Информационное агентство / Аналитический центр

Статус города-миллионника требует новых обязательств

23.10.2018 | 10:10
|
307
текст Олеся Меркулова

Краснодар стал шестнадцатым в России и третьим на Юге городом-миллионником. Это утешительный приз за десятилетие бурного роста в строительстве жилья и привлечении населения. Но проблемы, накопленные в этот период, можно решить, развивая город в рамках агломерации. Именно такой подход закладывается в новую стратегию развития Краснодара

В сентябре, по словам руководителя Краснодарстата Татьяны Курниковой, в Краснодаре официально зарегистрирован миллионный житель. Мэрия города несколько лет подряд заявляла, что де-факто количество жителей столицы Кубани уже давно перевалило за миллион, но де-юре это случилось в сентябре 2018 года. Об изменении формального статуса города было с торжеством объявлено на праздновании Дня города. По мнению властей, официальный статус миллионника закрепит за Краснодаром и без того высокий уровень инвестиционной привлекательности и даст возможность для большего лоббирования своих проектов в федеральных госпрограммах.

За Краснодар в данном случае «играет» образ южного, привлекательного для жизни и работы города. Важно и то, что город умеет работать с бизнесом и имеет богатый набор «историй успеха», которые убеждают потенциального инвестора сильнее абстрактных цифр в статистических отчётах. Локализация «Клааса», промышленных проектов «Магнита», а также создание индустриальных парков — вот лишь неполный перечень примеров, изменивших структуру отраслевого среза кубанской столицы.

Но бурный рост не обходится и без издержек. Отрицательным опытом для Краснодара стали хаотичная застройка, инфраструктурные и транспортные проблемы. Системность этих проблем подтолкнула городские власти к разработке нового генплана, который определит развитие краевой столицы на несколько десятилетий вперёд. При разработке плана будет учитываться развитие не только города, но и прилегающих к нему муниципалитетов. Синхронизация этого развития, а также создание законодательной базы для полноценной агломерации — задачи уже ближайшего будущего.

Рост за счёт миграции и потребления

Краснодар и до статуса миллионника сравнивали с двумя крупнейшими городами в ЮФО — Ростовом-на-Дону и Волгоградом. Сравнение этих городов позволяет понять процесс превращения Краснодара в город-миллионник. Сравним, например, показатели роста населения Краснодара с крупнейшими российскими городами. Население Краснодара за 10 лет выросло на 30% — с 709 тысяч человек в 2008 году до 1 млн к сентябрю 2018 года. По динамике роста населения Краснодар опережает Москву (рост на 19% за 10 лет) и равен Тюмени (29% за 10 лет), которая стала центром притяжения миграции за счёт разработки нефтяных месторождений. Для Краснодара «нефтью» стал климат: именно его город активно продавал миграционным потокам. Он позиционировал себя как южный город, в котором хочется жить. Результат — ежегодный миграционный поток в 15-20 тысяч человек.

Население Ростова-на-Дону за 10 лет (2008–2018 годы) выросло всего на 7,7% — с 1,04 млн человек до 1,13 млн человек. Волгоград за этот период — всего на 3%, с 983,9 тысячи человек в 2018 году до 1,01 млн человек в 2018 году. При этом Волгоград несколько раз выбывал из списка российских городов-миллионников. Причины — низкий миграционный поток (у Ростова-на-Дону — 1000–1500 человек ежегодно, у Волгограда — всего около 500 человек) и отрицательные или практически нулевые показатели естественного прироста (Ростов — 31 человек, в Волгограде естественная убыль — 2500 человек). В то время как Краснодар в списке небольшого числа городов, показывающих положительную тенденцию естественного прироста, — 5104 человека в 2017 году. По этому показателю он опережает более чем в 5 разМоскву и Петербург (около 1000 человек ежегодно).

Экономические показатели Краснодара говорят о том, что современная формула роста города — потребление, в то время как классическая парадигма индустриального города уже не работает; особенно это видно, если сравнивать Краснодар и Волгоград. Так, общий объём реализованных товаров в Краснодаре за 2017 год составил 161,3 млрд рублей, что на 3,4% выше Ростова-на-Дону (155,9 млрд рублей) и на 77,5% выше Волгограда (90,8 млрд рублей).

Второй важный потребительский показатель — объём ввода жилья в городе. В Краснодаре в 2017 году было введено 2,4 млн кв. м, что в два раза с лишним раза больше, чем в Ростове-на-Дону (1,1 млн кв. м), и вшестеро превышает показатели Волгограда (377,6 тысячи кв. м в 2017 году).

Кроме того, у Краснодара высокий уровень трудоспособного населения. По данным компании «Эрнст энд Янг», доля трудоспособного населения в столице Кубани составляет 59,4% — это значительно выше среднероссийского показателя (56,7%), а также превышает аналогичный показатель Москвы (58,5%) и Петербурга (58,3%).

При этом единственный показатель, по которому Волгоград обогнал Краснодар, — отгруженные товары собственного производства и выполненные услуги собственными силами. В Краснодаре он составил 518,2 млрд рублей, что на 21,6% меньше, чем в Волгограде (661,2 млрд рублей), зато на 15% больше, чем в Ростове-на-Дону (449,7 млрд рублей).

Краснодар уступает Ростову в объёме инвестиций в основной капитал — 121,09 млрд рублей в Краснодаре против 147,3 млрд рублей в Ростове-на-Дону (меньше на 17,7%), но этот показатель больше, чем в Волгограде (93,06 млрд рублей), на 30%.

«Новый статус предоставляет как преимущества со стороны правительства (поддержка развития дорожной инфраструктуры) и усиление интереса со стороны инвесторов (крупный рынок сбыта, центр торговли и услуг), так и повышенные требования, а также новый уровень конкуренции. Теперь город чаще и уже официально будут сравнивать с городами-миллионниками, что требует дополнительных усилий со стороны администрации и бизнеса для подчёркивания своей конкурентоспособности и статуса», — говорит представитель в СНГ аудиторско-консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко (компания разрабатывает стратегию развития города до 2030 года).

«Факторы, влияющие на миграцию в Краснодар — торговля как отраслевая доминанта и “подушка безопасности” экономики Краснодара, сильная конкуренция между участниками потребительского рынка, способствующая улучшению качества услуг и ассортимента, высокий уровень предпринимательской активности», — объясняет г-н Панасенко. «Не каждый южный город рос так, как Краснодар. Климат — это большой плюс, но если в городе нечего делать, нет рабочих мест и потребительской сферы, он расти не будет», — говорит директор ООО «ЧФК — Недвижимость» Алексей Трушин. По его словам, Краснодар умеет работать с инвестициями так, чтобы они давали высокую отдачу и работали на город. К примеру, соглашение с немецким «Клаасом», который локализовал здесь производство.

При этом инвестиционная ёмкость рынка Краснодара и агломерации достаточно высока как раз за счёт роста населения, особенно в сфере ЖКХ. «Мы изначально зашли в Краснодарский край, но решили развиваться в Краснодаре, — рассказывает Михаил Келеметов, директор краснодарского филиала ГК “ЭНСИ” (группа компаний управляет промышленным строительством). — Во-первых, Краснодар быстро растёт, во-вторых, он энергодефицитный. В-третьих, нам всячески помогают муниципальные власти, что немаловажно для входящих инвесторов. И мы уже несколько лет понимали, что Краснодар — это миллионник с огромным рынком». «ЭНСИ» сейчас разрабатывает проект электростанций в восточном направлении Краснодара (район аэропорта) с потенциальным объёмом инвестиций в 30 млрд рублей.

Рост населения и его характеристики учитывают многие крупные компании, развивающиеся в Краснодаре. «И статус города-миллионника, и коэффициент подвижности населения (среднее число поездок, приходящихся на одного жителя в год) учитываются в стратегии развития аэропорта Краснодара, его инфраструктуры и географии полётов», — приводит пример руководитель по маркетингу и связям с общественностью «Базэл Аэро» (компания управляет аэропортами Краснодарского края) Анна Шалимова. По ее словам, за 9 месяцев 2018 года международный аэропорт Краснодар обслужил около 3,2 млн человек. Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, претендующий на статус узлового на Юге, за тот же период обслужил только 2,4 млн. В 2018 году «Базэл Аэро» начал строить новый терминал за 11 млрд рублей. Пропускная способность аэропорта вырастет в два раза.

Хаотичная застройка как индикатор городских проблем

Впрочем, бурный рост Краснодара привёл к ряду системных проблем, главные из которых — неконтролируемая хаотичная застройка, хронический износ инженерных сетей и не успевающая за городом транспортная инфраструктура. Город отчитывался рекордными двумя миллионами квадратных метров ежегодно без учёта того, какую городскую среду формируют эти квадратные метры и как растёт нагрузка на транспорт, социальную сферу и коммуникации города, не подготовленные к такому росту.

По словам Евгения Панасенко, в Краснодаре объём фактического водоснабжения в 1,6 раза ниже нормативного значения, 48% уличной водопроводной сети нуждается в замене, ливневыми канализациями обеспечено около 60% улиц города, более 50% сетей хозяйственно-бытовой канализации требуют замены; единая схема сетей ливневой канализации и КНС не обновлялась с 2008 года. Всё это требует огромных инвестиций, и не только из муниципального бюджета.

Хаотичная застройка потянула за собой дорожно-транспортную инфраструктуру. По данным отчёта Global Traffic Scorecard за 2017 год, Краснодар занял 24 место среди 1 064 городов мира с самыми большими пробками.

По словам первого заместителя руководителя департамента по архитектуре и строительству Краснодарского края Александры Устроевой, массовое освоение земель застройщиками велось без учёта транспортных потоков и нагрузки на социальную и инженерную инфраструктуру, что привело к дисбалансам развития города. Без внятных градостроительных инструментов застройщики шли по самому простому пути — застраивали поля или точечные пятачки в центре города. Результат — сверхуплотнённая периферия из новеньких однотипных микрорайонов, зачастую без социалки, комфортной городской среды и продуманных транспортных артерий и рыхлый центр города с точечной застройкой и ветхим фондом, который не могут расселить годами. «Город сильно меняется с изменениями в застройке, новые дома делают новый город, — говорит генеральный директор архитектурной компании Bureau ARD Алексей Тимофеев (бюро стало одним из победителей национального конкурса проектов стандартного жилья). — Строительство должно “транслировать” ценности города и горожан, в то время как на рынок жилья вышло очень много людей, никогда не работавших в городе, зато имевших земельные участки и получивших право привлекать деньги по 214-ФЗ (закон о дольщиках). У таких застройщиков не было других ценностей, кроме как продажи. Не было корпоративной культуры, желания сделать качественный продукт, но именно они отстроили город, в котором мы сейчас живём».

Хаотичная застройка способствовала становлению общественного движения «Помоги городу». Оно разрабатывает собственные проекты и пытается контролировать застройку через публичные слушания. Так, «Помоги городу» делало проект непрерывных парков на территории Карасунских озер, который пока так и не реализован. Но это позволило спасти приозёрные территории от появления жилых комплексов. «Помоги городу» «подарило» Краснодару и нового главного архитектора, которым стала активистка этой организации, архитектор-проектировщик (последнее место работы по специальности — ООО «НПО “ГеоИнжПроект”») Наталья Машталир.

Сейчас городу управлять строительным комплексом приходится в ручном режиме. Администрация ограничивает количество выданных разрешений на строительство и не выдаёт его тем застройщикам, которые не обеспечивают квадратные метры инфраструктурой. Одновременно с этим краснодарские власти отыгрывают конкурс на разработку нового генерального плана города за 140 млн рублей. По словам мэра города Евгения Первышова, новый генплан будет разрабатываться 2,5–3 года.

По мнению Алексея Тимофеева, большим шагом для Краснодара станет реализация проектов комплексного развития уже застроенных территорий, в первую очередь, ветхого центра города. «Застройщиков нужно стимулировать к комплексному строительству в центре города и расселению ветхого жилья. Один из механизмов — земельные участки без торгов и невысокая стоимость аренды», — добавляет Александра Устроева.

Прямая дорога в «золотую тысячу» агломераций

По словам экономиста, председателя комиссии Общественной палаты Краснодарского края Александра Полиди, статус города-миллионника помогает вписаться в глобальную мировую конкуренцию. «Города конкурируют между собой прежде всего за ресурсы развития, — рассуждает г-н Полиди. — А это не только деньги, но и люди с высоким уровнем продуктивности и доходности. Статус миллионника автоматически даёт Краснодару гораздо больше возможностей для выигрыша».

Сейчас в Краснодаре разрабатывается стратегия развития города до 2030 года. По словам генерального директора фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, статус миллионника — повод выстроить новую устойчивую стратегию роста. «Город развивался очень хаотично, трансформировал внешние финансовые потоки только в стройку и в торговлю. При этом темпы и масштаб строительства не сопровождались внятной концепцией градостроительного развития, адекватным повышением качества городской среды. Теперь наступил серьёзный рубеж, когда город может подумать, какие ниши, кроме строительства и торговли, он может занять», — говорит он.

Стратегия развития города будет учитывать не только Краснодар, но и краснодарскую агломерацию, которая в масштабе страны урбанистам интереснее. Она сыграла не последнюю роль в росте города.

Краснодарская агломерация с ядром в Краснодаре включает в себя Горячий Ключ, Северский район, Динской район и три субъекта Адыгеи — Тахтамукайский район, Теучежский район, Адыгейск. Согласно базе данных муниципальных образований Росстата, суммарное количество жителей Краснодарской агломерации составляет 1,4 млн человек. Это 25% всех жителей Краснодарского края (5,5 млн человек).

Краснодарская агломерация — основной потребительский рынок Кубани. Внутри агломерации в 2017 году было введено 2,8 млн кв. м жилья. Это 59,8% всего ввода жилья в регионе. Большая часть, естественно, пришлась на Краснодар — 2,4 млн кв. м жилья. Внутри Краснодарской агломерации общий объём всех реализованных продовольственных товаров за 2017 год составляет 183,7 млрд рублей — 35,6% от объёма всего Краснодарского края. Инвестиции в основной капитал предприятий Краснодарской агломерации в 2017 году составили 161,7 млрд рублей — 44,8% всех инвестиций в основной капитал региона.

География инвестиционных проектов Краснодарской агломерации наглядно показывает распределение ролей между муниципалитетами. В муниципальные районы уходят «тяжёлые» производственные проекты, Например, модернизация двух нефтеперерабатывающих заводов (Ильский НПЗ и Афипский НПЗ) общей стоимостью 54 млрд рублей идёт в Северском районе. Динской район — агропромышленное плечо Краснодара, здесь «Тандер» строит тепличный комплекс за 12 млрд рублей, «Бондюэль-Кубань» — новый завод за 204 млн рублей, здесь реализуют проекты мясоперерабатывающий комплекс «Динской», «Динск-сахар», тепличный комплекс «Зелёная линия», агрофирма «Луч».

Прилегающий к Краснодару Тахтамукайский район Адыгеи стал фактически пригородным районом Краснодара с выходом на трассу М4, что определило его структуру инвестиций. Именно здесь «Икеа» построила свой торговый центр «Мега Адыгея-Кубань», а сейчас реализует проект второй очереди «Меги» со строительством парка за 14 млрд рублей. Транснациональная компания учитывала именно агломерационный эффект при выборе территории и способствовала развитию района, который сейчас активно застраивается жильём и логистикой. Львиная доля инвестпроектов Краснодарской агломерации сосредоточена в строительном комплексе и ЖКХ (40).

«Агломерация питает город прежде всего трудовыми ресурсами. Особенно со стороны Адыгеи: очень много краснодарцев туда переехали, построили там дома и таунхаусы на относительно дешёвой земле, а на работу едут в Краснодар. Многие адыгейцы работают в Краснодаре. У нас северная сторона очень сильная: в первых двух электричках в Краснодар из Динского района люди едут стоя, — говорит Алексей Тимофеев. — Эти населённые пункты должны сидеть на нормальном транспортном каркасе, и только такое значительное образование, как агломерация, может привлечь внимание федерального центра, чтобы выделялись деньги на инфраструктуру. С созданием агломерации появляется надежда и на наземное метро. Много задач без агломерации просто не решить. Я думаю, что агломерация — это один из главных ресурсов развития Краснодара».

«Объединение городов и территорий в агломерации, а также их растущая роль в экономике — общемировой тренд. Крупные города имеют очевидные преимущества, обладают большими ресурсами, становятся центрами притяжения инвестиций и человеческого капитала. Краснодарская агломерация по своему социально-экономическому потенциалу уже играет заметную роль в ЮФО и России в целом», — считает Евгений Первышов. По словам мэра, Краснодар планирует создать Совет муниципальных образований Краснодарской агломерации, в рамках которого её участники будут синхронизировать проекты и инициативы.

По мнению экспертов, Краснодару теперь необходимо определить приоритеты, которые повысят его привлекательность среди международных инвесторов, позволят войти к 2030 году в «золотую тысячу» мировых агломераций с населением более 1,5 млн человек, в которых к 2030 году будет проживать 24% населения Земли и производиться 43% мирового ВВП. Именно здесь будет формироваться мировая экономика. Весомую заявку на вхождение в этот «золотой клуб» Краснодар уже сделал.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!