По словам руководителя ИТ-компании Dunice Артема Дегтярева, не стоит критиковать ИТ-сектор за высокую планку зарплат для специалистов//Фото: «Эксперт Юг»
Круглый стол «Донской ИТ глазами студента: как работать с ожиданиями?», организованный аналитическим центром «Эксперт Юг» при поддержке компании Accenture, показал текущую ситуацию на региональном рынке труда в сфере информационных технологий и позволил высветить перспективы партнерств в области подготовки кадров для ИТ.
Вуз – источник информации о будущей работе только для 20% студентов
Тему кадрового дефицита на рынке труда «Эксперт Юг» неоднократно затрагивает на своих мероприятиях. На этот раз для диагностики текущей ситуации были представлены результаты масштабного опроса «Трудовые ожидания студентов ИТ-специальностей вузов Ростовской области», впервые проведенного в регионе силами Южного федерального университета по заказу Accenture. В опросе приняли участие 2043 респондента из четырех вузов региона: ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), ДГТУ, ЮРГПУ НПИ. Анкетирование проводилось в с апреля 2020 по июнь 2021 года. Презентовала итоги исследования Наталья Бинеева, заместитель директора Института социологии и регионоведения ЮФУ.По ее словам, почти 25% студентов готовы поменять специальность после окончания вуза, при этом 30% вообще не готовы продолжать какое-либо развитие в профессиональной сфере. «Таким образом, более 50% студентов ИТ-специальностей не готовы продолжать обучение по тому направлению подготовки, которое они получают в вузе», — отметила, ссылаясь на результаты исследования Бинеева.
Из принявших участие в опросе лишь 18% имеют опыт работы по специальности. При этом общие установки на поиск и получение работы в ИТ-области демонстрируют 80% студентов. Планы на работу по специальности возрастают по мере того, как студент переходит на следующий уровень подготовки. Главным критерием, который на это влияет, наличие опыта работы по специальности, который он получает в вузе. Те, кто уже имеет опыт работы в ИТ-сфере, имеют более ярко выраженную установку работать по выбранной специальности».
Здесь Наталья Бинеева акцентирует внимание на том, насколько важно системе высшего образования использовать возможность и профессионально социализировать студентов, пока они «в их распоряжении». В пример Наталья приводит организацию различных практик в региональных ИТ-компаниях. Это особый способ вовлечения студентов в профессиональную деятельность, важное условие формирования устойчивой профессиональной мотивации. Также она указывает на создание и активное развитие центров карьеры при вузах.
«Только пятая часть опрошенных студентов проходила практику в ИТ-компаниях во время обучения в вузе. Также только для пятой части студентов вуз является источником информации о региональных ИТ-компаниях — отсюда следует вывод, что взаимодействие между вузом и работодателем происходит на те же 20%, не более», — резюмирует Наталья.
Подтверждением того, что студенты плохо информированы об ИТ-компаниях является то, что только 7% опрошенных ответили на вопрос, какие компании в сфере информационных технологий они знают.
Одной из задач исследования было выявление ожиданий студентов вузов области от выбранной ими специальности. На основании результата опроса мы выделили три основных критерия, которые вошли в топ. Во-первых, это критерий финансовый: высокая стартовая заработная плата (5,06%), в дополнение к этому рост зарплаты (5,49%), наличие премий (5,34%) и оплата переработок (5,39%). Во-вторых, это социально-образовательные бонусы: наличие социального пакета (5,24%), обучение за счет компании (5,23%), быстрый карьерный рост (5,18%). Также студенты отмечают, что выполняемый ими проект должен быть интересным (5,05%), при этом задачи, поставленные перед ними, четко сформулированными и документально оформленными (5,1%). И, в-третьих, это гибкость рабочего графика: удаленно, в удобное им время (5,6%). Стоит отметить, что 55% опрошенных студентов планируют после окончания вуза совмещать работу с учебой.
Также она указала на неутешительные миграционные установки студентов. По результатам опроса, регион теряет до 45% выпускников ИТ-специальностей в результате внутренней и внешней миграции молодежи.
Круглый стол «Донской ИТ глазами студента: как работать с ожиданиями?» позволил выявить сложности работы со студентами в ИТ-сфере на рынке труда//Фото: «Эксперт Юг»
Студентам необходимо раскрыть глаза на региональный рынок труда
Активное участие в круглом столе принимали представители ИТ-компаний (см. первый рейтинг ИТ-компаний Юга, составленный «Эксперт Юг»), digital-агентств, технологических центров, высших и средних учебных заведений.
По словам Имрана Акперова, ректора ЧОУ ВО «Южный университет» (ИУБиП), считает, в регионе нет крупных проектов, которые бы вдохновляли студентов здесь оставаться. Также, по его словам, в Ростовской области, действительно, недостаточно развито взаимодействие вузов и работодателей в сфере информационных технологий, отчего студенты не получают достаточное количество практики и знаний об ИТ-компаниях.
Наталья Сумцова, менеджер компании, руководитель направления работы с данными в Технологическом центре Accenture в России, акцентировала внимание на практике, которую необходимо получать без разрыва с теорией. «Сегодня у компании, которые берут к себе на работу молодых специалистов, есть образовательные проекты внутри для восполнения пробелов в знаниях студентов. Гораздо лучше, чтобы выпускники знали мало технологий, но детально, чем много, но поверхностно», — рассказала Сумцова. По ее словам, чтобы обучающиеся действительно хотели работать по специальности, важна и эмоциональная составляющая. В любом случае, важна практика в вузах».
Василий Долгов, заведующий кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» ДГТУ также обратил внимание на сотрудничество высших учебных заведений и работодателей из ИТ-компаний: как минимум, студенту важно понимать по окончании вуза, что он него потребуют при приеме на работу и умеет ли он делать это. Василий считает, что для этого недостаточно одной практики – в дополнение нужно ввести практико-ориентированные занятия, на которых бы студентов с первого курса их обучения готовили к работе в сфере информационных технологий. Им же была затронута тема финансирования молодых специалистов: «Мы не можем удержать студентов с точки зрения зарплаты. На том же фрилансе они зарабатывают гораздо больше».
Артем Дегтярев, соучредитель и генеральный директор Dunice, не считает, что ориентация студентов на высокую заработную плату – это плохо. По его словам, важно, чтобы твои сотрудники получали достойный заработок — нельзя бояться много платить и много вкладывать в своих будущих сотрудников. Насчет сотрудничества вузов и работодателей из ИТ-компаний генеральный директор Dunice абсолютно согласен с остальными выступающими, и он, например, предлагает запретить прохождение практики в других местах, помимо ИТ-компаний, создать специализированные кафедры.
По словам Ивана Бринка, президента ассоциации НП ИТЦ «ИнТех-Дон», решение проблемы нехватки рабочих рук в сфере информационных технологий в регионе в следующем: интерес первого лица области к развитию ИТ-сфере; комфортная городская среда для реализации студенческих амбиций; создание больших объединяющих проектов.
Сергей Горбунов, директор ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики», задался вопросом, почему опрос не проводили среди обучающихся средних учебных заведений, а также тех, кто обучается заочно. По его мнению, сузы (среднее учебное заведение), в отличие от вузов, ориентированы на практику. К тому же ожидания по заработной плате у выпускника колледжа скромнее. Обучающиеся на ИТ-специальностях в средних учебных заведений более мотивированы, чем обучающиеся в вузах.
Анна Гусева, HR-директор компании «Студия Олега Чулакова», подтвердила, что далеко не все студенты знакомы с теми компаниями, которые работают у нас в регионе, особенно с теми, кто не связан с крупным бизнесом. «Это наша ответственность, чтобы студенты понимали, какие игроки есть на региональном рынке. Если мы не проводим мастер-классы, получается, студенты смотрят на пиар-активность Сбера или Мэйла (mail.ru). Закономерно, что у будущих специалистов появится желание работать именно у них, они для них более прозрачны и понятны», — говорит Анна Гусева.
Как отметил Александр Шорин, руководитель HR-отдела компании RnD Soft, с вузами и сузами работает много ИТ-компаний, однако это необходимо делать от имени всего регионального сообщества представителей информационных технологий, чтобы добиться максимального положительного эффекта для отрасли.
Партнером круглого стола «Донской ИТ глазами студента: как работать с ожиданиями?» выступила компани Accenture.