Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Инклюзивный Центр развития и социальной адаптации «Альтар»

11.11.2016 | 02:11
|
601

Заявка на конкурс «Лучшие социальные проекты Юга России 2016»

Название проекта: Инклюзивный Центр развития и социальной адаптации «Альтар»

Руководитель проекта: Попова Наталья Михайловна

Полное название организации, реализующей проект: Автономная некоммерческая организация «Центр развития благотворительных программ «Край Милосердия»

Номинация конкурса, по которой подается проект: «Поддержки семьи»

Краткое описание сути проекта: Проект предназначен для семей с детьми раннего, дошкольного, школьного и юношеского возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) и их здоровых сверстников. Проект направлен на содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей с РАС, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей, включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества. В рамках проекта объединены усилия с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей с РАС и семей, нуждающихся в комплексной помощи в Центр, созданы условия для комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации детей с РАС. Мероприятия проекта способствуют повышению родительской компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, способах и методах реабилитации, в мероприятиях проекта принимают активное участие волонтеры.

Сроки реализации проекта или его этапов:

Первый этап:

1 февраля 2016 года по 30 октября 2016 года

Сайт организатора или проекта: www.краймилосердия.рф

Регион, в котором реализован проект: Краснодарский край

Краткое описание проекта:

– Актуальность

В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов от 3 мая 2012 года Россия взяла на себя обязательства выполнять положения Конвенции, направленные на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. В городе Краснодаре, по данным муниципального управления образования, только за 2014 год было зарегистрировано 208 детей с диагнозом аутизм. Общее их число на Кубани подсчитать невозможно — раньше такую статистику не вели, плюс вмешиваются несколько морально-этических факторов. Во-первых, далеко не каждый родитель оформляет особому ребенку официальный диагноз, во-вторых, в России на учет аутистов ставят психиатры, а любые медицинские истории таких пациентов охраняются в особом порядке. Численность населения Краснодарского края по данным Росстата на 2016 год составляет 5 513 804 человек, из них 19,5% детской популяции. Край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области. Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС), составляют около 1% от всей детской популяции Краснодарского края (пропорции, озвученные ООН). Это 10 750 детей страдающих аутизмом. Более 4 000 детей с РАС и другими ментальными нарушениями сегодня не имеют возможности посещать образовательные учреждения, в связи со сложностями в поведении, не позволяющими им находиться в среде сверстников. В отечественной практике комплексной помощи детям данной категории сегодня как никогда актуальным является вопрос о недостаточной разработанности системы их комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации, позволяющей им максимально интегрироваться в жизнь общества. Президент РФ В.В. Путин отметил, что аутисты могут добиваться «удивительных» показателей в определенных сферах жизни благодаря своим особенностям, и пообещал, что «государство будет поддерживать таких детей», хотя «общество и не готово». Проблема ребенка с ограниченными возможностями и его родителя заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, не готовность социума принять в свой круг семьи с «не похожим» ребенком. Дети с ограниченными возможностями учатся в специальных школах, или обучаются на дому, теряя контакт с внешним миром, отправляются в интернат, где живут в условиях изоляции от обычной жизни. Создание специальных условий, адаптированная программа, помощь специалистов, а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с расстройством аутистического спектра быть более успешным в освоении новых знаний, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. В будущем ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и обычные здоровые сверстники. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который находится в среде здоровых детей, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем ребенку, находящемуся в социальной изоляции. На сегодняшний день в Краснодарском крае не существует единой площадки по оказанию бесплатной комплексной помощи, консультаций и социализации семей с детьми с РАС. Эта проблема привела нас к поиску эффективных путей оказания необходимой помощи детям с РАС и их родителям, которые бы позволили решить вопросы диагностики, консультирования, оказания индивидуальной коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи, создания условий для первичной адаптации, дальнейшей социализации и интеграции в общество в условиях специально организованного Инклюзивного центра развития и социальной адаптации «Альтар».

Реализация проекта позволит более глубоко рассмотреть вопросы помощи детям с РАС и их семьям в процессе реабилитации, адаптации, социализации, коррекции, иначе говоря, в разноуровневом решении задач в рамках работы инклюзивного Центра. Работа «Инклюзивного центра развития и социальной адаптации «Альтар» направлена на социальную адаптацию детей с РАС, развитие родительской, профессиональной и волонтерской компетентности в вопросах воспитания, способствование распространению информации об инновационных технологиях коррекционной работы и современных методах реабилитации и абилитации.

— Цели и задачи

Цель проекта — содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей с расстройством аутистического спектра (РАС), их комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей.

Задачи проекта: обеспечить взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей с РАС и семей, нуждающихся в комплексной помощи, в Центр. - Создать условия для комплексной реабилитации, абилитации и социальной адаптации детей с особенностями в развитии. - Содействовать повышению у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, улучшение внутрисемейных отношений. - Обеспечить возможность для активного вовлечения студентов в волонтерскую деятельность по участию в социальной адаптации детей. - Содействовать внедрению и распространению эффективных социальных практик, новых технологий и методик в области работы с детьми.

— Аудитория проекта:

Дети с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, — Родители детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями — Специалисты, работающие с детьми (психологи, педагоги, тераписты, преподаватели) — Волонтёры –– Представители власти, депутаты, общественные деятели, другие СО НКО.

— Новизна

 Реализация проекта «Инклюзивный центр развития и социальной адаптации «Альтар» предполагает долгосрочный эффект. Проект способствует развитию в городе культуры инклюзивного образования. Работа центра направлена на создание среды, позволяющей эффективно реализовывать работу по социальной адаптации детей с РАС.

 Применение современных технологий работы с детьми, основанных на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.  Создание современной материально-технической базы позволяет решить вопросы диагностики, консультирования, оказания индивидуальной развивающей и реабилитационной помощи.  Особенностью проекта является работа по развитию родительской компетентности, просвещению и профессиональной подготовке. Активное включение родителей непосредственно в процесс реализации специальных коррекционно–воспитательных программ развития ребенка.

— Объем вложений в проект

1 317 000 рублей.

— Перечень мероприятий в рамках проекта

Проведение круглого стола: презентация проекта с участием представителей органов власти, министерств и ведомств города и края, депутатов, общественных деятелей, врачей, психологов, руководителей общественных организаций, родители детей с особенностями в развитии Обучение добровольцев: формирование волонтерских отрядов и их участие в мероприятиях по социальной поддержке детей с РАС. Обучение для специалистов проекта дополнительное образование по курсам образовательной программы для специалистов «Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом». (АВА-терапия – прикладной анализ поведения - это интенсивная обучающая программа, которая предполагает строго индивидуальный подход к обучению каждого ребенка и является необходимым инструментом для повышения эффективности взаимодействия специалиста с ребенком). Комплексная реабилитация, абилитация и социальная адаптация детей с РАС: - проведение занятий в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка со специалистами по: психологии, кинезитерапии, дефектологии и логопедии, продуктивной деятельности и арт-терапии, поведенческой терапии (АВА), адаптивной физической культуре, музыкотерапии, песочной терапии и др.; - проведение занятий в мастерских декоративно-прикладного творчества (гончарное, швейное дело), домоводство, программирование, которые являются интеграционными площадками и предполагают посещение нормативно-развивающихся детей и детей с РАС для организации профориентации, самоопределения и содействия профессиональному выбору; - проведение занятий в интеграционной театральной студии (кукольный, ролевой театр). - проведение сеансов оздоровительного массажа, занятий по адаптивной физкультуре и танце-двигательной терапии. Специальная программа занятий с родителями: повышение уровня родительской компетенции, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка, оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания ребенка, привлечение родителей, как полноценных участников педагогической, реабилитационной деятельности, улучшение межличностного взаимодействия и позитивной коммуникации в семейной системе и пространстве, окружающем семью. Проведение завершающего мероприятия: проведение научно-практической конференции по распространению эффективных социальных практик, новых технологий и методик, внедренных в рамках проекта. Подведение итогов проекта, представление результатов деятельности, оценка эффективности работы применяемых инновационных технологий, выработка стратегии дальнейшей работы по проекту и укреплению межведомственного взаимодействия.

— Результаты

Проект по созданию Инклюзивного центра развития и социальной адаптации «Альтар», внедрит инновационный подход в комплексную программу развития ребенка с с РАС - на территории Краснодарского края впервые создана инклюзивная площадка для детей с особенностями в развитии, имеющих в приоритете решение вопросов оказания комплексной помощи и социального включения их в здоровую детскую среду; - осуществлено взаимодействие с органами власти, образовательными учреждениями и СО НКО в области социальной работы с детьми с особенностями с РАС; - повысился доступность и эффективность социальной поддержки детей с РАС на муниципальном и региональном уровне; - работа специалистов проекта способствует развитию коммуникативных способностей у детей с РАС, дает возможность полноценного общения детей друг с другом, повышает уровень владения навыками самообслуживания и самоконтроля, нормализует поведение в быту и в общественных местах, формирует трудовые навыки, семья с особенным ребенком воспринимает себя как полноправная ячейка всего социума, включенная в полноценную жизнь; - результатом реализации комплексной программы развития ребенка с РАС стала подготовка к обучению в общеобразовательной школе; - проект способствует укреплению партнерства с органами власти, дает возможность эффективного взаимодействия в социальной сфере; - увеличилось число родителей, привлеченных к участию в педагогической, реабилитационной и инклюзивной деятельности, как полноценных участников процесса; - проведена специальная работа с родителями, молодыми семьями, близкими родственниками по повышению родительской компетентности в воспитании детей с РАС; - улучшились отношения внутри семьи, атмосфера принятия, как лечебнотерапевтический фактор для ребенка, имеющего отклонения в ментальном и психофизиологическом развитии; - повысился уровень толерантности как внутри семьи, так и общества по отношению к семьям с детьми с особенностями в развитии; - увеличилось число полных семей с детьми с особенностями в развитии; - достигнут более высокий уровень социальной адаптации, профессиональной и творческой реабилитации детей и подростков; - повысилась профессиональная компетентность специалистов проекта; - повысилась профессиональная компетентность и активизировалась практикоориентированная деятельность педагогов и студентов–добровольцев; - опыт работы, полученный в рамках проекта, транслируется для специалистов НКО и государственных центров поддержки детей с РАС, работающих на территории других субъектов РФ.

Контактные данные:

Автономная некоммерческая организация «Центр развития благотворительных программ «Край Милосердия» (АНО «ЦРБП «Край Милосердия»)

Председатель Наталья Михайловна Попова

Тел. сот.: 8-918-360-87-47 Тел/факс: (861) 267-37-46, 262-43-06 e-mail: boes07@mail.ru