На пороге скачка
Кабардино-Балкария вплотную подошла к качественно новому этапу социально-экономического развития. В республике быстрыми темпами растёт промышленность, модернизируется сельское хозяйство, получающее значительный объём господдержки, на подходе масштабные инвестиции в туризм. Следующим шагом развития для республики станет реализация ряда крупных инвестпроектов, которые определят векторы развития региона на много лет вперёд
Поделиться
Следующим шагом развития для республики станет реализация ряда крупных инвестпроектов, объём вложений в которые для Кабардино-Балкарии является беспрецедентным. Это прежде всего строительство завода чистых полимеров «Этана», вокруг которого планируется создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа, и развитие горнолыжных курортов в рамках туристического кластера Северного Кавказа. Эти два проекта должны стать теми «якорями», которые зададут векторы для республики на много лет вперёд. Но база для динамичного роста в трёх основных отраслях экономики — промышленности, АПК и туризме — уже создана. Об основных задачах, стоящих перед республикой в этих секторах, «Эксперту ЮГ» рассказал глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.
Промышленный уклон
— В экономике республики уже довольно давно отчётливо прослеживается тенденция к повышению роли промышленности. Подтверждают ли количественные данные этот визуально наблюдаемый тренд? — По таким критериям, как количество работающих, доля в ВРП и налоговые отчисления, промышленность действительно можно назвать одной из ключевых отраслей экономики республики в целом. Положительная тенденция по увеличению объёмов выпускаемой промпредприятиями продукции наблюдается в течение пяти последних лет — с 7,6 миллиарда рублей в 2007 году до 13,2 миллиарда рублей в 2012 году, рост за этот период составил 173,6 процента. Только по итогам прошлого года индекс промпроизводства составил 118,6 процента, а по обрабатывающим видам деятельности превысил 120 процентов. Хотел бы отметить, что это один из самых высоких показателей по СКФО.
— Каковы сегодня основные приоритеты промышленной политики республики?
— Общая стратегия промышленной политики ориентирована на развитие обрабатывающих отраслей промышленности с применением современных технологий, на постепенный переход от трудоёмких к наукоёмким, инновационно направленным высокотехнологичным отраслям, обеспечивающим выпуск высококонкурентной продукции. В целях формирования долгосрочных стратегических направлений инновационного развития промышленного сектора республики приняты Стратегия развития промышленного комплекса на период до 2025 года и республиканская целевая программа «Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, лёгкой и деревообрабатывающей» на 2012–2016 годы. Главной целью является формирование промышленного комплекса в результате становления нового типа его отраслевой структуры, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра и новейшим технологическим укладом. На мой взгляд, перспектива и потенциал развития промышленного комплекса КБР заключаются в развитии конкурентоспособных научно-технологических направлений — именно на это сегодня направлены наши усилия. Задача коммерциализации технологий решается путём построения адекватной инновационной инфраструктуры и выбора приоритетов развития — не только научно-технологических, но и экономических. Именно за счёт достаточно разумной государственной промышленной политики, которая совмещает в себе различные инструменты поддержки инновационной деятельности, и были запущены механизмы инновационной экономики. При этом они вводились не прямыми жёсткими организационными мерами, а достаточно мягкими, эффективными «вливаниями» в те сектора, которые в соответствии с совместными рекомендациями представителей науки и бизнеса были определены наиболее перспективными для развития экономики.
— Ряд экспертов по Северному Кавказу утверждают, что в ряде республик СКФО, в том числе в Кабардино-Балкарии, существует проблема избыточного сельского населения — не в последнюю очередь в связи с растущей индустриализацией сельского хозяйства. Насколько масштабно, на ваш взгляд, это явление в республике?
— Я в корне не согласен с самой постановкой вопроса. Политика, проводимая государством в последние годы в области АПК, направлена в первую очередь на поддержку села, снижение оттока сельского населения, создание новых рабочих мест и привлечение молодых специалистов для работы и проживания в сельской местности, как следствие этого — на улучшение демографической ситуации. И почему это проживать в селе вдруг стало проблемой? Говоря о Кабардино-Балкарии, надо отметить, что количество сельских жителей у нас постепенно растёт — с 370 тысяч человек в 2006 году до 393 тысяч человек на начало 2012 года, что составляет 45 процентов от общей численности населения республики. В сельском хозяйстве у нас занято порядка 22 процентов от общего количества занятых в экономике — и это без учёта личных подсобных хозяйств населения. Другими словами, Кабардино-Балкария — аграрная республика, и основной акцент в развитии отрасли сделан на малых формах хозяйствования — они составляют свыше 90 процентов получателей всей господдержки, направленной на развитие сельхозпроизводства. У нас успешно реализуются Концепция массового развития и господдержки АПК, ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Показателем того, что в сельхозпроизводство внедряются инновационные технологии и современная техника, являются ежегодно растущие объёмы выпускаемой продукции, причём вполне конкурентоспособной. То есть, если подытожить сказанное, у нас нет «проблемы избыточного сельского населения». Мы стараемся поддерживать сельское население и создавать для проживания на селе необходимые условия — к 2020 году в рамках реализуемых в отрасли мероприятий планируется создать свыше 50 тысяч новых рабочих мест.
Туризм на подходе
— Верно ли предположение, что в связи с опережающим индустриальным ростом роль туризма в экономике республики снижается — в том числе потому, что пока не стартовали масштабные проекты в этой отрасли? — Нельзя говорить о снижении доли туризма в экономике республики — можно констатировать его незначительный вклад. Например, в тех европейских странах, где туризм развит наиболее сильно, его доля в экономике составляет около 10–15 процентов. А у нас в республике этот показатель около одного процента, число занятых в туристической отрасли — примерно два процента. То есть нынешнее положение нас никак не устраивает, и я уверен, что участие Кабардино-Балкарии в строительстве туркластера в СКФО позволит значительно повысить уровень туристического потока в республику. Приведу некоторые цифры. За 2012 год в республике отдохнуло почти 200 тысяч человек, из них 15 тысяч — иностранцы. Сейчас республика готова единовременно разместить около 15 тысяч туристов и отдыхающих, Реестр объектов курортно-рекреационного и туристического комплекса КБР насчитывает 221 предприятие, при этом в 2011-2012 годах происходил рост коечного фонда. Только в прошлом году в эксплуатацию введено 39 объектов туристской инфраструктуры, пока не завершено строительство ещё примерно 70 объектов. Теперь перейдём к прогнозным результатам. В рамках госпрограммы по развитию СКФО на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов КБР до 2025 года предполагается создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус-Безенги». Ожидается создание 18,5 тысячи койко-мест, обустройство горнолыжных трасс площадью почти 10 миллионов квадратных метров, строительство более 60 километров канатных дорог, а ресторанов, магазинов и развлекательных центров — общей площадью почти 60 тысяч квадратных метров. Для функционирования курорта необходимо также строительство ряда объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. В целом создание туристического кластера предполагает увеличение количества туристических посещений республики до 1–1,2 миллиона человек в год и создание 25 тысяч новых рабочих мест.
— Тем не менее, первый опыт вхождения на территорию республики компании «Курорты Северного Кавказа» вызвал протестную активность жителей селения Безенги, где было намечено строительство нового курорта. С чем, на ваш взгляд, это было связано?
— Причины этого носят как субъективный, так и объективный характер. Учитывая масштабы проекта, они давно уже вышли за рамки сугубо экономических и очень сильно политизированы. Население Черекского и Чегемского районов исторически занималось сельским хозяйством, и понятна реакция людей, когда им говорят о том, что придут неизвестные инвесторы и заберут у них землю, хотя это в корне неверно. Людям же надо объяснять, что и для чего делается, а главное — что землю у населения никто не забирает. С другой стороны, жители Эльбрусского района знают о преимуществах развития туризма в их районе, поэтому они активно поддерживают создание особой экономической зоны. Тем не менее, проблема, о которой вы говорите, есть. Поэтому сегодня совместно с «Курортами Северного Кавказа» мы прорабатываем вопрос внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению преимущественного права регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа юридических лиц, которые являются арендаторами земельных участков. Также ставится задача сохранения на территории особой экономической зоны традиционных форм хозяйствования для местного населения.
— Какие работы в рамках туркластера запланированы на нынешний год?
— В этом году планируется завершить землеустроительные и кадастровые работы для дальнейшего определения земельных участков, которые мы должны будем передать в управление Минэкономразвития России, а также для разработки концепции развития туркластера. Также сейчас мы прорабатываем вопрос с «Курортами Северного Кавказа» о завершении строительства третьей очереди канатной дороги на Эльбрус в 2013 году и запуске этого объекта к предстоящему горнолыжному сезону. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 годы)» ведётся строительство автомобильной дороги Кисловодск — Долина Нарзанов — Джилы-Су — Эльбрус протяжённостью почти 72 километра. Я уверен, что эта дорога позволит увеличить поток отдыхающих, и район Джилы-Су получит дальнейшее развитие.
Новая политическая повестка
— В начале 2013 года исполнилось три года с момента образования СКФО. Как бы вы оценили значение этого периода для Кабардино-Балкарии в контексте вхождения республики в состав нового федерального округа? Насколько, на ваш взгляд, оправдались первоначальные ожидания, связанные с этим? — Я уверен, что с точки зрения установления и развития межрегиональных связей решение о создании СКФО благотворно отразилось на взаимодействии регионов-соседей. В качестве примера могу привести совместную организацию конференции «Кавказ встречает Италию» Ставропольским краем, Кабардино-Балкарией и Северной Осетией — Аланией. Кроме того, совместно с Карачаево-Черкесией провели переговоры с делегацией британского финансово-инвестиционного консорциума Flame Group. В 2010 году в городе Магасе было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Ингушетией и Кабардино-Балкарией.
— Какова ваша позиция в идущей сегодня дискуссии о выборности либо назначаемости глав регионов? В каком порядке этот вопрос будет решаться в Кабардино-Балкарии?
— На каждом этапе политического развития применяется более подходящая процедура — либо избрание главы, либо его назначение. Процедура, когда кандидатуру на должность руководителя субъекта вносит президент Российской Федерации, продемонстрировала свою действенность и эффективность, я поддерживаю такой подход. Но вместе с тем я как глава субъекта могу сказать, что сегодня Кабардино-Балкария готова и к прямым выборам. Тем более что состояние и степень развития гражданского общества дают возможность проводить такие выборы. Что касается СКФО, не стоит делать никаких исключений — мы живём в едином правовом государстве. Субъекты СКФО — это часть нашего большого российского государства, и закон должен распространяться на все субъекты страны в равной степени. Какое бы решение ни принял глава государства, Кабардино-Балкария готова его исполнить. И вообще, я считаю более важным то, насколько руководитель субъекта ответственно будет исполнять свои обязанности, а не то, назначается он или избирается.
— Одним из основных направлений вашей работы во главе Кабардино-Балкарии изначально было снижение дотационности республиканского бюджета и увеличение доли в нём собственных доходов. На каком уровне сейчас находятся эти показатели?
— В республике сложилась устойчивая тенденция к снижению дотационности, и в 2012 году её уровень составил 50,2 процента. Кроме того, уже несколько лет наша республика не входит в число высокодотационных регионов России. Безусловно, такая ситуация достигнута благодаря существенному росту налоговых и неналоговых доходов, опережавшему динамику поступлений безвозмездной помощи из федерального бюджета. Например, в прошлом году объём налогов, перечисленных в республиканский бюджет КБР, возрос на 7,6 процента к уровню 2011 года, при этом безвозмездные поступления сократились на пять процентных пунктов. Параметры утверждённого республиканского бюджета на текущий год и двухлетнюю перспективу свидетельствуют о сохранении сложившейся динамики. Реализация намеченных прогнозов к концу 2015 года позволит обеспечить снижение дотационности республиканского бюджета КБР более чем на 10 процентных пунктов.
— Насколько сегодня велика долговая нагрузка на бюджет республики, в том числе в связи с общим трендом к увеличению социальной нагрузки на бюджеты субъектов федерации?
— Ежегодные расходы республиканского бюджета КБР на обслуживание государственного долга традиционно являются низкими и составляют менее одного процента всего объёма расходов. Вместе с тем бюджет республики имеет ярко выраженную социальную направленность — в прошлом году доля социально-культурных мероприятий составила порядка 67 процентов расходов бюджета, их объём возрос на семь процентов к уровню предыдущего года.
— Как вы оцениваете эффективность ведущейся в республике работы по борьбе с террористическим подпольем?
— Результаты этой работы в целом удовлетворительны. Только за прошлый год нейтрализовано 78 участников бандформирований, в их числе и основные главари. Но должен особо подчеркнуть, что это была крайне вынужденная мера. Органы власти Кабардино-Балкарии, правоохранительные структуры неоднократно обращались к членам бандитского подполья с призывом сложить оружие и вернуться к мирной жизни, с этой же целью проводилась разъяснительная работа с родителями боевиков. Кроме того, в 2012 году создана Комиссия при главе КБР по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, принявшим решение о прекращении террористической и экстремистской деятельности. Органы республиканской власти и местного самоуправления вместе с общественностью и духовенством прилагают немало усилий по стабилизации обстановки. На постоянной основе происходят выезды в населённые пункты с наиболее сложной криминогенной обстановкой для проведения с населением разъяснительных бесед. Кроме того, в конце прошлого года во всех общеобразовательных учреждениях республики состоялись расширенные родительские собрания с участием старшеклассников, депутатов, общественных деятелей, молодёжных организаций по вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся.
Вместе с тем большую угрозу сегодня представляет интернет. Именно сюда должны обратить свой взор и силовые структуры, и другие заинтересованные ведомства, поскольку экстремистские сайты не могут находиться в свободном доступе. И в этой работе, как я считаю, ещё сохраняются отдельные недостатки и упущения. В частности, на мой взгляд, требует совершенствования в первую очередь информационно-пропагандистская, профилактическая работа среди молодёжи по недопущению её вовлечения в экстремистскую деятельность и воспитанию в духе патриотизма, толерантности, а также работа по более активному привлечению населения к решению проблемы. Пропаганда — это же вопрос не одной отдельно взятой структуры. В первую очередь разъяснительную работу с детьми должны вести дома родители, как это было всегда, а уже затем к этой работе подключаются учителя, органы государственной власти и так далее. Поэтому мы так настойчиво говорим о необходимости проведения родовых сходов в населённых пунктах.