Информационное агентство / Аналитический центр

Автомобильный рынок выехал из кризиса

13.03.2018 | 19:03
|
520
текст Марина Клочкова

Российский авторынок в минувшем году впервые за пять лет показал рост. Благоприятные условия для его восстановления создали отложенный спрос и снижение ставок по автокредитам

По данным аналитического агентства «Автостат», объём российского рынка новых легковых автомобилей в 2017 году достиг 1,47 млн единиц, что на 12,3% больше, чем годом ранее. На Юге темпы роста авторынка немного динамичнее, чем в среднем по стране. Так, в ЮФО за прошлый год продано 129,6 тысячи новых легковушек, это на 14% выше показателей 2016 года. При этом Ростовская область и Краснодарский край вошли в десятку регионов-лидеров по объёму продаж. На Кубани продано 55,1 тысячи новых машин (пятый показатель по объёмам реализации среди всех субъектов России), в донском крае — 39,9 тысячи (девятое место). В СКФО прирост составил всего 6,6%, достигнув 48,9 тысячи автомобилей. Исключением стал Ставропольский край, где динамика оказалась чуть более 18%, а продано было 26,5 тысячи легковушек.

По традиции лидером продаж в России стала отечественная Lada. Эта марка остаётся недосягаемой для своих зарубежных конкурентов. В 2017 году её реализация выросла на 17%, до 300 тысяч единиц. Южнокорейские KIA и Hyundai продали 181,8 тысячи (+21,6%) и 156,6 тысячи автомобилей (+8,7%) соответственно. По расчётам «Автостата», в минувшем году средневзвешенная цена одного условного легкового автомобиля на российском рынке составила 1,33 млн рублей. В ЮФО доля рынка отечественных марок достигает 20%, а в СКФО — 45%. При этом минувший год для российской Lada в Северо-Кавказском федеральном округе выдался сложным. Продажи этой марки упали на 9%, в то время как объёмы реализации Nissan выросли в три раза, а KIA и Renault— вдвое.

Длинный тормозной путь

Если оценивать уровень привлекательности СКФО и ЮФО для прихода новых автодилеров, то, как считают представители ростовского автохолдинга «ААА моторс», нужно не забывать, что эти рынки давно перенасыщены.

«В период роста рынка уже было открыто избыточное количество дилерских центров, а за последние три года часть марок потеряла свою привлекательность и для клиентов, и для бизнеса. Продолжается перекос в представленности тех или иных марок. Автопроизводители существуют отдельно от рынка. В результате пустые помещения автосалонов заполняются менее убыточными брендами, кто-то скупает активы», — отмечают в «ААА моторс».

Рассуждая об основных факторах роста автомобильных продаж, эксперты называют в числе первых стабилизацию экономики и наступление среднего срока замены автомобиля. В России после четырёх лет езды автовладельцы предпочитают пересаживаться в другие автомобили: либо классом выше, либо свежее по возрасту. Именно отложенный спрос эффективно повлиял на рост рынка. В нынешнем году эта тенденция сохранится. «Учитывая, что средний срок владения автомобилем в стране составляет порядка четырёх лет, то можно считать, что этот год, как и прошлый, станет наиболее активным периодом обновления автопарка среди владельцев моделей, приобретённых в 2011-2013 годах. В большей степени усиление позиций затронет массовый сегмент», — считает Виктория Кирилишина, руководитель пресс-службы автохолдинга «Ключавто».

Помимо этого, к основным драйверам роста авторынка по итогам 2017 года можно отнести стабилизацию валютного курса и, как следствие, прогнозируемость цен на автомобили, программы господдержки автомобильной отрасли, отмечают представители пресс-службы «ААА моторс».

Что касается цен, то, согласно данным «Автостата», с сентября 2014 года по декабрь 2017-го цены на новые автомобили в России выросли на 49%. Основная причина – скачок курсов иностранных валют по отношению к рублю. Кроме этого, своё влияние оказывают инфляция и рост себестоимости производства. Наибольшая динамика изменения стоимости автомобилей произошла с декабря 2014-го по апрель 2015 года (+21%). Как раз в этот период курс рубля по отношению к мировым валютам начал резко падать. Летом, как в 2015-м, так и в 2016 году, наблюдалась стабилизация и по части валюты, и по ряду других показателей, и в отдельные месяцы даже было зафиксировано небольшое снижение цен на автомобили. Но уже в течение прошлого года они выросли на 5%. Как отмечают аналитики «Автостата», машины и дальше будут дорожать. В 2018 году рост цен может составить 5 – 7%. По мнению директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, основными факторами роста могут стать повышение акцизов на автомобили мощностью свыше 200 л.с. и утилизационного сбора на 15 – 17% с начала 2018 года. Но, как отмечает г-н Целиков, это при условии, что в 2018 году российская валюта будет относительно стабильной на уровне 55 – 65 рублей за один доллар и не произойдёт девальвации рубля.

Каждая вторая машина — в кредит

Ещё один фактор, способствовавший восстановлению рынка, — снижение кредитных ставок и соответственно рост кредитных продаж. Сегмент автокредитования в абсолютных величинах почти вернулся к уровню «докризисного» 2014 года, а его роль для авторынка существенно выросла, уверяют в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).

«Так, в 2017 году каждый второй автомобиль в стране был приобретён гражданами с привлечением кредитных средств. Таким образом, восстановление автокредитования оказывает серьёзную поддержку всему автопрому, стимулируя продажи автомобилей», — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

В пресс-службе банка ВТБ в ЮФО подтверждают слова г-на Викулина.

«В 2017 году заёмщики ВТБ проявляли к автокредитованию наибольший интерес. Например, купить новый автомобиль смогли три тысячи жителей Ростова и области. Объем выданных займов составил 1,8 миллиарда рублей, в 1,7 раза превысив результат аналогичного периода в 2016 году. Средний размер кредита – 600 тысяч рублей, — рассказывает представитель пресс-службы в ЮФО банка ВТБ. — Одним из драйверов роста послужила программа государственной поддержки автокредитования. В портфеле выданных автокредитов их доля составила более 50 процентов».

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов также уверен, что рекордные показатели доли кредитных автомобилей в структуре рынка во многом обусловлены реализацией госпрограммы льготного автокредитования. Кстати, её рамки в III квартале 2017 года были расширены за счёт новых программ – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Помимо субсидированной процентной ставки, в рамках этих программ покупатели получали и десятипроцентную скидку на автомобиль, что только повышало привлекательность кредита.

В сегменте автокредитования количество новых кредитов, согласно данным Объединённого кредитного бюро (ОКБ), выросло на 25%, объёмы выдач увеличились на 36%. В 2017 году было выдано 436,5 тысячи кредитов на 333,3 млрд рублей, годом ранее банки выдали 350,2 тысячи кредитов на 245 млрд рублей. Средний размер нового автокредита вырос на 9%: с 701 до 764 тысяч рублей. По темпам кредитования лидирующие позиции в стране заняли субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Так, в Северной Осетии объёмы автокредитования выросли в три раза, в Чечне и Кабардино-Балкарии — в два раза. Самый значительный рост количества новых автокредитов наблюдается в Северной Осетии (+246%), Ингушетии (+93%), Кабардино-Балкарии (+80%), а также в Чечне (+80%). Кстати сказать, Чечня оказалась в числе регионов страны, жители которых брали самые скромные суммы в банках — 591 тысяча рублей. Для сравнения, в СКФО этот показатель в среднем равен 773 тысячам рублей, в ЮФО — 656 тысячам рублей. В целом в СКФО объёмы новых выданных автокредитов за год увеличились в 1,5 раза, достигнув 7,71 млрд рублей. Такие значения темпов роста обусловлены изначально низкой базой количества и объёмов кредитования в данных регионах, поясняют в ОКБ. В Южном федеральном округе динамика скромнее, но объёмы в четыре раза превышают показатели соседнего округа. Львиная доля, почти 50% от общего объёма выданных в ЮФО кредитов, приходится на Краснодарский край.

Рынок выедет на отложенном спросе

По прогнозам экспертов, в 2018 году ведущими факторами динамики рынка станут обновление автопарка и отложенный спрос. Рост объёма продаж составит не менее 10%. «Главный вопрос заключается в том, готов ли покупатель тратить средства на новый автомобиль. Тенденция свидетельствует о положительном решении: кредитные и лизинговые ставки в сравнении с 2014 годом снижены практически в два раза – с 24 до 12-13 процентов. Таким образом, господдержка и кредитные программы сыграют решающую роль при покупке нового автомобиля в 2018 году. В целом тенденция рынка – это курс на восстановление», — уверена Виктория Кирилишина.

По данным Минпромторга, для продления программы господдержки государство выделит 35 млрд рублей. Такие стратегические акции, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», будут сохранены. Дополнительно российские производители получат льготы на увеличение акциза за сборку.

«На примере 2017 года мы видим, что господдержка выступила драйвером увеличения покупательского спроса. Аналогичный прогноз ожидается и на следующий год: программа внесёт свой вклад в рост рынка», — добавляет Виктория Кирилишина.

Если говорить о премиальном сегменте, который не сильно выделялся в 2017 году, то в нынешнем году серьёзного прорыва также не ожидается.

«Годовой рост по премиальным брендам в Ростовской области составил пять процентов, в Краснодарском крае – семь процентов. За последние два месяца прошедшего года премиальный сегмент Ростовской области, по данным регистраций автомобилей, демонстрировал снижение продаж в ноябре на два процента, в декабре прирос на пять процентов, в Краснодарском крае рос на восемь процентов в ноябре и в декабре. Мы полагаем, что в 2018 году премиальный сегмент на Юге вырастет в пределах пяти процентов»,— прогнозируют представители «ААА моторс».

Другие публикации раздела: События

Нет комментариев. Ваш будет первым!