93 100 13

Авторынок Юга откатился на 10 лет назад

2601
7 минут

С уходом ведущих автомобильных брендов с российского рынка текущий год стал самым тяжелым для дилерского бизнеса. Перспективы роста есть только у китайских марок, но и их экспансия не останавливает рост цен

Авторынок Юга откатился на 10 лет назад

После ухода европейских марок освободившиеся ниши стали активно заполнять китайские бренды//Фото: sokol-motors.ru
Поделиться
По данным аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев года продажи легковых автомобилей показали падение в ЮФО на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не спасают ситуацию для автодилеров и автомобили с пробегом, падение продаж которых по итогам 10 месяцев 2022 года в ЮФО составило 13,9%.

По самым оптимистичным прогнозам, авторынок может быть отброшен на 10 лет назад, рассказал «Эксперт Юг» главный редактор отраслевого портала «Южный автомобиль» Максим Черкашин. Ситуация на юге России, как и в стране в целом, остается сложной из-за санкции и стремительного подорожания автомобилей.

«Поставки машин по параллельному импорту слегка оживили авторынок, но в более дорогих сегментах. Ждать массовых поставок автомобилей бюджетного класса сейчас не приходится. Кроме того, усложнились процедуры ввоза машин из дружественных нам стран. Например, из Казахстана и Белоруссии. Последняя страна так и вовсе запретила вывозить автомобили. Машины везут из Объединенных Арабских Эмиратов, но в основном это дорогие автомобили. Везти к нам машину уровня Hyundai Solaris нет интереса, доставка и юридические формальности обходятся слишком дорого и могут превзойти стоимость самого автомобиля», — говорит Черкашин. Ввоз по параллельному импорту остается выгодным в отношении японских внедорожников — Toyota Land Cruiser, Lexus, Mitsubishi — и ряда других моделей подобного уровня. Выгода покупателя может составлять нескольких миллионов рублей.

ТОП-10 марок на рынке новых л/а в ЮФО за 10 мес. 2022 г.
  Марка 10 мес. 2022 г. 10 мес. 2021 г. Изм %
1 LADA 15237 31240 -51,2
2 KIA 6443 18006 -64,2
3 HYUNDAI 6066 16509 -63,3
4 RENAULT 3662 9832 -62,8
5 CHERY 3562 4535 -21,5
6 TOYOTA 2320 7293 -68,2
7 HAVAL 2316 2565 -9,7
8 VOLKSWAGEN 2111 8310 -74,6
9 SKODA 1855 6532 -71,6
10 GEELY 1455 1631 -10,8
  ВСЕГО в ЮФО 54198 127998 -57,7
Источник: «Автостат»

Тем не менее, по сравнению с началом 2022 года, сейчас ситуация на рынке стабилизировалась, считают крупные игроки рынка. Так, по словам директора по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлии Овчинниковой, осень стала временем медленного восстановления после резкого падения весной. По данным аналитиков «Ключавто», продажи автохолдинга в ЮФО в третьем квартале текущего года выросли на 6,5% относительно предыдущего квартала в сегменте новых автомобилей и на 15,3% в сегменте автомобилей с пробегом.

«В целом из тенденций можно отметить некоторое смещение спроса на автомобили с пробегом – их доля в структуре продаж автохолдинга в ЮФО в третьем квартале достигла 59,6%. Мы бы не ожидали восстановления рынка до прошлогодних показателей в ближайшее время. Мир изменился. Однако есть уверенность в том, что на рынок повлияет налаженный механизм поставок новых автомобилей зарубежных брендов параллельным импортом, активная интеграция брендов и новые предложения от отечественных автопроизводителей», — отметила Овчинникова.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, «Ключавто» в текущем году открыл 21 центр по продаже автомобилей китайских брендов Chery, Evolute, Omoda, Exeed, в планах компании сохранение активов и пополнение сети новыми точками продаж.

Отметим, что в 2021 году «Ключавто» планировала приобрести 100% акций российского автодилера «Рольф», что позволило бы компании стать крупнейшим автодилером страны. Завершить приобретение акций автохолдинг намеревался в начале этого года. Весной стало известно, что сделка приостановлена.

ТОП-10 марок на рынке л/а с пробегом в ЮФО за 10 мес. 2022 г.
  Марка 10 мес. 2022 г. 10 мес. 2021 г. Изм %
1 LADA 138792 158548 -12,5
2 HYUNDAI 39128 48000 -18,5
3 KIA 30025 36308 -17,3
4 TOYOTA 26135 29744 -12,1
5 CHEVROLET 22578 26795 -15,7
6 VOLKSWAGEN 22553 26500 -14,9
7 NISSAN 21123 24791 -14,8
8 FORD 16418 20161 -18,6
9 RENAULT 15496 18847 -17,8
10 BMW 13176 14703 -10,4
  Всего в ЮФО 488834 567705 -13,9
Источник: «Автостат»

С тем, что ситуация на рынке стабилизировалась согласен и автоэксперт, коммерческий директор ООО «Макс Групп» Владимир Маханько. Правда, про перспективное планирование на ближайшее время можно забыть, считает эксперт.

Цены на автомобили останутся высокими

Тем не менее, стабилизация ситуации на авторынке в целом, по мнению экспертов, не окажет существенного влияния стоимость автомобилей для конечного покупателя. Если весной 2022 года основной причиной роста цены стало повышения курса доллара и евро, то сегодня ценам не дают падать издержки параллельного импорта и сложности с комплектующими.

Как писал ранее «Эксперт Юг», весной этого года «АвтоВАЗ» увеличил ценник на Lada Vesta SW Cross на 289 тыс. рублей, Kia Rio стал дороже на 200 тыс. рублей. В бизнес-сегменте удорожание оценивается в миллионы рублей.

«Цены на автомобили снижаться точно не будут, за всю историю существования авторынка такого не было никогда, поэтому в сложившихся условиях ждать, что машины подешевеют, нет смысла», — подчеркивает Максим Черкашин.

С тем, что снижение цен на автомобили в ближайшее время не будет
существенным согласна и Юлия Овчинникова. «Сейчас цены снижаются на отдельные модели. В дальнейшем все будет зависеть от ценовой политики производителей и импортеров, а также спроса», — отмечает она.

По мнению Владимира Маханько, шанс вернуться к ценам начала текущего года есть только у автомобилей с пробегом. «Цены на остатки ушедших брендов и на автомобили ввезенные в дилерские центры по параллельному импорту, падать не будут, издержки не позволят. Вместе с тем, в будущем китайские бренды могут привести цены в соответствие к покупательским возможностям тех или иных категорий покупателей», — считает Маханько.

Китайские и российские бренды поделят авторынок Юга

Статистика подтверждает, что китайские марки остаются самыми перспективными. По данным «Автостата», несмотря на падение авторынка почти на 60%, доля китайских марок на рынке РФ с начала года выросла втрое — с 9-10% в январе-феврале до 29-30% в сентябре-октябре.

«Доля «китайцев» будет расти и дальше, так как китайские производители продолжают работать на российском рынке. Они не присоединились к санкциям и поставляют автомобили в нашу страну. При этом Haval имеет тут еще и собственное производство. А вот японские, европейские и американские бренды машины уже не поставляют, поэтому их доля рынка стремительно падает. Так же у «корейцев», у них проблемы с производством — нарушена логистика поставок комплектующих. Кроме этого, стоит отметить и рост доли отечественной Lada, которая с начала года удвоилась — с 20% до 40%», — рассказал «Эксперту Юг» руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

В структуре продаж новых автомобилей холдинга «Ключавто» в ЮФО в третьем квартале текущего года китайские автомобили выросли на 62,9% (за III квартал) и заняли долю в 26,4% «Говорить о полном смещении спроса на сегмент китайских автомобилей будет преждевременно, ведь предложение сейчас пополняется автомобилями традиционно популярных у россиян зарубежных брендов, таких как KIA, Mazda, Toyota, Hyundai и других. Про автомобили производства Ирана и Турции сейчас говорить еще очень рано – они представляют собой больше штучные предложения», — прокомментировала Юлия Овчинникова.

По мнению Владимира Маханько, Китай переориентирует авторынок и займет все освободившиеся ниши покинувших Россию брендов, кроме модельного и ценового сегмента «Автоваза», поскольку его интересы будут защищены со стороны государства «всеми возможными способами».

«На внутреннем рынке Турции автомобили дороже чем у нас, мы можем брать по своим высоким ценам, отвозить им, и они все равно будут дешевле, чем авто на локальном рынке. Иран, опять же, соответствует ценовому и модельному сегменту «Автоваза». Он защищен на правительственном уровне, авто из Ирана стоимостью более 2 млн рублей вряд ли найдут своего покупателя в ближайшем будущем. С учетом скорости прогресса китайского автопрома в расширении модельного ряда, будущее за ним», — считает Маханько.

По мнению Максима Черкашина, слишком сильно рассчитывать на китайские бренды южным автодилерам не стоит, так как их производители также повысили цены на свои автомобили. «Объем автомобилей, который в России продают за год, в Китае продается за месяц. Массово мы будем ездить на китайцах только в том случае, если у нас вообще не будет никакого выбора. Поставки машин из Ирана тоже не дают радужных перспектив на спасение рынка», — считает Черкашин.

Отметим, что в ноябре этого года стало известно, что иранская компания намерена открыть в донской столице первый дилерский центр, где будут продаваться автомобили под брендом Iran Khodro. Автоконцерн презентовал свой проект во время встречи с представителями городской администрации.

Iran Khodro journal ab club ru.jpg
Поделиться

Новая альтернатива отечественным и зарубежным брендам — Iran Khodro//Фото: journal.ab-club.ru 

«Несколько лет назад к нам уже поставлялись седаны Samand от иранского концерна Iran Khodro. Тогда успеха на рынке автомобили не имели, вряд ли им удастся сделать это сейчас. Рассчитанные на бюджетный сегмент автомобили будут стоить в районе 2 млн рублей, что слишком дорого для рядового потребителя. Возможно, будет смысл в иранских автомобилях, если их начнут выпускать в России. Однако власти РФ никогда не допустят в страну сильного конкурента «Автовазу», — прокомментировал Максим Черкашин.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .