Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Любое время подходит для роста

02.04.2015 | 18:04
|
1217
Людмила Шаповалова

Кризис – не повод останавливаться в развитии, убеждены руководители компаний-«газелей» юга России. Антикризисный план быстрорастущего регионального бизнеса – повысить эффективность управления имеющимися ресурсами и научиться экономить на всём, чтобы обеспечить инвестиции в будущее

Очередной конгресс динамичных компаний юга России, организованный «Экспертом ЮГ», обошёлся без апокалиптических настроений. Даже в отсутствие ясной картины в экономике региональные предприятия-лидеры чётко понимают, что необходимо делать в настоящем. Помимо предложения товаров и услуг, которые выгодно отличают компанию от конкурентов, это постоянная работа над поиском и сокращением ненужных издержек, качественным подбором персонала и управлением им так, чтобы работа в компании была работой мечты человека.

Именно это является главным залогом долголетия организации: история многих динамичных компаний Юга уже насчитывает 10, 20, а то и более лет. Это не случайность: меры, о которых многие вспоминают только в сложной экономической ситуации, «газели» внедряли у себя с самого начала своего существования, и именно они позволили им стать лидерами. «Лидер – это уникальное явление, самомотивирующая система – никто не знает, откуда появляются идеи и цели, которые он ставит себе и команде», — отметил во вступительном слове Руслан Хисматуллин , директор ростовского филиала инвестиционной компании «БКС Премьер», выступившей партнером церемонии награждения. Кроме того, партнерами конгресса выступили представительство Агентства стратегических инициатив в ЮФО, ТПП Ростовской области, Внешэкономбанк, Банк ВТБ, ООО «Комбинат стеновых материалов Кубани», компания PricewaterhouseCoopers Audit, телекоммуникационная компания «Ростелеком». В качестве коммуникационного партнера мероприятие поддержало агентство «АГТ-Юг».

Конечно, бодрый тон выступлений многих участников конгресса не означает, что «газели» смогут избежать ухудшающейся конъюнктуры и выйдут из очередного кризиса совсем без потерь. Однако гибкость подхода и готовность к переменам позволяют им, как минимум, не сворачивать деятельность, а как максимум – реализовать постулат, широко разрекламированный во время прошлого кризиса, гласящий, что кризис – это время возможностей.

Ниша и кадры


Классическая история успеха быстрорастущей компании – это реализация так называемой стратегии «голубого океана», когда компания занимает уникальную, порой очень узкую, нишу на рынке и тем самым оказывается обладателем ноу-хау, позволяющего не опасаться конкуренции. Подобный кейс на последнем конгрессе «газелей» представил Роберт Ли , генеральный директор ООО «МОП Комплекс 1» (Ростовская область). Его компания производит технику для дорожной разметки, работающую при отрицательных температурах, что стало для дорожной отрасли прорывной инновацией. Второе направление деятельности компании – производство стальных сборных резервуаров для воды, изготовляемых по уникальной технологии, не требующей сварки и позволяющей обеспечить компактное хранение и перевозку изделий, а также оперативный монтаж-демонтаж. Оба продукта пользуются стабильным спросом как у госзаказчиков, так и у коммерческих структур, причем эта ниша далека от насыщения, а воспроизвести технологии конкурентам нелегко.

Не стоит думать, что подобный сценарий развития – это работа «наудачу», за которую нет смысла браться. Как станок Гутенберга – это не результат озарения, а итог многолетних кропотливых экспериментов, так и подобные производства – плод интеллектуальных и инженерных усилий, в основе которых – чёткое осознание цели, поставленной руководителем. И здесь, пожалуй, наиболее важной составляющей успешной реализации становятся грамотно подобранные кадры. По сути, в этой сфере для всех «газелей» характерны две особенности: кадровый голод как следствие быстрого роста при одновременной грамотной работе по мотивации сотрудников.

«Если вы хотите, чтобы человек работал долго, следуйте КЗОТу: восемь часов – и сотрудник должен идти домой, — убеждён управляющий краснодарской медико-фармацевтической компании “Три-З-СитиЛаб” Феликс Гамзаев . — Иногда собственники бизнеса, выходя с работы, видят, как кто-то задержался: “о, хороший сотрудник”, думают они. Ничего подобного. Грамотно организованную работу можно сделать за стандартный рабочий день».

Любое время подходит для роста
Александр Еремеев (ELIS) считает, что работникам надо платить больше, чем в среднем по отрасли – тогда они задержатся надолго

Что касается мотивации персонала, то компании-«газели» зачастую предпочитают не ориентироваться на некий средний уровень зарплат по рынку или региону, как это традиционно делают многие руководители. Например, в ростовской группе компаний ELIS средняя зарплата швеи составляет 26 тысяч рублей, что на 30% выше среднеотраслевой. «К тому же мы всегда даём человеку заработать больше, чем это можно сделать за восемь часов», — добавляет генеральный директор группы Александр Еремеев .

Повышенное внимание к персоналу является ещё и следствием того, что конкурентные преимущества «газелей» часто основаны на компетенциях «штучных» специалистов, которых учебные заведения не поставляют в готовом виде, а тем более – в промышленных масштабах. По словам Александра Михалёва , соучредителя ростовской ГК «Углерод»(производство углеграфитовых материалов и изделий для оборонной промышленности и гражданского назначения),в его организации отсутствуют ограничения по возрастному цензу работников – в противном случае ряд ключевых позиций просто некому было бы закрыть. «Опытный специалист, который занимается плавкой, “созревает” к 50 годам. Хороший горняк, маркшейдер, технолог, лаборант – тоже представители достаточно узкого рынка, эксклюзивные специалисты. У нас есть начальник строительного участка, которому 78 лет, и он даст фору любым 40-летним», — говорит г-н Михалёв.

Любое время подходит для роста

Александр Михалёв ("Углерод") убежден, что возрастных ограничений при подборе персонала быть не должно – некоторые специалисты "дозревают" только к 50 годам

Клиентоориентированность и логистика


Стратегия «голубого океана» – это «голубая мечта» любого бизнесмена. Однако в действительности большинство компаний-«газелей» работают в давно сложившихся отраслях, в плотном окружении конкурентов. Неважно, существует ли та или иная организация на рынке изначально или подтянулась позже – факт в том, что у редкой «газели» есть возможность играть с таким параметром продукции, как цена.

Однако и в этой ситуации налицо немало возможностей для быстрого роста. По мнению Андрея Евсикова , заместителя директора по экономике ООО «Исаевский машиностроительный завод» (Ростовская область) , компании просто необходимо поставить себя на место клиента и понять, какие преимущества смогут отличить её от конкурента. «Наш рынок (стальные трубы. “Эксперт ЮГ” ) характеризуется низкой маржинальностью и большим количеством игроков, предлагающих однотипный товар, — рассказывает г-н Евсиков. — Ситуация усугубляется тем, что продукт не брендирован, и мы не можем использовать узнаваемую торговую марку для привлечения и удержания клиентов. Поэтому мы используем неценовые методы привлечения и удержания клиентов: к примеру, производим отгрузку продукции в режиме 24/7. У конкурентов такого предложения не было».

Ещё один неценовой инструмент формирования конкурентных преимуществ на хорошо освоенном рынке – удобная география поставок. Его, к примеру, успешно применяет ростовская компания «Основа», поставляющая бакалейную продукцию (сахар и крупы) в сети и неформатную розницу. Директор предприятия Юрий Бондарев говорит, что разветвлённая структура компании – это именно результат заблаговременной работы над развитием географии поставок. Филиалы начали открываться ещё в 1999 году, и это явно была работа на будущее. Впоследствии, когда в регионах стали появляться федеральные торговые сети, «Основа», уже обеспечив для себя возможность поставок крупных партий продукции в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, получила отличную базу для быстрого роста.

«Вместе с сетями на рынок пришли новые технологии торговли, новые принципы организации документооборота, логистики, менеджмента, маркетинга, — вспоминает г-н Бондарев. — Рынок потребовал новый вид товара: мы приняли решение о приобретении фасовочного аппарата, выпустив сразу несколько линеек продукции – от эконом‑ до премиум-класса». При этом «Основа» не поддалась эйфории от больших оборотов, которые сулила работа с сетями, и не потеряла рынок мелкой розницы – более сложной, но и более высокомаржинальной. Для работы с магазинами формата «у дома» компания приобрела малотоннажный транспорт, который позволял покрыть потребности разбросанных по региону торговых точек.

Развитие и издержки


В кризисной экономической ситуации у большинства предприятий велик соблазн законсервировать любое развитие компании, съёжиться, чтобы переждать тяжелые времена. Однако особенность «газелей» – в том, что они избегают подобной тактики: логика «заработать быстро, пока хорошо, чтобы было на что переждать, пока плохо» характерна только для очень недальновидных собственников. «Бизнес – он ведь как лошадь: его надо пять лет кормить, прежде чем на нём можно будет зарабатывать, — поясняет Александр Еремеев. — Один сложный сезон – и собственники начинают метаться, просят у поставщика компенсировать потери. Я очень надеюсь, что молодые люди, которые входят в бизнес, будут стремиться не получать больше денег, чем на наёмном труде, а делать дело, которое им нравится, которое принесёт пользу окружающим и стране».

Ещё одна ошибка, которую совершают предприниматели – это финансирование долгих проектов «короткими деньгами», отмечает Вадим Украинцев , глава представительства Внешэкономбанка в ЮФО: «Сегодня мы столкнулись с тем, что, боясь идти в “длинные” деньги, предприниматели используют оборотные средства для вложения в основной капитал: приобретение оборудования, строительство зданий, сооружений, не понимая, что они, вымывая “оборотку”, дающуюся на 10-12 месяцев, загоняют предприятие в угол».

Замедление развития – это неизбежный финал роста, и его воздействие на бизнес вполне сопоставимо с влиянием экономического кризиса. «В определённый момент собственнику приходится пересесть со скакуна желаний на верблюда ожиданий, — философски подметил Феликс Гамзаев. — Всегда думайте о том, что будет, когда быстрый рост закончится. Неготовность к стагнации – это принципиальный психологический просчёт управленцев». А готовность к замедлению означает прежде всего умение управлять издержками, оптимизируя все звенья бизнеса. К примеру, компания «Три-З-СитиЛаб» с этой целью вывела на аутсорсинг три непрофильных для себя направления (бухгалтерию, маркетинг и транспортировку), добившись снижения издержек на 27%. По мнению Александра Михалёва, предприятие приходит к необходимости увеличения производства в тот момент, когда такие составляющие расходов, как заработная плата, электроэнергия и так далее, уже минимизированы. Иными словами, «газели» постоянно сталкиваются с парадоксальным фактом: чтобы снизить издержки, надо сильно вложиться в развитие.

Однако в нынешней ситуации сделать это будет нелегко, поскольку время для инвестиций сейчас не самое лучшее. Юрий Авдеев , управляющий филиалом ОАО «Банк ВТБ» (ЮФО) в Ростове-на-Дону, говорит, что банк готов поддержать долгосрочные проекты. «Другое дело, что сами компании сейчас с осторожностью к ним относятся, планируют начинать их ближе к концу этого года, когда ключевая ставка, по прогнозам, дойдёт до 11-12 процентов годовых. Пока средние ставки на рынке остаются достаточно высокими, мы рекомендуем компаниям при реализации инвестпроектов обратить внимание на инструменты господдержки, прежде всего, субсидирование процентной ставки по кредиту. Мы работаем со всеми существующими госпрограммами. Есть ещё такой инструмент, как госгарантия, предоставляемый и гарантийным фондом Ростовской области, и Агентством госгарантий», - подчеркнул г-н Авдеев.

Александр Данко , и.о. заместителя директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, постарался внушить оптимизм предпринимателям, сообщив, что те статьи регионального бюджета, которые были направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, не подлежат секвестированию. Правда, объём этих средств не самый впечатляющий: из областного бюджета на эти цели будет направлено 115 млн рублей, а кроме того, департамент рассчитывает на привлечение 500 млн рублей из федерального бюджета. «Отдельное направление поддержки – это компании, ориентированные на экспортные рынки, — добавил г-н Данко. — Создан единый региональный центр инновационного развития, который будет оказывать всестороннюю поддержку предприятиям, планирующим выход на международные рынки».







Другие публикации раздела: Южные компании - «газели»

Нет комментариев. Ваш будет первым!