94 100 13

Кавказские полимеры намерены ускоряться

ЭКСПЕРТ ЮГ №15 (304) 2014
1343
9 минут

В прошлом году в Кабардино-Балкарии началось строительство завода чистых полимеров «Этана» — одного из самых крупных проектов в российской нефтехимии. Предприятие станет выпускать полимеры пищевого и текстильного назначения, а вокруг него будет создана сеть непосредственных потребителей полимеров в формате особой экономической зоны. О ходе реализации проекта «Эксперту ЮГ» рассказал генеральный директор «Этаны» Сергей Ашинов

Кавказские полимеры намерены ускоряться

Поделиться

— На каком этапе сейчас находится строительство предприятия? Каков план работ на 2014 год?

— Прежде всего, мы завершили строительство инфраструктуры завода: очистных сооружений, водозащитной дамбы, электроподстанции, объектов водо‑ и теплоснабжения, автомобильной и железной дороги. На самой территории завода площадью 60 гектаров на 90 процентов выполнен первый этап работ — понижение уровня грунтовых вод, планировочные работы, устройство внутренних дорог. Следующие шаги — обустройство стройгенплана, бетонирование, подключение энергосред, подготовка специальных площадок для хранения и сборки строительных материалов и конструкций, инженерного, строительного и технологического оборудования, стоянок автомобильного транспорта и передвижной подъёмной техники. В планах сейчас значится интенсивное строительство по ускоренному графику реализации проекта. Кроме того, до конца года мы должны разместить весь объём заказов на производство оборудования на немецких, швейцарских и голландских предприятиях.

Затянувшийся пролог

— В январе министр регионального развития Игорь Слюняев в ходе визита в КБР сообщил, что проект «Этана» реализуется с отставанием, а в случае дальнейшего нарушения графика «будем менять инвестора». Могли бы вы прокомментировать эти высказывания?

— У нас было небольшое отставание, связанное с включением проекта в государственные отраслевые программы. По итогам визита Игоря Николаевича Слюняева мы получили поручение ускорить реализацию проекта и вместе с нашим генеральным ЕРС-подрядчиком проработали такую возможность, обновили модель проекта, приняли новые графики. Сейчас идём хорошими темпами.

— В прошлогоднем отчёте Счётной палаты говорилось, что при создании инфраструктуры для завода «Этана» был выявлен ряд нарушений со стороны минстроя КБР. В какой мере это повлияло на сроки работ по проекту?

— Насколько мне известно, нарушения были вызваны отставанием от графиков проекта. Сегодня же строительство инфраструктуры уже завершено, все энергосреды подготовлены к нашему запуску. При этом нам важна не только скорость, но и качество построенных объектов, так как в дальнейшем вся нагрузка по эксплуатации объектов ляжет на «Этану». Немецкие и швейцарские инженеры из компаний-участников проекта высоко оценивают качество строительства инфраструктуры.

— В какой степени на ходе реализации проекта отразилась недавняя смена руководства Кабардино-Балкарии?

— Новое правительство республики нас поддерживает, руководство Кабардино-Балкарии оказывает значительное содействие и в рамках реализации проекта «Этана», и в создании агроиндустриального парка «Плана». Мы работаем одной командой, потому что нас объединяют общие задачи — развитие региональной экономики, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния и уровня жизни людей.

— Принято ли окончательное решение по кредитованию проекта Внешэкономбанком? Чем объясняется то, что на протяжении прошлого года работа кредитного комитета ВЭБа по «Этане» не была завершена?

— В течение прошлого года проект дорабатывался на соответствие государственной политике в секторе производства полимерной продукции. Теперь он осуществляется в рамках Плана развития газо‑ и нефтехимии России, в котором очерчены вопросы стратегического развития отрасли, конкурентоспособности экономики нашей страны на мировом рынке. Кроме того, совместно со специалистами Внешэкономбанка мы проделали большую работу по комплексной экспертизе проекта, технологической оценке, финансовому моделированию, оценке рисков проекта. Свои оценки и рекомендации дали все профильные министерства. В результате в проекте были учтены все факторы — от технологических, рыночных и сырьевых рисков до моделирования деятельности предприятия в условиях вступления в ВТО. Кроме того, «Этана» вошла во все отраслевые программы — осуществление проекта будет проходить в рамках реализации государственных задач по развитию стратегически важных направлений отечественной нефтехимической, пищевой и перерабатывающей, текстильной промышленности. В итоге мы получили одно из самых современных, технологически выверенных и экологически чистых предприятий в мире с минимальными рисками при его дальнейшей эксплуатации. В феврале мы подписали договор с ГК «Внешэкономбанк» о проведении комплексной экспертизы — это завершающий этап перед тем, как заявка проекта поступит на рассмотрение Кредитного комитета ВЭБа. В ближайшее время мы рассчитываем получить положительное заключение.


Кластер обретает контуры

— Какая часть работ по созданию особой экономической зоны «Агроиндустриальный парк “Плана”» проделана на данный момент в рамках взаимодействия с Минэкономразвития РФ? В какие сроки ожидается утверждение документов по ОЭЗ?

— Первая заявка была сдана в Минэкономразвития в декабре 2012 года. Мы изучили потенциал развития агроиндустриального парка в свете растущих потребностей экономики России, был утверждён генеральный план Особой экономической зоны. Сейчас проходят актуализация необходимого пакета документов, формирование системы управления, включение проекта в государственные программы поддержки и развития. Проект создания агроиндустриального парка поддержан и в Минэкономразвития, и в Минрегионе, и в целом в правительстве РФ. Сроки, которые можно было бы назвать реальными для получения статуса ОЭЗ, — первая половина 2015 года.

— Какое участие в работе над созданием ОЭЗ принимают иностранные партнёры «Этаны»?

— Мы подписали один из самых важных документов для реализации проекта — Декларацию о создании агроиндустриального парка, к которой присоединились более 30 компаний из Нидерландов, Швейцарии, Германии, Южной Кореи, Китая и Японии. Этот документ отражает интерес и высокую готовность иностранного бизнеса участвовать в создании и развитии агроиндустриального парка, в том числе и с возможностью прямых инвестиций. Результатом станет наполнение реальными проектами основного — полимерного — кластера будущего парка.

— Какие именно это проекты?

— В первую очередь, это завод по производству терефталевой кислоты мощностью 500 тысяч тонн в год с последующим увеличением до миллиона тонн в год. Предварительный объём инвестиций в этот проект составит 16,8 миллиарда рублей, запуск завода запланирован на 2018 год. Сейчас идёт процесс выбора технологического и финансового партнёров, в этом качестве мы рассматриваем как европейские, так и азиатские компании, с которыми сотрудничаем.

Во-вторых, практически решён вопрос о размещении на площадке агроиндустриального парка инновационного промышленного комплекса по производству полилактида мощностью 150 тысяч тонн в год. С 2018 года предусматривается строительство трёх производственных комплексов мощностью по 50 тысяч тонн каждый. Биополимеры — это перспективное направление, за которым будущее отрасли пищевой упаковки. На сегодняшний день подобных производств в России не существует.

В-третьих, от Министерства промышленности и торговли России мы получили поддержку в деле создания текстильного кластера. Новые предприятия по производству текстильных волокон востребованы экономикой и позволят создать дополнительно порядка пяти тысяч рабочих мест в высокогорной части Кабардино-Балкарии. С одной стороны, это исторически сложившийся вид деятельности, с другой, тем самым мы получим возможность снять социальную напряжённость. Наконец, стратегически важным для Северного Кавказа является развитие пищевых перерабатывающих предприятий, в том числе по производству воды — этот сектор сегодня испытывает острую нехватку качественной и доступной упаковки.

— Как скажется на себестоимости производства ПЭТФ наличие собственного производства терефталевой кислоты?

— Одним из главных конкурентных преимуществ «Этаны» является удобная логистика. Экономика предприятия изначально рассчитана на закупки сырья на внешнем или внутреннем рынке. Безусловно, создание полной производственной технологической цепочки на одной территории за счёт снижения логистических издержек снизит конечную себестоимость выпускаемой продукции и сократит сроки окупаемости инвестиций. Формирование подобных нефтехимических комплексов позволяет конкурировать с мировыми центрами полимерного производства — Китаем и Южной Кореей.


Траектория глубоких переделов

— На недавней Х международной конференции по ПЭТФ в Москве директор одного из ведущих мировых игроков в этой сфере сообщил, что на рынке ПЭТФ налицо превышение предложения над спросом, отметив, что в ближайшие годы запуска новых мощностей в России не будет, за исключением «Этаны». Как скоро, по вашему мнению, может произойти изменение этого тренда?

— Экспертное сообщество оценивает потенциал российского рынка ПЭТФ в 2–2,5 миллиона тонн в год при нынешнем объёме производства в 540 тысяч тонн. Иными словами, нам есть куда расти. Мы существенно отстаём от стран Северной Америки и Европы по потреблению полимеров на душу населения — в 4–4,5 раза. Нет сомнений, что с ростом благосостояния людей это потребление будет только увеличиваться. Конечно, рынок ПЭТФ подвержен сезонным колебаниям или внешним экономическим стрессам, вроде мирового экономического кризиса или стагнации российской экономики. Но тенденция роста останется без изменений.

Ещё один фактор — это сдерживание внутреннего промышленного потребления, обусловленное отсутствием доступного с точки зрения логистики, цены и качества отечественного ПЭТФ. Развитие агропромышленного рынка, вступление России в ВТО создают спрос на дешёвую и качественную упаковку. Наращивая мощности по производству сырья, мы создаём стимулы для возникновения новых перерабатывающих производств пищевой отрасли. Сегодня перед нами стоит задача накормить Россию собственными, а не импортными продуктами питания, до 90 процентов себестоимости которой составляет именно упаковка. На это неоднократно указывали и президент, и председатель правительства. Если говорить в целом, то доступный ПЭТФ — это точка роста для продовольственной безопасности страны.

— В какой мере на ходе реализации проекта сказывается или может сказаться недавнее ослабление курса рубля в отношении к доллару и евро? Насколько это значимый фактор риска?

— Во-первых, рыночная стоимость ПЭТФ привязана к стоимости нефти, которая определяется в американской валюте. Во-вторых, рынок ПЭТФ работает по принципу ценового паритета: чем дороже сырьё, тем выше стоимость готовой продукции. В целом ослабление рубля даст нам дополнительные преимущества по экспорту готовой продукции на мировой рынок. В то же время экономика готовой продукции на внутреннем рынке привязана к объёмам её фактического потребления. Мы почувствуем ухудшение финансового состояния в случае, к примеру, сокращения потребления бутилированной воды.

— В то же время с 2011 года, когда началась реализация проекта, стоимость сырья для производства ПЭТФ увеличилась на 40 процентов, что уже повлекло за собой увеличение общей стоимости проекта. Каковы текущие среднесрочные прогнозы по дальнейшим изменениям стоимости ПЭТФ и как это может отразиться на необходимых объёмах инвестиций?

— Мы не прогнозируем дальнейшего роста цен на сырьё, в частности, на терефталевую кислоту. В любом случае при расчёте объёма инвестиций в сырьё мы изначально рассчитывали на колебания сырьевых цен. С этой точки зрения в проекте заложен надёжный запас прочности. Параллельно мы сегодня прорабатываем с нашими сырьевыми партнёрами вопросы стоимости и объёмов поставок сырья.

— Будут ли способствовать планам «Этаны», в том числе по экспорту продукции, программы модернизации российских НПЗ?

— Модернизация нефтеперерабатывающих производств, освоение шельфа Северного Каспия — это благо не только для юга России, но и для всей страны в целом. Время, когда мы без оглядки на собственную экономику закачивали нефть в трубы, я думаю, уже прошло. В перспективе нужно стремиться к тому, чтобы вся продукция глубокого передела нефти производилась на территории России. Это позволит сохранить у себя всю добавленную стоимость. Безусловно, нам будет выгодно, если в доступных пределах начнут создаваться новые мощности по производству сырья не только для «Этаны» и «Планы», но и для всего полимерного кластера. Здесь важна не столько экономика конкретных предприятий, сколько общее оздоровление российской экономики и создание новых рабочих мест, развитие экономического и человеческого потенциала, в том числе Северного Кавказа.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .