Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

8 явных признаков «серой» закупки

19.10.2015 | 16:10
|
1784
изображение рис.1

То, что некоторые заказчики стараются привести к победе «нужного» поставщика, — факт неоспоримый. Но следует учитывать, что это не всегда вызвано желанием заработать. Иногда ограничение круга поставщиков — это способ получить после закупочной процедуры качественный товар, а не довольствоваться «чем бог послал», хоть и со значительной экономией. Наш дайджест, основанный на многолетнем опыте сопровождения клиентов в закупках, расскажет о самых распространённых способах ограничить число потенциальных участников. А главное — о том, как добросовестные поставщики при желании могут обойти эти преграды.


1. Закупка «спрятана»

Цель: технически ограничить круг потенциальных участников закупки.

Суть: заказчик допускает «случайные» ошибки в наименовании предмета закупки (рис. 1), что затрудняет поиск такой процедуры. Например, использует в наименовании закупки буквы из латинской раскладки клавиатуры («закупка автомобиля», где буквы «о» — английские) или допускает опечатки в названии процедуры, когда вместо одной или нескольких букв используются соседние буквы на клавиатуре (например, такая ошибка: «закупка автомлбиля»).

«Бывалый» заказчик может использовать неверное или неточное наименование предмета закупки:

  • синоним, зачастую не характеризующий предмет закупки. Например, «приобретение малого лесопатрульного комплекса», когда речь идёт о приобретении автомобиля повышенной проходимости;
  • неверную категорию закупки (код ОКПД). Например, когда заказчик закупает автомобиль, но указывает код, соответствующий закупке продуктов питания.

Противодействие: если заказчик указал не совсем корректное название или неверный код ОКПД, то, к сожалению, найти такую процедуру порой можно только случайно. Но если такая процедура ожидается у определённого заказчика, то стоит мониторить все его новые закупки.


2. Короткие сроки исполнения контракта

Цель: сделать закупку неинтересной для «ненужных» поставщиков.

Суть: заказчик указывает минимально возможные сроки исполнения условий контракта. Порой эти сроки настолько малы, что нарушают технические регламенты или даже законы физики.

Противодействие: если реализация сроков вызывает сомнение, следует подать запрос на разъяснение закупочной документации. Если запрос не дал нужных результатов или невозможен, то с экспертным доказательством невозможности выполнить контракт в установленные заказчиком сроки следует оформить жалобу в ФАС на содержание закупочной документации.


3. Закупка раздроблена

Цель: сделать закупку высокорискованной для «ненужных» поставщиков.

Суть: заказчик разбивает закупку, которую можно было бы произвести в рамках одного контракта, на несколько процедур. Например, если речь идёт о последовательных работах на одном объекте, когда следующий этап не может быть начат, пока не окончен предыдущий. Если контракты выигрывают разные поставщики, у второго и последующих высок риск нарушить условия собственного контракта или столкнуться с задержкой получения оплаты, так как предыдущий этап ещё не завершён.

Противодействие: если у поставщика есть возможность выполнить все этапы раздробленной закупки, то следует подавать заявки на все процедуры данной закупки, уделив особое внимание борьбе за первый лот. В этом случае высока вероятность того, что остальные участники, которые рассчитывали «взять» объект целиком, откажутся от закупки, так как выполнение работы по частям для них неинтересно. Если поставщик готов выполнить только часть работ, следует убедиться, что в контракте есть условие, которое обязывает заказчика предоставить «поле деятельности» к началу исполнения соответствующего контракта.

Можно подать запрос на разъяснение или корректировку закупочной документации, если:

  • такое условие отсутствует,
  • задержка выполнения следующих этапов без штрафных санкций предусмотрена, но на определённый или подозрительно долгий срок.

Если запрос не дал нужных результатов или невозможен, то следует оформить жалобу в ФАС на содержание закупочной документации.


4. Техническое задание/закупочная документация представлены в нередактируемом формате

Цель: затруднить участие «ненужных» поставщиков.

Суть: заказчик приводит закупочную документацию и/или техническое задание в нередактируемом формате, что делает невозможным контекстный поиск или копирование. А в некоторых случаях даже затруднено прочтение (рис. 2).

В результате «ненужные» поставщики просто не успевают корректно составить и подать заявку или вообще отказываются от участия из-за больших трудозатрат на подготовку заявки.

Противодействие: следует создать запрос на разъяснение закупочной документации с просьбой предоставить документацию или её нужный раздел в редактируемом формате. Также можно распечатать документы, а потом распознать текст с помощью специальных программ. Но этот вариант не всегда работает, так как некоторые заказчики специально оформляют требования к материалам на фоне, делающем распознавание текста практически невозможным. Последний, но самый трудозатратный вариант — перепечатать исходный текст заказчика вручную.


рис.2


5. Неточное/неполное описание объекта закупки

Цель: сделать закупку неинтересной для «ненужных» поставщиков.

Суть: при описании объекта закупки заказчик использует двусмысленные, неясные формулировки, а часть данных, необходимых для оценки рентабельности контракта, отсутствует. Например, в требованиях к светильнику указано «не менее 500 мм». Здесь неясно:

  • о каком светильнике идёт речь (настенный, настольный, потолочный и т.д.),
  • какой из габаритов должен соответствовать данному критерию (длина, высота, ширина),
  • отсутствуют требования к таким значимым показателям, как мощность, тип корпуса, тип выключателя, которые непосредственным образом влияют на закупочную стоимость такого товара (рис. 3).

Противодействие: если суть условий контракта (технического задания) неясна, следует подать запрос на разъяснение закупочной документации. Если запрос не дал нужных результатов, есть два варианта:

  • оформить жалобу в ФАС на содержание закупочной документации,
  • учитывать при расчёте рентабельности контракта товар с наименьшей стоимостью, но подпадающий под указанные в документации минимальные требования. Если в случае победы обе части заявок будут признаны соответствующими, заказчик будет обязан принять такой товар.



рис.3


6. «Спрятанные» требования

Цель: увеличить вероятность отклонения «ненужных» поставщиков» на этапе анализа заявок.

Суть: заказчик размещает требования к товарам или материалам закупки в соответствующем разделе аукционной документации, а одно или несколько требований «прячет» в описательной части закупки или аукционной карте, «забыв» продублировать его в техническом задании, на основании которого большинство поставщиков готовят свои заявки.

Противодействие: следует внимательно изучать документацию. Если обнаруживаются требования, указанные отдельно от основных, то соответствие таким требованиям и конкретные значения обязательно нужно учитывать в составе заявки.


7. Метод, рассчитанный на потерю внимания

Цель: увеличить вероятность отклонения «ненужных» поставщиков на этапе анализа заявок.

Суть: заказчик при объёмном описании требований к закупке использует однотипные формулировки и синтаксис. Но в какой-то момент стандартные требования заменяются на похожие, но противоположные по значению. Поставщик не замечает этого и «на автомате» указывает в заявке неверные конкретные характеристики.

Например, по ходу технического задания заказчик везде указывает «не более» или «не менее», а в одном или нескольких пунктах в «глубине» технического задания фигурирует «более» или «менее», что может в корне изменить качественный показатель.

Противодействие: внимательное чтение документации, вдумчивое заполнение конкретных показателей.


8. Аномальное снижение цены в ходе аукциона

Цель: усыпить бдительность «ненужных» поставщиков

Суть: несколько подставных участников, которые гарантированно будут отклонены на этапе анализа вторых частей заявок, в ходе торгов активно снижают цену контракта. В результате остальные участники теряют интерес к лоту и просто перестают следить за ходом торгов. «Нужный» поставщик занимает третью позицию с минимальным снижением и после отклонения «подставных» участников становится победителем.

Противодействие: следует всегда дожидаться окончания торгов в аукционном зале. В последние секунды этапа закрытия торгов, когда идёт борьба за второе и последующие места, подавать ценовое предложение, равное минимальной сумме, за которую есть готовность выполнить контракт. Тем самым участник, который вывел подставные фирмы, как минимум, вынужден будет опуститься ниже той суммы, на которую он рассчитывал (и не получить значительную прибыль), или, как максимум, не успеет сориентироваться в ситуации, и схема не сработает.


Это лишь 8 наиболее очевидных способов ограничить круг потенциальных участников закупки, явно не противоречащих требованиям действующего законодательства. Мы воздерживаемся от оценки данного явления, поскольку этот инструмент заказчики могут использовать как в корыстных, так и в благих целях. Но знание и понимание процессов — основа успешного участия в закупках. Поэтому мы всегда рады поделиться собственным накопленным опытом и надеемся, что он окажется для вас полезным.


Удостоверяющий центр СКБ Контур

г. Краснодар

(861) 200 67 33, krasnodar@kontur.ru

kontur23.com


На правах рекламы

Другие публикации раздела: Информационные технологии

Нет комментариев. Ваш будет первым!