94 100 13

Энергетики борются с мощностями «про запас»

ЭКСПЕРТ ЮГ №6 2019
3083
4 минуты

За резерв мощностей, которые не используются потребителем, энергетики предлагают взимать плату. Это должно научить бизнес более ответственному потреблению

Энергетики борются с мощностями «про запас»

ЭКСПЕРТ ЮГ №6 2019
3083
4 минуты

За резерв мощностей, которые не используются потребителем, энергетики предлагают взимать плату. Это должно научить бизнес более ответственному потреблению

Энергетики борются с мощностями «про запас»

Поделиться

По оценкам энергетиков, на юге России используются лишь 30-40% мощностей, полученных в рамках договоров технологического присоединения. В результате энергетики терпят убытки. Выход из ситуации специалисты видят во введении обязательной платы за резерв мощности и усилении уровня ответственности потребителей.

По оценкам ПАО «Россетти», в целом по группе компаний в 2018 году максимальная мощность, заявленная в процессе техприсоединения потребителей, используется менее чем на 10%. Потребляется 8 ГВт из заявленных 122 ГВт. Энергетики из-за этого вынуждены тратить средства на строительство инфраструктуры и её обслуживание, но при этом они не могут перераспределить неиспользуемые мощности в пользу новых заявителей.

По мнению Бориса Эбзеева, генерального директора «МРСК Юга», в сфере технологического присоединения (ТП) к сети есть две ключевых проблемы, в основе которых недостаточная ответственность заявителей. «На Юге сложилась ситуация, характерная в целом для регионов России, — считает топ-менеджер. — В 2018 году из почти 20 тысяч заявок 19 процентов не дошли до стадии заключения договора. Свыше 2,1 тысячи были расторгнуты заявителем. По состоянию на 1 апреля мы имеем 9 тысяч просроченных по вине заявителя договоров, из них порядка 2 тысяч — с капитальными затратами. Основная масса приходится на Астраханскую и Ростовскую области».

Со слов Бориса Эбзеева, компания выполнила свою часть обязательств по договору ТП: построила центр питания или модернизировала подстанцию, обеспечила сетевую инфраструктуру, вложила средства. «А потребитель мог передумать, поменять планы, отказаться от выполнения своей части технических условий. На выполнение этих договоров мы затратили порядка полутора миллиарда рублей. А они не работают — инвестиции не возвращаются», — подчёркивает глава «МРСК Юга».

Непростая ситуация возникла и по потребителям категории doing business (малый, средний бизнес), и по льготникам, которым «МРСК Юга» обязаны обеспечить возможность присоединения в срок до 90 дней. В 99% случаев энергетики укладываются в эти рамки. Однако фактическое подключение МСБ составляет 294 дня: потребители не справляются со своими обязательствами и затягивают сроки, считают в сетевой компании.

«Услуга стала проще и доступней, развиваются интерактивные сервисы, потребность в ней растёт, но при этом у потребителей электроэнергии нет жёстких обязательств по выполнению своей заявки на ТП и по дальнейшему использованию объёмов, заявленных в договорах техприсоединения. Это обратная сторона медали, которая дорого обходится сетевикам», — говорит Борис Эбзеев.

Но и с исполненными договорами всё непросто. В среднем потребитель забирает лишь 30-40% от заявленной мощности, но и вся неиспользуемая мощность числится за ним. «Оборудование надо содержать, обслуживать, модернизировать, но денежного потока нет. Объект висит на балансе мёртвым грузом, — считает глава „МРСК Юга“.  — Когда же появляется инвестор, готовый развивать район, строить производство, мы не можем его подключить. Мы видим, что центр питания загружен меньше чем наполовину, однако юридически не имеем права перераспределить эту мощность. В таком состоянии — примерно половина мощностей. Нужно строить новый центр питания, нести дополнительные затраты, искать источник финансирования. Не каждый инвестор готов столько ждать и нести дополнительные расходы. Он просто найдёт для своего производства другую площадку».

Выход из ситуации в компании видят в изменении законодательства, точнее — в закреплении за потребителем обязанности использовать заявленные мощности или отказываться от них. «Предложение есть у руководства головной компании — ПАО „Россети“. Оно состоит в том, чтобы с 2020 года ввести для потребителей плату за резервную (неиспользуемую) мощность: пять процентов от её стоимости с постепенным увеличением до ста процентов к 2025 году. Плата за резерв мощности — это норма, которая действует во многих странах. Её задача — не догрузить потребителей дополнительными платежами, а справедливо распределить финансовую нагрузку между сетевой компанией и конечными пользователями», — объясняет Борис Эбзеев.

Для потребителя, использующего мощность эффективно, после введения новой меры плата за мощности должна снизиться. Для сетевой компании высвобождение средств на модернизацию электросетей позволит перенаправить их на другие проекты и оптимизировать инвестпрограмму.

По мнению гендиректора Агентства региональных энергетических проектов Рустама Егожева, предлагаемая мера может быть эффективной: «Это заставит потребителей разумно оценивать содержание заявок на техприсоединение. Введение платы за резервную мощность будет мотивировать предприятия, которые не в состоянии использовать её максимально, перераспределять излишки. Это снизило бы затраты сетевых компаний на содержание и новое строительство».    

«Как правило, предприятия, которые зарезервировали мощности, всё равно выбирают их по мере развития, — говорит гендиректор ГК “Пластфактор” Игорь Вихров. — Это — нормальная практика. Например, мы купили в Ростовской области завод, на котором был резерв мощностей в один мегаватт. И мы постепенно выбираем и платим за мощность, которую по факту используем. Чтобы больше зарабатывать, мы развиваем производственную инфраструктуру. Думаю, и сетевой компании нужно делать то же самое».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .