5 ключевых аналитических исследований «Эксперт Юг»: главные тезисы для развития бизнеса

7143
7 минут

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» разрабатывает и реализует ряд ежегодных исследований в сфере региональной экономики. Центр готовит как собственные независимые исследования, так и исследования рынков и стратегий под заказ. В минувшем году было проведено несколько масштабных исследований: от изучения экспортных возможностей МСП на Юге России до образа СМИ глазами лидеров общественного мнения. Итоги ключевых исследований — в нашей подборке

5 ключевых аналитических исследований «Эксперт Юг»: главные тезисы для развития бизнеса

1. За ростом на выход: на Юге бум малых экспортеров

100 компаний юга России, поучаствовавших в опросе на тему «Экспорт в МСП», говорят, что регион не использует экспортный потенциал. Им не хватает понимания рынков и каналов выхода на клиентов — господдержка по этим направлениям неэффективна. И все же малые экспортеры настроены оптимистично, а их количество быстро растет.

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провел масштабное исследование на тему «Экспорт в МСП: потенциал и лучшие практики юга России». Мы опросили 100 малых и средних компаний, которые экспортируют или планируют заняться экспортом в ближайшее время. Задавали им вопросы о том, что заставляет их развивать экспорт, какие финансовые результаты принесла экспортная торговля, что мешает укрупнять успехи на внешнем фронте, что стоило бы делать государству в этом направлении.

Главные выводы — для запуска экспортного проекта малому и среднему бизнесу требуются аналитическая информация о рынках, маркетинговые исследования и реальные каналы выхода на потенциальных клиентов и партнеров. В этом особенность МСП в работе над экспортными направлениями; у крупного бизнеса, как правило, проблематика совершенно иная — его интересуют конкретные механизмы финансирования экспортных контрактов и даже прямой протекционизм.

Респонденты уверены, что экспортный потенциал их региона пока не используется на всю мощность. Наивысший потенциал региона опрошенные видят в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности. Эти отрасли могут стать драйверами роста экспорта при должной господдержке и популяризации успешных экспортных кейсов.

2. Удовольствие от процессов — промежуточный итог цифровизации бизнеса на Юге

Бизнес обращается к цифровым технологиям, желая увеличить рентабельность и продажи, но получает пока только лучшую управляемость команды — таковы результаты опроса, проведенного Аналитическим центром «Эксперт ЮГ».

Цифровизация сегодня — вызов для всех компаний малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных предприятий, у МСБ есть ряд специфических проблем, трудности с преодолением которых тормозят переход в новое измерение. Прежде всего, это сложности с наличием ресурсов, компетенций и кадров.

На сегодняшний день главным практическим результатом цифровизации для бизнеса является более эффективное управление процессами и командой. Это логично: главный вызов, с которым сталкиваются как сами руководители бизнеса, так и те, кто внедряет цифровые решения, — систематизация всех внутренних процессов, которая и позволяет бизнесу добиваться поставленной цели. На второй позиции по значимости практического результата — более эффективное продвижение продукции и услуг. А затевалась цифровизация в большинстве случаев для увеличения продаж. Этого эффекта большинство компаний рассчитывает добиться в перспективе.    

Ориентироваться в этих темах нам помогли результаты исследования «Диджитализация бизнеса юга России», посвященного изучению степени проникновения цифровых технологий в бизнес компаний региона, а также оценке потенциала развития этой сферы. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» работал над проектом с ноября 2018 по май 2019 года. Общие задачи исследования состояли в том, чтобы узнать, в какой мере автоматизированы бизнес-процессы в компаниях, какие задачи в сфере развития цифровизации бизнес считает приоритетными, какой потенциал дальнейшей цифровизации он видит.

3. Южные лидеры взяли лин-технологии на вооружение, но не распробовали их

Результат от внедрения технологий бережливого производства не всегда видят даже те южные компании, которые ими занимаются. Это сдерживает и инвестиции, и подготовку кадров. Те же, кто зашел далеко, получают результат, превышающий ожидания. Таковы итоги исследования «Бережливая индустрия юга России».

В апреле 2019 года Аналитический центр «Эксперт ЮГ» начал исследование на тему «Бережливая индустрия юга России: лучшие практики» — при поддержке АО «АЭМ-технологии» и Донского государственного технического университета. У исследования есть актуальный контекст. Прежде всего, национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предполагает реализацию на уровне каждого региона программ стимулирования предприятий к повышению производительности труда — в этот проект в ближайшие годы на Юге будут втянуты сотни компании. Этот проект — повод узнать, как сейчас индустриальные лидеры юга России управляют своей производительностью, что у них получается, какие задачи они ставят. Второй момент — технологии бережливого производства являются методической основой современного подхода к управлению производительностью в промышленности. По этой причине мы хотели узнать, на каком этапе внедрения этих технологий находятся компании. В результате мы получили первое за многие годы региональное исследование в сфере управления производительностью труда в индустрии.

Главные выводы нашего исследования — большинство компаний только знакомятся с системой бережливого производства (БП). Затраты на новую систему в большинстве компаний пока идут по остаточному принципу. Однако предприятия, которые справились с проблемами на первых этапах внедрения, получили ожидаемый значимый результат. Собственно, этот успешный опыт может подтолкнуть и «сомневающиеся» компании к более широкому применению принципов БП. Помочь в этом могут органы власти и экспертное сообщество.

4. Региональные СМИ глазами лидеров общественного мнения

В сфере лидеров общественного мнения Ростовской области легко выделяются условные «консерваторы» и «прогрессисты». Первые пользуются традиционными каналами, им нужны новости, да побыстрее, вторые уже в интернете, им интересны экспертиза, дискуссии, аналитичность. Сами региональные СМИ пока в лагере консерваторов.

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провел исследование «СМИ глазами лидеров общественного мнения Ростовской области» при поддержке правительства Ростовской области. Целью исследования стало изучение восприятия региональной медиасреды самыми влиятельными читателями — лидерами общественного мнения, которые играют ключевую роль в формировании информационной повестки. Как они сегодня потребляют медиа, с какими ценностями они у них ассоциируются, какие каналы наиболее актуальны, какие потребности остаются незакрытыми? Ответы на эти и другие вопросы могут повлиять на стратегии развития, на информационную политику региональных СМИ. 

Мы опросили четыре группы лидеров общественного мнения Ростовской области — представителей органов власти, бизнеса, общественников и руководителей СМИ региона. Во всех случаях речь идет о тех, кого мы можем назвать руководителями. Опрос шел с марта по май 2019 года. Всего в анкетировании приняло участие 302 респондента, из них наиболее крупной группой оказались представители органов власти (160 человек) и бизнеса (84), СМИ — 34, общественных деятелей — 24. Возможно, наиболее интересная часть опроса — сравнение различных ракурсов восприятия СМИ разными аудиториями, поскольку в ряде случаев средние показатели оценки в этом опросе мало что иллюстрируют.

5. Почему начинать свое дело страшно, а предприниматель не тот, кем кажется

Для южнороссийских студентов предприниматель — это скорее рискнувший и разбогатевший счастливчик, для самих бизнесменов — целеустремленный человек, который не боится брать на себя ответственность. Исследование «Образ предпринимателя на Юге» выявило большие проблемы с примерами для подражания в этой сфере.

Национальный проект, посвященный развитию малого бизнеса и индивидуальной инициативы, предполагает большую работу по вовлечению в предпринимательство, а следовательно — по популяризации темы. А чтобы делать это эффективно, было бы неплохо понимать, что этому вовлечению сегодня более всего препятствует. И, в частности, какого рода проблемы в данном случае оказываются на первом плане — доступность ресурсов или особенности самого образа предпринимателя. Аналитический центр «Эксперт ЮГ» при поддержке партнеров — КБ «Центр-инвест», компании Amway, Гарантийного фонда Ростовской области — а также ряда университетов реализовал исследование «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления». Известны глобальные и федеральные исследования, посвященные восприятию предпринимательства, нам же было важно дать разговору региональное измерение.

Исследование было начато в феврале этого года и предполагало изучение образа предпринимателя в восприятии двух ключевых аудиторий — студентов-старшекурсников, которым буквально завтра уходить в самостоятельное плавание, и действующих предпринимателей, то есть людей, которые страх предпринимательства каким-то образом преодолели. Мы провели анкетирование 430 студентов нескольких ведущих вузов Юга: ДГТУ, ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), ЮРИУ РАНХиГС, Южного университета (ИУБиП), Кубанского ГТУ. Анкеты нам также заполнил 101 предприниматель — собственник бизнеса. Частью проекта стали две конференции по его теме — в Ростове и в Краснодаре, а также около десятка персональных интервью. Вряд ли полученная картина в социологическом смысле будет являться исчерпывающей, однако понимание «узких» мест она дает.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.