103 107 14

НКО в 2022 году: стратегии работать перестали, мы горевали и шли дальше

4585
5 минут

«Сборы, которые раньше закрывались за месяц, теперь длятся по 5-6 месяцев». Руководителям НКО Юга России «Эксперт Юг» задал вопросы о том, какие тренды в работе НКО они считают главными по итогам 2022 года и как, по их мнению, некоммерческий сектор должен справляться с новыми вызовами

НКО в 2022 году: стратегии работать перестали, мы горевали и шли дальше

Одним из главных вызовов для НКО в 2022 году стали обращения беженцев // Фото: ru.armeniasputnik.am
Поделиться
Анна Белан.jpg
Поделиться
Анна Белан, директор АНО «Атлас НКО»:
— Пандемия научила НКО работать в онлайне, использовать различные цифровые сервисы. НКО стали осваивать более сложные инструменты для работы, погружаться в тему мультиканального продвижения через соцсети, веб-сайты, интернет-мессенджеры.

Тренд на обучение сотрудников НКО, повышение их профессиональных компетенций продолжится и в новом году. Особенно учитывая присоединение новых территорий, с большим числом общественных организаций и общественников, которым необходима скорейшая интеграция в российский некоммерческий сектор. В конце 2022 года мы реализовали проект, поддержанный в специальном конкурсе Фонда президентских грантов, и провели социальный образовательный акселератор «СоцАксель» для ЛНР и ДНР. Желающих обучаться оказалось практически в 10 раз больше планируемого количества участников.

Спрос на помощь станет еще больше, а финансовые возможности у многих уменьшатся. Закончатся полученные ранее гранты, сократятся частные пожертвования и поступления от корпоративных доноров. Несмотря на то, что объем государственной поддержки с каждым годом растет, конкуренция за ресурсы значительно увеличится. В данном случае важны нестандартные решения, расширение партнерских отношений и владение современными способами обеспечения своей прозрачности и открытости.

Шульга Дарья.jpg
Поделиться
Дарья Шульга, исполнительный директор БФ «Николая Чудотворца»:
— В 2022 году главным вызовом для нас стали обращения беженцев из ДНР и ЛНР.
Нам удалось скоординировать работу по оказанию помощи этой категории благополучателей с коллегами – ростовскими благотворительными фондами. Мы разделили форматы оказания помощи, и наш фонд сосредоточился на обеспечении беженцев медицинскими препаратами. К помощи по данному направлению нам удалось привлечь дополнительное финансирование от бизнеса и НКО из других регионов.

Также мы не могли не отметить снижение сборов частных пожертвований на фандрайзинговых площадках наших партнеров. Если объем частных пожертвований, поступающих в фонд напрямую, изменился незначительно, то сборы у партнеров стали идти медленнее в разы. Сборы, которые раньше закрывались за месяц, теперь длятся по 5-6 месяцев.

Продолжает расти грантовая поддержка от государства и грантодающих НКО с учетом новых социальных и экономических изменений. Значительно упростилась процедура получения субсидирования от правительства нашего региона, увеличилась сумма финансирования. В 2022 году наш фонд впервые стал получателем субсидирования, ранее эту меру поддержки получить не удавалось отчасти ввиду отсутствия доступной формы заявки и оперативного консультирования.

Необходимость решать поступающие задачи быстро ввиду постоянно меняющихся внешних факторов способствуют тому, что некоммерческие организации, в частности благотворительные фонды, стали работать более оперативно. Продолжается тренд на повышение информационной открытости НКО. Практика публикации публичных годовых отчетов становится более распространенной, а вопрос наличия публичной годовой отчетности встречается практически во всех заявках на грантовое финансирование НКО.

Людмила Нам.jpeg
Поделиться
Людмила Нам, основатель, директор АНО «Центр «Содействие», Ростов-на-Дону
— Основной тренд: обеспечить устойчивость организации и сохранить основные системные благотворительные программы. Для этого много работали в направлении цифровизации НКО, развитии онлайн-фандрайзинга, работа с фандрайзинговыми онлайн-площадками, поддержание связей со стейкхолдерами организации. Работали на сохранение и развитие реккурентных платежей, гибкости в отношениях с корпоративными донорами. Стратегии работать перестали, двигались короткими тактиками. И еще один важный тренд: объединение НКО по России для реализации проектов и больших направлений работы с общими целевыми группами.
Пришлось прощаться с уже наработанными механизмами: уходить из раскрученных соцсетей с большой целевой группой, менять коммуникационную стратегию, думать о безопасности персональных данных и репутации организации, постоянно следить за изменяющимся законодательством. Как справлялись: коллегиальное принятие решений, подвижные планерки, много поддержки внутри команды, делегирование задач, вместе горевали и шли дальше.

Татьяна Степанова.jpg
Поделиться
Татьяна Степанова, руководитель подразделения Благотворительного фонда «Я есть!» в Ростове-на-Дону:
— 2022 год показал важность продолжать именно программную работу. В нашем случае это Мастерские социальной занятости для людей с особенностями развития. В шести мастерских (керамическая, дизайнерская, столярная, кулинарная, музыкальная, инклюзивный оркестр, рок-группа) занимаются уже почти сто ребят разного возраста. Также занятость крайне важна для молодых людей с инвалидностью, проживающих в закрытых государственных учреждениях. Когда у человека есть «дело» появляется цель и смысл жизни. Внутренняя вера себя и ценность своего труда.

Для нас определенные сложности возникли с доступностью расходных материалов для керамической мастерской. Резкое сокращение количества поставщиков и изменившаяся стоимость, поставили под вопрос само функционирование мастерской, но благодаря поддержке внутри профессионального сообщества нашлись альтернативы. Пытаемся адаптироваться. Ещё одной проблемной тенденцией 2022 года считаем частые ограничения для посещений волонтёрами детских государственных учреждений.

Римма Бичурина.jpg
Поделиться
Римма Бичурина, руководитель агрегатора благотворительных фондов «+1Люди»:
— Главный вызов, с которым мы столкнулись в 2022 году, – продолжать работу в условиях полной неопределенности и постоянно меняющейся ситуации. В этом случае было сложно выстраивать работу и планировать стратегию организации даже на ближайший квартал, не говоря уже о более длительном сроке. Скорее всего, 2023 год пройдет для НКО в том же ключе, и количество обращений за помощью будет расти.

Вторым вызовом стал уход иностранных компаний из страны, т.к. многие из них долгие годы поддерживали НКО. Предположу, что в данном случае организациям потребуется более креативно и нестандартно подходить к своим фандрайзинговым кампаниям и поиску новых партнеров. Одним из главных трендов 2022 года можно назвать оперативную перестройку НКО в поддержку направлений, которым раньше отводилась более второстепенная роль – беженцам и военнослужащим или их семьям. Многие организации начали оказывать самую разную помощь по этим направлениям – юридическую, психологическую, медицинскую и т.д. В целом 2022 год показал, что некоммерческие организации играют довольно важную роль в обществе и могут быстро реагировать на те или иные изменения в стране и запросы населения. Вторым трендом я бы назвала развитие благотворительности в регионах. Во-первых, региональные организации за последнее время качественно выросли в своей работе и многие ничем не уступают своим партнерам из Москвы и Санкт-Петербурга. А во-вторых, многие крупные НКО и благотворительные организации также сейчас планируют свою работу, в большей степени ориентируясь на поддержку, в первую очередь, различных отдаленных регионов страны, малых населенных пунктов.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .