Информационное агентство / Аналитический центр

«Суровые тепличные условия»: что мешает развиваться овощеводам

06.03.2018 | 19:03
|
669
текст Евгений Андреев

Тепличные комплексы — одна из самых ярких точек роста в сфере сельского хозяйства Юга. Кампания по импортозамещению дала новый импульс развитию не только этого направления, но и целому ряду смежных отраслей.

За последние три года производство тепличных овощей, по данным ассоциации «Теплицы России», увеличилось на 30%. В 2017 году валовой сбор тепличных овощей составил, по данным ассоциации «Теплицы России» около 950 тысяч т, что на 17% выше уровня 2016 года. Рынка производства овощей в тепличном грунте рос и до кризиса, однако этот рост во многом был подкреплен беспрецедентной господдержкой АПК со стороны государства. Ее уровень за последние три года также вырос почти на 30%.

Как признают эксперты, собравшиеся на организованном Аналитическим центром круглом столе «Тепличный бизнес: какие проблемы сдерживают развитие?», отрасль находится на пороге «большого рывка». Совершить его не позволяет целый ряд проблем, как доставшихся в «наследство» вместе со старой базой, так и новых — связанных с дороговизной ресурсов и чрезмерным администрированием отрасли со стороны государства.

Что мешает росту овощей

Несмотря на растущий объём выращиваемых в России овощей в закрытом грунте, они только на 40% покрывает потребности рынка потребления. Остальные 60% или свыше 1 млн т овощей в год в Россию поставляется из-за границы. По данным Минсельхоза России, последние три года показатели импорта, правда, снижаются — с 2013 года ввоз огурцов и томатов (основные тепличные культуры) в Россию в силу разных причин (от введения эмбарго на ввоз до беспрецедентной господдержки) снизился вдвое. В ближайшие годы отечественным производителям предстоит увеличить производство овощей на 100%, чтобы восполнить пробел, образовавшийся после ухода «иностранцев». Однако занять освободившееся место они пока не могут.

По словам президента ассоциации «Теплицы России» Аркадия Муравьева, сегодня отрасль развивается благодаря государственной поддержке, точнее, двум ее основным видам: субсидиям на возмещение 20% затрат на строительство новых тепличных объектов, а также субсидированию процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям. Правда, льготы выдаются на строительство теплиц нового поколения с так называемой светокультурой (с возможностью круглогодичного освещения теплицы). Круглогодичные теплицы дают необходимую экономику для банка и для бизнеса. Сейчас их доля в общем объеме тепличных хозяйств около 25%. Все остальное — старые теплицы. Ежегодный объем ввода в эксплуатацию новых тепличных хозяйств, под данным ассоциации– 150-200 га.

Однако темп роста теплиц мог быть более впечатляющим. По словам Аркадия Муравьева развитие отрасли сдерживают 12 основных вопросов.

1) Доступность финансовых ресурсов. Сейчас достаточно сложно получить доступ к льготным кредитам, условия у банков жесткие.

2 Доступность энергетических ресурсов. Комбинаты рентабельны (10-15%), но этой рентабельности недостаточно, чтобы дать быструю окупаемость. Собственная генерация дорогая — стоит 40-50 млн рублей на один мегаватт. Самый эффективный способ – присоединение к сетям ФСК. Там цена на электроэнергию составляет от 2,5 до 3 рублей за киловатт.

3) Доступ к земельным участкам. Сегодня наблюдается дефицит площадей под размещение тепличных производств.

4) Доступность пригодной для полива воды. Оказывается, во многих регионах России это проблема. Просто взять воду из-под земли зачастую нельзя. Нужно ставить осмотические установки, а осмос – это еще рассол, которые куда-то надо пристроить. Его сливают, что ухудшает экологическую обстановку.

5) Доступность трудовых ресурсов. По словам Аркадия Муравьева, сегодня «мы исчерпали возможности привлекать население к работе в теплицах» и подошли к той черте, когда привлекать рабочую силу придётся из-за границы.

6) Отсутствие агрономов. Этих специалистов для работы в защищенном грунте сегодня не готовят в вузах.

7) Доступность к путям реализации продукции. Маленькие предприятия никогда не попадут в сети, нужна масштабность производства.

8) Доступность господдержки. Чтобы получить её, нужно потратить много времени, а результат не гарантирован.

9) Доступность административных ресурсов. Если нет административной поддержки, реализовать любой проект становится проблематично.

10) Возможность возврата кредитных ресурсов. Банки внимательно смотрят на заемщика, есть ли у него другие способы погашения задолженности, помимо работы тепличного комбината. Часто требуют поручительство более крупного бизнеса, который также закредитован.

11) Отсутствие проектных организаций, которые могут спроектировать теплицы. По данным Муравьева, их осталось две или три на всю Россию.

12) Отсутствие инжиниринговых компаний, которые способны реализовать проект строительства теплиц. Строить теплицы могут только специализированные компании, которых на рынке немного.

Алексей Востриков, ведущий консультант минсельхоза в Краснодарском крае, добавляет, что основными сдерживающими факторами, влияющими на себестоимость производства — затраты на приобретение технологического газа и электроэнергии. «Это влияет на процесс ценообразования, приводит к тому, что цена наших овощей выше, чем, например, турецких», — говорит Востриков. По его словам, власти стараются «находить точки соприкосновения с представителями естественных монополий».

Несмотря на это, реализации, площадь современных высокотехнологичных теплиц в крае выросла почти в три раза за последние пять лет. Сегодня в крае с учетом личных хозяйств выращивается порядка 11% овощей в защищенном грунте от всего российского производства. Если до 2010 года в крае средняя площадь теплиц составляла не более 70-75 га, а производства порядка 22 тысяч т, то в 2017 году площадь теплиц (в сельхозорганизациях и КФХ) порядка 240 га, а производства превысило 100 тысяч т. Край занимает лидирующие позиции по производству овощей в защищенном грунте. Лидерами по урожайности и производству являются ТК «Зеленая линия» (входит в «Магнит»), ТК «Белореченский» и «Овощи Краснодарского края». По итогам года край планирует произвести 120 тысяч т овощей и довести к 2020 году общее производство овощей в закрытом грунте до 150 тысяч т.

По словам финдиректора ООО «Овощи Краснодарского края» Владимира Александрова, еще одна проблема в тепличном бизнесе касается сроков получения субсидий: «по факту сроки получения субсидии с июня по август. Затем средства, выделенные на компенсацию, заканчиваются». Вторая проблема связана со взаимодействием с Россельхознадзором. «У нас в сезон выходит до 15 машин в день. Основное требование сетей – получение карантинного сертификата на каждый автомобиль. По факту это привоз инспектора и длительная процедура согласования», — говорит Александров.

Как отметил начальник отдела внутреннего карантина растений и семенного контроля Россельхознадзора по краю и Адыгее Владимир Абросимов, в целом ведомство «идёт навстречу бизнесу». «Если мы не выявляем карантинных объектов, то даём разрешительные письма на три месяца на вывоз продукции без сопровождения карантинными сертификатами. Это в значительной степени снижает затраты на оформление документов», — говорит Абросимов.

По словам Юрия Величко (владелец 2 га теплиц в Курганинском районе) его предприятие, а также в целом мелкие производители испытывают трудности во взаимодействии с надзорными органами. «Если коротко, то мы покупаем теплицу итальянского производства. Однако для того, чтобы её установку одобрил Ростехнадзор, требуется пройти экспертизу. В итоге мы потратили 2 млн рублей и два года согласований. Зачем мы это делали, ведь мы купили готовое оборудование? Мы будем в тупике с таким госрегулированием», — возмущается Величко.

По словам директора ЗАО ТК «Прогресс» (5,7 га) Амбарцума Назарова, основные проблемы – это все же ресурсы и получение техусловий. Также есть проблема с отсутствием рабочей силы и нежеланием населения трудиться в «суровых тепличных условиях».

По мнению доктора сельскохозяйственых наук, профессор ВАК, заведующий кафедрой овощеводств КубГАУ Руслана Гиша, сегодня все производства работают в отрыве друг от друга — участники рынка предпочитают переманивать сотрудников друг у друга, а это путь в никуда. «На всей территории России не осталось кафедр, где готовили бы специалистов по защищенному грунту. Специализированных кафедр всего две в КубГАУ и в Тимирязевской сельхозакадемии. Есть предложение

совместно готовить специалистов. Европейскиий опыт показывает, что компании на конкурсной основе могли бы отбирать молодых специалистов для работы и проводить учебно-производственную практику на производстве», — резюмирует Гиш.

Битва за урожай начинается с розетки

С Назаровым соглашается и первый заместитель гендиректора ЗАО УК «Экогеос» (2 га) Виталий Кильо. При этом он отмечает, что конкурировать по стоимости с овощами из тёплых стран Россия может при условии более дешевых энергоресурсов. Для этого нужны программы по субсидированию таких затрат.

По словам гендиректора ЗАО «Радуга» Хизира Джаримока, электроэнергия в Краснодарском крае дорогая лишь относительно энергопрофицитных регионов. В Адыгее она выше, чем где бы то ни было (до 10 рублей за киловатт). «Правда, наш комбинат отапливается геотермальными водами. Это дешевле газа, но вода агрессивна, поэтому есть издержки», — сетует Джаримок.

«Проблемы свойственны и представителям цветоводческой отрасли. Цветоводство на сегодня не имеет господдержки», — говорит генеральный директор «Юг-Агро» Сергей Куренёв. По его словам, 80% цветов в России — это импорт. Такая же пропорция была и в сегменте овощей. Но главная проблема все же типична для отрасли – высокий тариф на энергию. «Надеемся, что будет принята программа поддержки, которая позволит сделать тариф максимально близким к тарифу ФСК», — говорит Куренев. «В ФСК, кстати, никаких проблем не видят в том, чтобы заключить с ними контракт и работать напрямую. «Только вы проложите 70 км ЛЭП и постройте понижающую подстанцию…. Для бизнеса это неподъемно», — говорит Куренёв.

Конкурировать с зарубежными производителями овощей в зимний период местным предприятиям невозможно по причинам климатического характера. С ноября по март в России мало солнца, получать продукцию, в не оборудованной дорогостоящей системой искусственного освещения, невозможно. По словам менеджера по работе с ключевыми клиентами компании Syngenta в России Дмитрия Тосунова, возникает период с дефицитом предложения продукции тепличных комбинатов, и южные страны (Марокко, Турция, Италия) продолжают экспортировать свои овощи в Россию. При этом у себя на родине они также имеют различные опосредованные способы поддержки. Российские торговые сети за границей заключают договоры с тепличными комбинатами, закупают для них семена тех гибридов, которые они хотят видеть на полках, а те, в свою очередь, выращивают для них требуемую продукцию>, - продолжает Дмитрий Тосунов. По его словам, наши сети по таким прямым контрактам с отечественными производителями работают пока еще не совсем активно. Однако им круглогодично нужны овощи, причем в широком ассортименте. Семена для них готова предложить Syngenta — швейцарская компания, один из лидеров в области производства средств защиты растений и семян овощных культур.

По словам руководителя группы маркетинговых кампаний ООО «Сингента» Дмитрия Горобец, к проблемам тепличного бизнеса в России можно добавить и отсутствие необходимого количества сертифицированных средств защиты растений. Эта проблема усугубляется сложностями внедрения интегрированных решений, которые позволяют контролировать распространение вредных объектов внутри теплиц. Наиболее широкий спектр продуктов и решений по защите растений на рынке в России представлен как раз у «Сингенты».

«Каждый год-два мы регистрируем по одному продукту для защищенного грунта минимум. При внедрении интегрированных решений, сочетающих применение химических и биологических методов защиты растений, самым важным становится безопасность средств защиты растений для энотомофагов (полезных насекомым, поедающих насекомых-вредителей), - предупреждает Дмитрий Горобец. На сегодня у «Сингенты» есть единственный зарегистрированный в России препарат для борьбы с томатной молью. О проблеме с распространения этого вида насекомых, уничтожающих томат, сегодня предупреждают и в Россельхознадзоре».

«В ближайшее время мы заместим импорт огурцов и томатов в Россию. Однако надо задать себе вопрос: насколько 1,2 млн т тепличных овощей в год - это потолок для России? Многие сейчас выбирают томат из непрофессиональных теплиц, не понимая, что обработка пестицидами там идет каждые три-четыре дня. С экологической точки зрения продукция из профессиональных тепличных хозяйств самая чистая, - говорит Дмитрий Горобец. По его словам, чтобы войти в список стран с высокой продолжительностью жизни, о чем в недавнем послании Федеральном собранию говорил президент России, необходимо потреблять больше овощной продукции. «Поэтому необходимо влиять на создание спроса на эту продукцию на всех уровнях», - считает Дмитрий Горобец.

По словам начальника управления продаж КБ «Кубань Кредит» (кредитный портфель по итогам 2017 годапорядка 44 млрд рублей, из них 30% - агропромышленный сектор) Сергея Колдубенко, проекты в области строительства теплиц, как правило, реализуют компании, которые идут на расширение бизнеса, не стартапы. Здесь можно говорить о проектном финансировании. «Важно, чтобы проект был проработан с точки зрения финансовых вложений. Не менее важен и рынок сбыта. В ноябре банк вошел в программу минсельхоза по предоставлению льготных займов. Мы уже одобрили кредиты 80 клиентам на сумму порядка 1 млрд рублей по ставке не превышающую 5% годовых. Финансирование агропромышленного комплекса для нас является приоритетным направлением. Эффективная ставка при включении клиента в программу минсельхоза может составить до 3% годовых. Программа продолжает действовать и в этом году. Особое внимание уделено мелким формам хозяйствования, этот вопрос находится на личном контроле руководства Минсельхоза РФ.

Шанс для отечественных технологий

Развитие тепличных хозяйств дает шанс и отечественным технологиям. По словам генерального директора компании по производству туманообразующего оборудования «Туманко» (Таганрог) Юрия Горбова, последние десять лет на западе теплицы не строятся без систем туманообразования. Эти системы позволяют контролировать влажность, охлаждать помещение, с помощью них можно обеззараживать помещение. До недавних пор в России такое оборудование не производилось. Теперь оно выпускается, в том числе, и в Таганроге. «Растения лучше переносят стресс при влажном, чем при сухом воздухе. Целиком стоимость системы ниже на 40-70%, чем у аналогов из Турции или Италии. При этом используются качественные отечественные комплектующие, которые позволяют в случае поломки не менять оборудование блоками, а заменить конкретную деталь. Так использование отечественного оборудования позволяет снизить себестоимость продукции. При применении систем туманооразования можно увеличить срок реализации продукции в два-три раза», — говорит Юрий Горбов.

Развитие отечественных технологий наблюдается и в сфере производства субстратов(основы питательной среды для растений). По данным компании «Технониколь», спрос на субстраты растёт вместе с территорией теплиц. По разным оценкам, в 2017 году площадь теплиц в России составляла 3,3 тысячи га, из которых 2,3 тысячи га теплиц — теплицы с субстратом.

Как попасть в «ласковые сети»

У многих производителей нарекания вызывает и работа с сетями. Диалог налажен, но количество необходимых документов и разрешительных сертификатов от производителя, зачастую, требует больше, чем в банках, говорит Хизир Джаримок. При этом продукция его и многих других тепличных хозяйств оказывается на полке через посредников, с которыми у сетей есть договоры.

«Мы понимаем, что у нас много обязанностей прописано в договорах, это может оттолкнуть производителей, особенно, когда почитаешь раздел «штрафы», — соглашается Юлия Тиханова, ведущий менеджер по закупкам и развитию компании «Лента». При этом она отмечает, что если работа поставщика и сети эффективно налажена, «никаких штрафов нет». «Все проистекает от покупателя, который сегодня требователен», - утверждает Юлия Тиханова.

По словам заместителя директора филиала «Южный» X5 retail group Алексея Полянского, если хозяйствующие субъекты хотят найти общий язык, они его найдут. «Что касается категории фрукты-овощи, то порядка 10% продукции этого сегмента на полках составляет импорт. Но этот импорт касается в основном экзотических фруктов. Мы работаем с отечественными сетями и хотели бы, чтобы к нам пришел также малый и средний бизнес. Что мешает работать с МСБ? У сети есть свои требования по фасовке мойке, маркировке, упаковке. Доходит даже до электронного документооборота. Так сложился рынок, а у МСБ с этим как раз проблемы», - говорит Полянский. По его мнению, сегодня есть дефицит мощностей и промежуточных звеньев, которые объединяли бы малые и крупные предприятия, например, те же овощные базы.

Генеральный партнер круглого стола: Международный производитель средств защиты растений и семян овощных и полевых культур ООО «Сингента».

Партнеры круглого стола: производитель субстратов на основе каменной ваты - Корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ,Банк «Кубань Кредит», компания «Туманко» —системы туманообразования Россия.

Другие публикации раздела: События

Нет комментариев. Ваш будет первым!