103 107 14

«Дервейс»: самородок кавказского автопрома

1909
3 минуты
«Дервейс»: самородок кавказского автопрома

Поделиться
Товар: легковые автомобили
Название компании: ООО «Автомобильная компания “Дервейс”»
Объём выручки в 2013 году: 17,4 млрд рублей

Черкесский автозавод «Дервейс» относится к тем немногочисленным компаниям юга России, о которых можно долго говорить в превосходной степени. За несколько последних лет «Дервейс» на глазах стал крупнейшей компанией в родной Карачаево-Черкесии, крупнейшим машиностроительным предприятием Северного Кавказа, а не так давно вошёл и в рейтинг самого динамичного бизнеса «Эксперта ЮГ». В 2009–2013 годах средний прирост выручки компании составил 162,7%.

В историю российского автопрома «Дервейс» навсегда войдёт как первый отечественный производитель, успешно «приземливший» производство китайских марок — Lifan, Geely и Haima. Момент для этого был выбран более чем удачный: после кризиса 2008–2009 годов на российском рынке сформировался немалый отложенный спрос, и недорогие китайские машины его отлично удовлетворили. По итогам прошлого года Lifan, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, занял 21 место по продажам в России (23,6 тысячи машин), а Geely — 28-е (18,8 тысячи).

Общий спад продаж на российском авторынке продукцию «Дервейса» не миновал, но это не отменяет главного достижения предприятия и его основателей, известной семьи бизнесменов Деревых. Создать в небольшой кавказской республике производство автомобилей мирового уровня — это если не подвиг, то, по меньшей мере, начинание, не имеющее аналогов. Собственные инициативы в автопроме не раз представляли и другие регионы СКФО, но только в Карачаево-Черкесии удалось довести проект до ума.

Успеху «Дервейса» способствовал уход с рынка другого крупного игрока южного автопрома — завода «ТагАЗ». Ещё в 2013 году предполагалось, что на мощностях тонущего таганрогского предприятия будет налажен выпуск китайской марки Chery, но в итоге производитель из Поднебесной предпочёл Черкесск. В сентябре прошлого года на «Дервейсе» началась сборка двух наиболее популярных моделей этого семейства — Tiggo 5 и Bonus 3.

Справка о компании
Автомобильное подразделение в составе черкесской компании «Меркурий-2» было создано в 2002 году; первоначально планировалось производить автомобили под собственной маркой Cowboy. В 2006 году началось сотрудничество с китайскими поставщиками машинокомплектов и комплектующих, в августе 2007 года стартовал проект по сборке автомобилей китайской марки Lifan. В 2009 году началась тестовая сварка автомобилей Lifan, мощность сварочной линии для четырёх видов кузовов — 50 тысяч машин в две смены.
В конце 2010 года собственники «Дервейса» приняли решение передать формальный контроль над предприятием Сбербанку. Сначала Сбербанк предоставил «Дервейсу» под залог собственного имущества кредит в 120 млн долларов на капвложения в новое производство автомобилей китайских марок Lifan, Haima и Geely. Затем в качестве залога под оборотные средства в размере 90 млн долларов дочерней компании банка «Сбербанк Капитал» была передана 51-процентная доля предприятия с правом обратного выкупа до ноября 2016 года. Уже по итогам 2011 года выручка завода составила 7,7 млрд рублей, а в 2012 году достигла 13,321 млрд рублей, при этом предприятие в первый раз за четыре года показало чистую прибыль. В рейтинге крупнейших компаний СКФО по итогам 2013 года «Дервейс» занимает 7 место.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .