93 100 13

Закрытие сделки по разработке Каспийского шельфа откладывается

976
4 минуты
Закрытие сделки по разработке Каспийского шельфа откладывается

Поделиться
На неопределённый срок отложено закрытие сделки между российским нефтехолдингом НК «Роснефть» и шведской Lundin Petroleum по приобретению компанией Игоря Сечина 51% акций дочерней шведам ООО «Петроресурс» (70% принадлежат Lundin, 30% – нефтетрейдеру Gunvor, которым до введения санкций владел известный предприниматель Геннадий Тимченко ). Благодаря этому активу «Роснефть» планировала получить долю в разработке каспийского шельфа за счёт Лаганского нефтегазового участка в Калмыкии, разведочной лицензией на который с июня 2004 года владеет «Петроресурс». Предполагалось, что уже в этом году нефтехолдинг мог бы «выйти в тёплое море».

Как сообщили «Эксперту ЮГ» в Роснедрах, Лаганский участок занимает более 3,38 тысячи квадратных км. На его территории расположены три перспективные структуры: Морская, Лаганская и Петровская. Потенциальные извлекаемые ресурсы Лаганского блока оценивались в диапазоне от 9 млн до 65 млн тонн нефти и от 5,7 млрд до 45,3 млрд кубометров газа.

В июне 2007 года комиссия Роснедр приняла решение отозвать лицензию на право пользования недрами Лаганского нефтегазового участка у компании «Петроресурс» из-за невыполнения ею лицензионного соглашения, предполагавшего бурение четырех разведочных скважин на Лаганском блоке, а также проведение сейсморазведки по методу 3D в объеме 300 квадратных км. Lundin вынужден был начать поиск нового влиятельного партнёра среди российских компаний – без этого его работа на шельфе оказывалась под вопросом из-за законодательных ограничений для иностранных операторов.


Тогда ситуацию спас «Газпром», вошедший в проект на условиях получения колл-опциона на приобретение 50% + 1 акции в компании-операторе. Лицензию вернули и продлили до 2014 года, а в 2008 году после первого разведочного бурения геологические исследования на структуре «Морская-1» (глубина 2082 м) и «Лаганская-1» ( 2100 м) показали наличие в ней ресурсов в интервале от 110 до 450 млн баррелей нефти. На скважине «Морская-1» были обнаружены извлекаемые запасы нефти по категории С1 5,7 млн тонн, С2 6,3 млн тонн. «Лаганская-1», а затем и «Петровская-1» оказались «сухими».

Перспективы показались ВИНК неубедительными – опцион так и не был исполнен, «Газпром» не стал «идти в море», сосредоточившись на добыче углеводородов на Астраханском нефтегазоконденсатном месторождении.

В 2009 году у Lundin появился новый партнёр – нефтетрейдер Геннадия Тимченко Gunvor Group, амбиции которого также распространялись до желания стать ВИНК. Gunvor выкупил за 30 млн долларов 30% акций «Петроресурса», у него была своя трейдинговая сеть, появились перевалочные мощности в портах Балтийского и Чёрного морей, не хватало лишь своей добычи.

«Gunvor хотел обеспечить себя собственными углеводородами, но затем стратегия компании трансформировалась, и её руководство решило сконцентрироваться только на трейдинге и добыче газа», – прокомментировал «Эксперту ЮГ» ситуацию аналитик Газпромбанка Александр Назаров .

В итоге проектом, который «не потянули» другие ВИНК, заинтересовалась «Роснефть». Нефтехолдингу в 2013 году удалось договориться с обоими собственниками о выкупе контрольного пакета акций «Петроресурс».

«Учитывая, что месторождение сочли «стратегическим» в силу его расположения на шельфе, разработка потребовала вхождение в состав акционеров госкомпании, – заметил «Эксперту ЮГ» содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг . – «Газпром» ранее отказался от реализации опциона на приобретение контрольной доли в проекте и этой возможностью воспользовалась не имеющая существенных ограничений в денежных средствах и активно растущая «Роснефть».

По уже традиционному соглашению с Lundin Petroleum «Роснефть» входит в каспийский проект, а шведы в свою очередь допускают россиян на свои участки на шельфе Норвегии (20% в лицензии PL713 на шельфе Баренцева моря).

В конце августа 2013 года «Роснефть» заявила о намерении прирезать себе примыкающий к Лаганскому Тюлений блок, на который ранее претендовали Wintershall и «Зарубежнефть». Таким образом, после завершения сделки «Роснефть» может стать основным оператором почти всей прибрежной полосы российского сектора Каспия, что создает новую конфигурацию в его освоении – владения «Роснефти» отделяют от берега Северный участок, на котором сосредоточены основные каспийские открытия ЛУКОЙЛа. А там речь идет уже о сотнях миллионов тонн запасов нефти.

В феврале 2014 года в руководстве Lundin Petroleum заявили, что сделка может быть закрыта уже в первом полугодии, однако западные санкции внесли свои коррективы в ситуацию. В компании пока затрудняются сказать, когда может состояться официальное оформление продажи пакета.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .