93 100 13

Максимально охватить все аспекты ВЭД

3055
9 минут

В сложном 2020 году банку «Санкт-Петербург» удалось почти на 30% увеличить комиссионный доход по ВЭД и существенно расширить портфель клиентов — экспортёров и импортёров. Развивать ВЭД банку помогают современные технологии, конкурентные тарифы и собственная экосистема поддержки бизнеса

Максимально охватить все аспекты ВЭД

Управляющий директор дирекции внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» Софья Аксёнова.// Фото пресс-службы банка
Поделиться

Обслуживание участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — одно из ключевых направлений деятельности банка «Санкт-Петербург». Экспортёрам и импортёрам он предоставляет современные финансовые продукты и целый набор нефинансовых сервисов. Такой комплексный подход даже в условиях кризиса позволяет банку добиваться хороших показателей по основным направлениям бизнеса, в том числе и по ВЭД.

Сегодня совместно с партнёрами банк развивает собственную экосистему поддержки предпринимателей. Это позволяет им более эффективно и безопасно работать на внешних рынках, рассказали управляющий директор дирекции внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» Софья Аксёнова и директор представительства банка в Ростове-на-Дону Владимир Стадник.

Хороший сложный год

— В 2020 году компании - участники ВЭД столкнулись со сложностями из-за пандемии COVID-19. Как это отразилось на деятельности банка?

Софья Аксёнова: Год не стал для нас провальным. Наоборот, по ряду ключевых параметров у нас произошёл рост. Например, по итогам года мы наблюдаем прирост количества клиентов, их внешнеторгового оборота и числа контрактов на учёте.

Отмечу несколько важных моментов. Во-первых, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — сложный многогранный механизм. Импорт/экспорт, товары/услуги, разбивка по отраслям. В период кризиса в каждом из этих направлений динамика разная: где-то объёмы снижались, где-то были стабильными, а в некоторых сегментах, например, в сфере ИТ, даже заметно выросли. Во-вторых, я бы не стала говорить о резком падении рынка ВЭД в 2020 году. Да, статистика ФТС говорит о заметном снижении товарооборота. Но произошло это не во всех отраслях и сегментах бизнеса.

Кроме того, многие производства в России смогли быстро адаптироваться к изменившейся конъюнктуре, найти резервы для развития, зайти в новые ниши. Приведу пример. У нас есть клиент — производитель спецодежды. Владельцы предприятия смогли довольно быстро перестроить производственный процесс: вместо обычной «спецовки» здесь стали шить медицинские костюмы для работы в «красных» зонах ковидных госпиталей. Масса примеров, когда компании-экспортёры в сжатые сроки организовали на своих мощностях производство масок, дезинфицирующих средств, защитных экранов и других товаров, потребность в которых во время пандемии выросла. Для таких клиентов кризис — это новые возможности.

— Вы говорите о росте показателей вашей деятельности в 2020 году. Можете привести цифры? Какие факторы способствовали росту?

Софья Аксёнова: По направлению ВЭД объём клиентских операций прирос на один процент (год к году). Доходы банка от операций ВЭД показали прирост 25 процентов. Положительный тренд был также у показателей общей и активной баз клиентов. Хорошая динамика в 2020 году помогает нам уверенно чувствовать себя в году текущем.

Выше я говорила о положительном сальдо по такому показателю, как рост контрактов на учёте. В 2021 году рост объёмов новых контрактов продолжился, а по прошлогодним контрактам оборот за январь-февраль вырос на 44 процента по сравнению с тем же периодом 2020 года. По комиссионным доходам мы растём более чем на 30 процентов. Согласно Стратегии развития банка «Санкт-Петербург» за три года, 2021-2023, наша новая цель — удвоение показателя.

Теперь о факторах роста. В 2019 году в банке было создано подразделение внешнеторговых операций, в рамках которого собрана вся экспертиза, связанная с ВЭД. И это как раз приносит хорошие плоды.

Мы тщательно изучаем историю клиента, обращаем внимание на то, какие операции и продукты ему нужны. В итоге предлагаем комплексное обслуживание и конкурентные тарифы.

Владимир Стадник: Представительство банка «Санкт-Петербург» в Ростове-на-Дону было открыто в марте 2020 года. Несмотря на пандемию, представительство не только не останавливало работу по поддержке своих клиентов, в том числе экспортёров/импортёров, а ещё и динамично наращивало клиентский портфель.

Мы гордимся нашими клиентами и благодарны им за доверие. В числе крупнейших клиентов – участников ВЭД хочется выделить торговый дом «РИФ», занимающий первое место в России по экспорту зерновых, компанию «Металл Профиль» — мирового лидера по производству стальных кровель и фасадов, профнастила и металлочерепицы. Все клиенты разные. И к каждому — индивидуальный подход, учитывающий специфику деятельности компании.

Ушли от типовых решений «для всех»

— Компании, работающие на зарубежных рынках, испытывают дефицит средств, который в минувшем году был особенно острым. Что банк «Санкт-Петербург» предлагал клиентам для решения этой проблемы?

Софья Аксёнова: Мы предоставляем клиентам возможность выбора инструментов для бизнеса, чтобы каждый мог найти для себя наиболее удобный вариант. Когда речь заходит о финансировании, то для участников ВЭД, кроме классического кредитования, есть ещё возможность импортных аккредитивов с постфинансированием, пред и постэкспортного финансирования, импортного факторинга. Мы ушли от простых продуктовых предложений и поиска универсального «шаблонного» решения для всех. В 2020 году специальные инструменты банка «Санкт-Петербург» для участников ВЭД позволили компаниям, помимо финансирования, получить ряд существенных преимуществ. Например, в виде защиты от рисков. Наша цель — построить эффективно работающую структуру сделки для каждого бизнеса. Клиенты это ценят.

Владимир Стадник: Банк создал для клиентов удобную систему, которая работает по принципу «одного окна». Ведь экспортёрам и импортёрам нужно не только РКО, но и защита от рисков, финансирование, страхование, решение небанковских вопросов, связанных с зарубежными рынками. Это сложный бизнес. Наш банк решил предоставить клиентам комплексный сервис, с максимальным охватом всех аспектов внешнеэкономической деятельности.

Мы участвуем в финансировании деятельности и обслуживании внешнеторговых контрактов ряда региональных предприятий. При этом понимаем, что в кризисные периоды основной продукт — тот, который защищает от рисков. Рисков много: рыночных, валютных, процентных, товарных. К ним добавляются риск непоставки товара и форс-мажор. Так вот, у банка «Санкт-Петербург» есть возможность закрыть все эти риски и снизить нагрузку на бизнес. Сейчас, когда валюта на максимумах, а сроки поставок выросли, это особенно важно. И мы видим, что это востребовано: в 2020 году объём продаж продуктов, которые хеджируют риски, в целом по банку вырос вдвое по сравнению с 2019 годом.

Как ещё поддержать клиентов

— Сейчас ваш банк совместно с лидерами сферы бухучёта, аудита и консалтинга проводит серию бесплатных вебинаров для участников ВЭД. Для чего вы это делаете?

Софья Аксёнова: Банк «Санкт-Петербург» большое внимание уделяет информационной поддержке клиентов. Это — важная часть нашего комплексного подхода к работе с ВЭД, она позволяет предпринимателям быть в курсе актуальных изменений в правовой, законодательной и экономической сферах. Чтобы поддержать участников ВЭД информационно в период пандемии и после него, банк «Санкт-Петербург» при поддержке партнёров проводит серию вебинаров. Регистрация на каждый из них открывается за неделю до даты проведения.

00011111 Владимир Стадник .jpg

Поделиться

Директор представительства банка «Санкт-Петербург» в Ростове-на-Дону Владимир Стадник. // Фото пресс-службы банка. 

Владимир Стадник: Действительно, консалтинг — востребованный продукт в рамках ВЭД. Он не монетизируется. Однако именно он создаёт ту комфортную среду, которая не только привлекает, образовывает клиентов, но и сохраняет их бизнес, что позволяет банку продолжать успешную работу с ними.

— Какие новые продукты для экспортёров и импортёров вы сейчас предлагаете?

Софья Аксёнова: Недавно банк «Санкт-Петербург» представил «ВЭД.Экспорт». Это новый тарифный план, специально адаптированный для компаний, планирующих развивать зарубежные поставки. Его уникальность в том, что банк добавил в план большой пакет небанковских услуг по ВЭД, направленных на предоставление экспортёрам качественного и комплексного сервиса. Клиентам банка, подключённым к «ВЭД.Экспорт», услуги предоставляются бесплатно. Это услуги персонального менеджера акселерационной программы с РЭЦ, поиск трёх «тёплых» контактов за рубежом, аналитика по барьерам при выходе на экспорт, актуальные запросы от иностранных покупателей, индивидуальный шаблон экспортного контракта, сертификат на обучение в учебном центре, открытие рублёвого и валютных счетов, оформление инкассовых поручений, ключ квалифицированной электронной подписи.

Помимо небанковских сервисов, клиентам банка предоставлен бесплатный вход: открытие рублёвого и валютных счетов, а также широкий спектр банковских услуг.

Отмечу, что валютный контроль по тарифу «ВЭД.Экспорт» предоставляется со скидкой 30 процентов. Среди других услуг, которые в рамках нового тарифа банк предоставляет со скидками — авизование экспортного аккредитива: размер дисконта — 50 процентов.

— То есть можно считать, что сейчас банк «Санкт-Петербург» продолжает развивать собственную экосистему для участников ВЭД?

Софья Аксёнова: Да, мы создали настоящую экосистему. Как уже говорили, экспортёрам и импортёрам нужно не только РКО, но и многое другое, например, защита рисков. У нас есть менеджеры, которые структурируют сделки «от и до». Есть служба консалтинга, специалисты которой могут ответить на любые вопросы, которые не связаны с банковской деятельностью: от проверки контрагентов до вывода нового продукта на зарубежный рынок или решение проблем, возникших с грузом. Наш консалтинговый центр так и называется: «ВЭДсовет».

У нас много партнёров. Например, Российский экспортный центр, у которого огромный опыт взаимодействия с бизнесом разных стран. Это поддержка государства — и нефинансовая, и финансовая: у РЭЦ есть своя экспертиза и инструментарий, образовательная программа и программа акселерации. Наконец, есть субсидии, на которые может подать заявку экспортёр.

У нас есть «Школа ВЭД» — проект, который уже год работает на базе банка. По сути, у нас есть своя система образования во внешнеэкономической деятельности, где могут обучаться и сотрудники, и клиенты. В том числе мы рассказываем о том, как пользоваться господдержкой, поскольку многие знают, что она есть, но с чего начать, чтобы её получить, понимают далеко не все.

В приоритете — трансформация и рост

— Какие задачи в части развития ВЭД стоят перед банком «Санкт-Петербург» и его представительством в Ростове-на-Дону на 2021 год?

Софья Аксёнова: Один из фокусов 2021 года — трансформация онлайн-сервисов по ВЭД для клиента. Фундамент для такой трансформации был заложен в 2020 году. Мы проанализировали потребности клиентов, определили критические точки. Стремимся реализовать такую диджитал-среду, которая будет по максимуму обеспечивать комфортное ведение ВЭД. Естественно, продолжается развитие канала взаимодействия с партнёрами с целью расширения границ областей экспертизы, возможностей для клиентов легче и быстрее получать небанковские услуги и меры господдержки.

Владимир Стадник: В 2021 году мы продолжаем наращивать объёмы кредитования и обслуживания наших клиентов, в том числе участников ВЭД. Цели достаточно амбициозные — удвоение ключевых показателей по итогам года. И мы их достигнем.

Но главная цель сейчас — показать бизнес-сообществу юга России, что ПАО «Банк “Санкт-Петербург”» — надёжный финансовый партнёр, способный обеспечить своим клиентам новый качественный и количественный уровень работы.

Банк «Санкт-Петербург». Генеральная лицензия Банка России на совершение банковских операций №436 от 31.12.2014. На правах рекламы

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .