В развитие агрофирмы «Южная» за последние десять лет было направлено порядка 25 млрд рублей. //Фото ГК «Ариант»
Поделиться
Иск стал полной неожиданностью
Совместный бизнес Антиповых и Аристовых-Кретовых был разделен в 2020 году. Первые сконцентрировались на своих металлургических активах. Вторые продолжили развивать сельхозпроизводство, визитной карточкой которого осталось виноделие.ГК «Ариант» - это созданный с нуля самостоятельный бизнес-проект, подчеркивает в беседе с «Экспертом Юг» управляющий акционер группы компаний Александр Кретов. Он отмечает, что предприятие уже давно не имело ничего общего с ЧЭМК. В связи с этим иск Генеральной прокуратуры стал для компании абсолютной неожиданностью.
Напомним, в середине марта в результате другого судебного решения единственным владельцем 100% уставного капитала «Челябинского электрометаллургического комбината стала Российская Федерация в лице Росимущества. Тогда же стало известно, что в пользу государства могут отойти и другие активы некогда аффилированных с ЧЭМК компаний.
«Это не первый кризис, который приходится переживать предприятию за долгие годы его существования. И из каждого «Ариант» извлекал уроки и выходил окрепшим. Мы уверены, что накопленный антикризисный опыт поможет нам успешно преодолеть и эту непростую ситуацию» — делился оптимистичными ожиданиями Александр Кретов в преддверии судебного решения.
Однако что будет с компанией теперь, ее руководители пока не знают. В пресс-службе предприятия заявили, что холдинг пока продолжает работать в прежнем режиме. «Выпуск продукции, отгрузки, все производственные процессы идут по плану», — резюмировали в ГК «Ариант».
Вино из собственного винограда
Добавим, что история агропромышленного предприятия, которое теперь рискует сменить владельца, насчитывает более двух десятков лет. Именно столько компания активно занимается виноградарством. На территории Краснодарского края возведен питомник саженцев — агрофирма «Южная». В ее развитие за последние десять лет было направлено порядка 25 миллиардов рублей. Это позволило предприятию стать крупнейшим производителем виноградных саженцев не только в России, но и в странах СНГ.
Компании принадлежат более 30% от общей доли виноградников на Кубани. Они расположены на Таманском полуострове и под Анапой.
Сегодня штат сотрудников ГК «Ариант» насчитывает 8 тысяч человек. А принадлежащая компании дочерняя винодельня «Кубань-вино» - лидер винодельческой отрасли страны. В 2023 году компания выпустила 135 миллионов бутылок вина и других алкогольных напитков.
Приватизация без срока давности
Дело против экс-владельцев ЧЭМК и связанных с ними предприятий и бизнесменов — далеко не первый пример начавшегося в стране пересмотра итогов знаменитых залоговых аукционов 90-х годов. Тогда, напомним, ряд бизнесменов стали собственниками крупнейших предприятий страны, приобретая их активы у государства фактически за бесценок. Однако в последние годы наметилась тенденция на переоценку результатов приватизации. При этом каждый случай стоит рассматривать отдельно, уверен руководитель корпоративной практики адвокатского бюро «ГРАТА Интернешнл Ростов-на-Дону», — Андрей Боровков.«Для подачи подобных исков Генеральная прокуратура применяет различные способы и основания, — поясняет адвокат. — И это не только нарушения, допущенные при приватизации. Обращение в доход государства активов ГК «Ариант» - яркий тому пример. По мнению суда, ответчики в период владения ЧЭМК и его дочерними и иными подконтрольными им предприятиями были государственными служащими. Следовательно, их обогащение было незаконным».
Боровков приводит аналогичный пример — дело против бизнесмена Андрея Коровайко, чей концерн «Покровский» и ряд других предприятий, преимущественно в Краснодарском крае, ранее также были обращены в доход государства. Основанием для такого решения послужила работа предпринимателя в аппарате полпреда в Южном федеральном округе. Суд посчитал, что деньги Коровайко заработал коррупционным путем.
Подобных дел в России может становиться все больше. И срок давности приватизации не станет преградой в этом отношении, считает эксперт.
«Позиция прокуратуры и судов в получивших известность кейсах такова, что срок исковой давности в таких делах не применяется. Ведомства настаивают на том, что они защищают интересы общества. Вместе с тем, иногда действие срока давности все же признается. Но в этих случаях ее считают с момента, когда прокуратура провела проверку и, соответственно, узнала о нарушении. Следовательно, срок исковой давности не истек», — резюмирует адвокат.