сегодня нет, к сожалению, объективных критериев для того, чтобы судить о том, где проходят границы Ростовской агломерации», — сказал Сергей Трухачев. В этом помогли бы замеры транспортных потоков, которые возникают внутри агломерации ежедневно. И здесь встает вопрос развития транспортной инфраструктуры. «Если мы говорим о взаимоотношениях города и его пригородов, то вопрос создания транспортно-пересадочных узлов — это вопрос № 1», — отметил председатель комитета Союза ТПП Ростовской области по развитию транспортно-логистического комплекса, член комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП, генеральный директор ООО «Южное инвестиционное агентство» Александр Потеряхин.

Развитие Ростовской агломерации неизбежно, теперь стоит задача выстроить работоспособную инфраструктуру и грамотную систему управления, чтобы выгоду в итоге получил не только город-ядро агломерации, но и пригороды, заключили эксперты.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!