110 116 15

Дон и Кубань в перспективной противофазе

1219
9 минут

Конкуренция за инвестиции между Ростовской областью и Краснодарским краем после многолетнего перерыва из-за абсолютного первенства Кубани снова становится реальностью. Регионы-соседи сейчас находятся на разных фазах — донские инвестиции ставят рекорды, краснодарские — снижаются, миновав олимпийский пик

Дон и Кубань в перспективной противофазе

Поделиться
Ростовское отделение партии «Справедливая Россия» в только что завершившейся борьбе за места в областное Законодательное собрание запустило предвыборный ролик, который целиком строился на том, что Кубань отбирает у Дона всё, что захочет, — и регион, мол, это терпит. Очевидных спекуляций в ролике хватает, значимо же здесь само решение политтехнологов попытаться апеллировать к реваншистским настроениям. Правда, время выбрано неудачное — донская экономика явно идёт вверх. Наибольшее внимание к этому ролику, по нашим наблюдениям, проявило краснодарское телевидение.

Однако последние десять лет Ростовская область и впрямь уверенно теряла лидерские позиции благодаря активности Кубани (см. графики). На отрезке 2003–2010 годов Краснодарский край лишь увеличивал отрыв в динамике ВРП. Даже в 2012 году инвестиции в основной капитал на Кубани были больше донских почти в четыре раза! И только по двум позициям — темпам промышленного роста и объёму иностранных инвестиций — Ростовская область последние три года превосходила своего олимпийского соседа. Во время кризиса Краснодарский край на глазах уходил в отрыв — например, в 2010 году это был единственный регион на Юге, где после пика кризиса росли инвестиции. Мы тогда по результатам исследования крупнейших инвестпроектов писали, что Кубань оказалась запущена на международную орбиту инвестиционного процесса — и регионам-соседям остаётся за этим только наблюдать, понимая, что если в предыдущие годы ещё можно было заявлять о желании с нею потягаться, то теперь, когда край вошёл в стадию сбора олимпийского урожая, о конкуренции нужно просто забыть. Так вот, сейчас самое время о ней вспомнить.

Согласно нашему исследованию, в 2013 году стоимость проектов, реализующихся в Краснодарском крае, совокупно сократилась почти на 30%, а проектов в Ростовской области — выросла на 27%. Количество проектов на Дону увеличилось с 66 до 91, на Кубани за год упало со 167 до 153. Правда, соотношение объёмов заявленных инвестиций пока явно в пользу Краснодарского края — 31,8 млрд долларов против 18,2 млрд в Ростовской области. Это существенный разрыв, но ещё год назад разрыв этот был более чем троекратным. Рост в одном случае и падение в другом, иными словами, обозначились достаточно твёрдо.

Промежуточный результат

2012 год Ростовская область закончила с рекордным для себя объёмом привлечённых инвестиций — 200 млрд рублей, динамика роста — более 30%. Первые шесть месяцев 2013 года этой динамики не снизили. Это результат, который увидели официальные органы статистики. А мы видим ещё и ситуацию с теми инвестициями, которые будут поступать в экономику территории в ближайшие годы — и видим рост намерений почти на треть. Это позволяет думать, что выдавшийся на Дону один успешный год не случаен — территория выходит на траекторию роста.

Надо заметить, что подготовка к этому периоду велась болезненно долго — три года, начиная с 2009-го, регион показывал отрицательную динамику. Ещё год назад позиции области выглядели неустойчиво — в прошлогоднем исследовании Дон снизил свои инвестзапасы на 3 млрд долларов; впрочем, тогда негативная динамика в значительной мере была вызвана выпадением большого проекта Новоростовской ГРЭС. Но за прошедший год в Ростовской области появился ряд новых промышленных проектов, в первую очередь в машиностроении и металлургии. Если высокая динамика привлечения инвесторов на Дону сохранится, то скоро территория станет реальным конкурентом Краснодарского края. По идее, такой динамике должна способствовать подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Взгляд на отраслевой разрез проектов Ростовской области позволяет сделать вывод, что инвестиционный портфель достаточно диверсифицирован — семь отраслей имеют в базе долю от 7% и выше. Для сравнения, на Кубани — пять. Абсолютный отраслевой лидер на Дону при этом — энергетика (см. график 1). Положение доминирующей отрасли здесь примерно такое же, как и в Краснодарском крае, где на проекты в сфере нефтегазовой промышленности приходится почти 35%. Среди пяти крупнейших проектов в сфере энергетики на первом месте строительство энергоблоков №3 и № 4 Ростовской АЭС, которое в концерне «Росэнергоатом» планируют завершить в 2015 году.

На проекты в инженерно-транс­портной инфраструктуре Ростовской области приходится 12,6%. Но, скорее всего, в связи со строительством аэропорта «Южный» и подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу, в ближайшие годы произойдёт увеличение количества заявленных здесь проектов и их вес. Из года в год колеблется доля проектов в АПК и пищевой промышленности. В прошлом году мы отмечали их рост, в этом — снижение с 16,7% до 12%. Такие колебания связаны не только с переменой намерений инвесторов, но и с относительно небольшим периодом реализации большинства проектов, часть из которых воплощаются в жизнь за полтора-два года.

Кубань коснулась потолка

Конечно, было очевидно, что наступит момент, когда Кубань исчерпает свои олимпийские вложения и вернётся из группы инвестиционных небожителей в круг смертных. На самом деле ещё в 2008 году конкурировать с нею вполне было можно. Например, на отрезке 2003–2008 годов край нарастил инвестиции в 4 раза, а Ростовская область — в 5 раз, хотя и от несколько меньшей базы. Но с тех пор — за последние четыре года — годовые донские вложения выросли буквально на считанные проценты, а кубанские — более чем удвоились. В прошлом году они составили почти 800 млрд рублей. И это был потолок.

Дальше наступит пауза, которая сегодня просматривается в снижении инвестиционных намерений. Всего сейчас на Кубани заявлено 153 реальных инвестпроекта общей стоимостью 31,8 млрд долларов. Для того, чтобы понимать, какие факторы в крае являются в последние годы главными, скажем лишь, что в 2011 году в нашей базе инвестпроектов две трети стоимости создавали проекты, связанные с Олимпиадой. В этом году таких проектов менее 20%.

Можно рассмотреть новые проекты Краснодарского края, которые пополнили список в 2013 году. Общее их число — 55, и в основном это небольшие проекты. Если же ранжировать кубанские проекты по величине, то большинство новичков окажется в последней трети списка.

Подавляющее число проектов реализуются в сфере АПК и пищевой промышленности (всего 16) и туризме (15, с учётом трёх заявленных строительств торгово-развлекательных центров, что можно считать смежным с туризмом направлением). Причём наши эксперты не опасаются того, что указанные отрасли в ближайшее время окажутся «перегретыми» — как в АПК, так и на побережье имеется огромный потенциал, который видят и банкиры.

Если существующий сейчас тренд на Кубани сохранится, сокращение инвестиционных планов относительно региона продолжится. Мы видим, например, что крупные проекты ещё будут выбывать — в следующем году покинут список в связи с завершением четыре крупных проекта (три олимпийских и строительство перегрузочного комплекса по перевалке нефти в Темрюкском районе) общей стоимостью 4,1 млрд долларов; чем будет замещаться этот объём инвестиций — пока вопрос. Конечно, даже десятки проектов средней стоимостью 16 млн долларов — средний вес большинства новичков этого года — не заменят выбывания мегапроектов. Новые же мегапроекты пока очень сырые.

Инструменты конкурентной борьбы

Сейчас у обоих регионов есть крупные инвесторы, от планов которых они очень зависят. Эти инвесторы, по сути, предопределяют лидерство отраслей, которые они представляют. На Кубани такой инвестор — «Роснефть», ведущая коренную реконструкцию своего НПЗ в Туапсе. Стоимость проекта, который реализуется с 2006 года, — 7,5 млрд долларов. В Ростовской области главный инвестор — «Росатом». Его инвестпрограмма, начавшаяся в 2007 году, составляет 5,4 млрд долларов. Однако у этих проектов есть временны́е пределы — проект «Роснефти» будет окончен в 2017 году, проект «Росатома» — уже в 2015-м.

Так какие же реальные резервы есть у регионов-конкурентов?

По нашему мнению, сценарий конкуренции на ближайшие годы примерно таков. Кубань возьмётся за развитие портов и туристических кластеров, а Дон — за рост промышленности и транспортной инфраструктуры.

Главная точка будущего экономического роста в Краснодарском крае — это, конечно, порт Тамань, который требует, по предварительным оценкам, около 500 млрд рублей вложений. Для сравнения, это половина всех вложений в олимпийский Сочи. Вторая точка роста имеет более отдалённую перспективу — это особая экономическая зона «Лагонаки», частично приходящаяся на Краснодарский край, а также ряд туристских кластеров, под создание которых регион подтягивает госпрограмму по развитию внутреннего туризма. Сюда же можно отнести игорную зону близ Анапы, развитие которой пока — дело будущего. Тут порядок цен, конечно, иной — десятки миллиардов рублей. В последние годы Краснодарский край также показывал весьма серьёзные результаты в сфере жилого строительства, опережая Дон в среднем вдвое, — но рост этой сферы на пределе, о чём говорят и сами кубанские чиновники.

В Ростовской области главная точка роста — проекты, привязанные к чемпионату мира по футболу, а это — новый аэропорт «Южный», стадион на 45 тысяч мест, новый мост, иные проекты в левобережной части Ростова. Условно весь этот раздел можно отнести к инженерно-транспортной инфраструктуре. Вторая явно растущая тема — промышленность, а главное конкурентное преимущество в этой сфере — индустриальные парки и сложившаяся система работы с теми, кто туда хочет зайти. Подавляющая часть инвесторов сегодня идут именно в индустриальные парки.

Нужно заметить, что Краснодарский край тоже очень хочет развивать промышленность: регион анонсирует создание сети промышленных кластеров — в сфере металлообработки, деревообработки, пищёвки, виноделия. Наибольший потенциал на Кубани накоплен в сфере производства пищевых продуктов и стройматериалов — эти отрасли напрямую увязаны с бурным развитием торговли, туризма и строительства. Для создания инфраструктуры промпарков регион даже принял программу «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение её конкурентоспособности на период 2014–2018 годов». Но это пока намерения, которые вряд ли дадут быстрый результат. Между тем для Ростовской области опережающий рост промышленности — реальность последних трёх лет. Причём регион может бороться за размещение промпроизводств с наибольшей добавленной стоимостью — речь идёт о глубокой переработке сельхозпродукции, оборонке, машиностроении и станкостроении.

Нужно учитывать и то, что в сфере создания и реализации мегапроектов у Кубани сегодня наибольший потенциал и опыт среди российских регионов. А темы давно вброшены — например, новая автодорога Джубга — Адлер. Губернатор Александр Ткачёв говорит: что же мы — Сочи обустроили, а добраться до него не даём; и эта логика может ещё сработать, а олимпийский Сочи — ещё дать новые инвестиционные побеги. Но произойдёт это, опять же, не сразу. Следующий год в связи с Олимпиадой обещает быть очень тяжёлым для бюджета Кубани. Реализуя свой особенный потенциал, территории улучшают и средневзвешенный инвестиционный климат, который позволяет часто получать совершенно незапланированных инвесторов.

Нынешнее обострение конкуренции между соседними регионами для юга России — хорошая новость, которая позволяет увидеть, что в постолимпийский период мы получим не столько падение деловой активности, сколько смещение её центров.

В подготовке материала принимала участие Вера Кот
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .