94 101 13

Новые рекорды страхования

ЭКСПЕРТ ЮГ №20-21 (260) 2013
3165
12 минут

Страховой рынок Юга развивается опережающими темпами, хотя рост обеспечивается прежде всего обязательными видами страхования. К добровольным видам, продаваемым в розницу, в основном пока не готовы ни потребители, ни страховщики

Новые рекорды страхования

ЭКСПЕРТ ЮГ №20-21 (260) 2013
3165
12 минут

Страховой рынок Юга развивается опережающими темпами, хотя рост обеспечивается прежде всего обязательными видами страхования. К добровольным видам, продаваемым в розницу, в основном пока не готовы ни потребители, ни страховщики

Новые рекорды страхования

Поделиться
Исследуя в своё время рынок страховых услуг Юга по итогам 2011 года, мы отмечали, что объём собранных премий приблизился к 38,5 млрд рублей, превысив уровень докризисного 2008 года, когда страховщики в ЮФО и СКФО заработали 33 млрд. В 2012 году рост рынка продолжился и несколько ускорился: темпы прироста страховых премий составили 23,7% против 22,3% годом ранее. В итоге объём страховых премий, собранных на Юге по итогам 2012 года, превысил 47,5 млрд рублей, на 9,1 млрд рублей превзойдя достижения 2011 года (см. график 1).

Такая динамика опережает и рост страхового рынка в целом по России (21,6%), а доля Юга на страховом рынке страны равна 5,9%. Отличительной чертой прошедшего года в регионе стал резкий скачок темпов прироста страховых выплат (см. график 2). Такой рывок особенно заметен на фоне 2011 года, когда темпы выплат снизились по сравнению с 2010 годом на 1,3 процентных пункта. В основном рынок страхования на юге России развивается за счёт обязательных и вменённых видов услуг.

В сравнении с общероссийским южный рынок имеет некоторые особенности, которые позволяют показывать чуть более высокие темпы роста. Штефан Ванчек, директор департамента продаж страхования жизни компании «PPF Страхование» в России, отмечает, что страховой рынок ЮФО движется к большей продуктовой диверсификации, но при этом территориально он сосредоточен в регионах-лидерах: «Рынок страхования жизни ЮФО почти на 80 процентов формируется двумя регионами: Краснодарским краем и Ростовской областью. Премия по страхованию жизни в Краснодарском крае в 2012 году выросла на 61 процент, достигнув 860 миллионов рублей; по этому показателю Краснодарский край обогнал прошлогоднего лидера — Ростовскую область, сосредоточив 41 процент премии в страховании жизни ЮФО».

Рынок страхования ЮФО, как подчёркивает г-н Ванчек, повторяет контуры развития рынка страхования России, однако имеет свои характерные признаки. Например, здесь достаточно высока доля сельскохозяйственного страхования — около 18% от всего отечественного рынка сельхозстрахования. Наибольший темп роста демонстрируют страхование жизни и страхование от несчастного случая — рост на 58%. Положительную динамику сохраняет автострахование — рост более чем на 20%.

Среди позитивных факторов, «толкавших» рынок, его участники называют вступление в силу закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Хотя потенциальным страхователям необходимо было соответствовать ему к середине весны 2012 года, страховщики констатируют, что сделки в рамках этого законодательства продолжаются и до сих пор. С другой стороны, в этом году началось перезаключение договоров страхования по обязательному страхованию опасных производственных объектов (ОС ОПО).Евгений Череменин, вице-президент компании «Альфа­Страхование», отмечает, что в целом рынок корпоративного страхования рос достаточно уверенными темпами. «К позитивным факторам, которые мы наблюдали в течение 2012 года, можно отнести изменение потребительского поведения страхователей, — комментирует г-н Череменин. — Подавляющее большинство клиентов делают выбор в пользу надёжных компаний — лидеров рынка, а не компаний, которые предлагают наименьшую цену. Следствием этого является продолжение консолидации рынка. Например, на десятку лидеров сборов по каско приходится уже 74 процента страховых премий».

Групповые достижения

Количество страховщиков, работающих на территории ЮФО и СКФО, продолжает сокращаться, — в 2012 году на Юге работало 153 страховых компании. Напомним, что в 2011 году их было 178, а годом ранее — 187. Концентрация на южном рынке продолжает усиливаться, в основном за счёт ухода мелких игроков, вызванного повышением требований регулятора к капиталу компаний — за прошедший год в целом по России были отозваны лицензии у 110 страховщиков. На первые десять участников южного рэнкинга приходится 62,2% всех премий, а год назад этот показатель по группам был ниже, на уровне 60,9%. На полсотни крупнейших страховых игроков Юга (см. таблицу 2) суммарно приходится 95,7% всех страховых взносов, собранных в ЮФО и СКФО за 2012 год (без учёта ОМС).

Таблица 2: Рэнкинг страховых компаний Юга по итогам 2012 года

Вклад в общую копилку страховщиков ЮФО и СКФО всё так же неодинаков (см. график 4). Страховые взносы в ЮФО в прошлом году составили 37,5 млрд рублей, а в СКФО — 10 млрд рублей. Эта диспропорция отчётливо прослеживается и по такому показателю, как количество игроков рынка. Например, в Ингушетии в 2012 году работала 21 страховая компания, в Чечне — 23, в Карачаево-Черкесии — 31, в Кабардино-Балкарии — 43, на Ставрополье — 89. В то же время в Ростовской области собирают премии 115 страховых обществ, а в Краснодарском крае — 124. Тем не менее, и ЮФО, и СКФО продемонстрировали в прошлом году высокую динамику развития страхового рынка; в частности, на Северном Кавказе прирост составил 24%, в Южном округе — 23,5%. Отметим, что соотношение сборов в ЮФО и в СКФО — величина достаточно стабильная. На протяжении последних трёх лет сборы в ЮФО в 3,7 раза превышают показатель СКФО, и оба округа за последние три года растут синхронно.

Вклад территорий ЮФО и СКФО в общую копилку южных страховщиков продолжает оставаться неодинаковым, а порой и разнонаправленным по динамике (см. таблицу 1). Сборы в Ингушетии и Чечне упали на 34% и 38% соответственно. Зато в Карачаево-Черкесии рынок скакнул на 37%, в Ставропольском крае — на 35%. Самые высокие показатели динамики — в Калмыкии (плюс 42,7%), однако в абсолютном выражении премии составили всего 385 млн рублей. Рост у Кубани, лидера по сборам премий, выше, чем в среднем по Югу и по стране в целом — 27,5%.

Таблица 1: Объём и динамика премий страховых компаний, собранных на Юге

На динамику страховых премий и выплат в ряде территорий с относительно невысокими общими показателями существенно влияет сельхозстрахование. Так, в Дагестане премии по этому виду страхования выросли за год в 12 раз, в то время как в Ингушетии снизились вдвое, с 618 млн до 309 млн рублей, что сразу же отразилось на совокупном итоге развития рынка в этой республике. Похожая ситуация и в Чечне: сборы по сельхозстрахованию за год уменьшились со 135 до 64 млн рублей, что также негативно повлияло на динамику — всего в республике по итогам 2012 года страховые премии были зафиксированы на уровне 247 млн рублей.

Средняя страховая премия на душу населения на Юге также существенно варьируется внутри округов (см. график 3). В пяти территориях этот показатель ниже тысячи рублей на человека, а выше трёх тысяч рублей он только на Кубани.

Проводя исследование в этот раз, мы решили объединять страховые компании, действующие в рамках единой бизнес-структуры, в группы, в связи с чем в рэнкинговой таблице теперь не представлена колонка «Место по итогам 2011 года». Например, группа «АльфаСтрахование» объединяет ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ЗАО «АВИКОС», ОАО «Страховое общество “Авиационный Фонд Единый Страховой (АФЕС)”», ООО «АльфаСтрахование-МС», ООО «Медицинская страховая компания “ВИРМЕД”», ООО «Медицина АльфаСтрахования», ООО «АльфаМедПроект», ООО «Медицинская страховая компания “«АсСтра”» и ОАО «Страховая компания “Москва”». Часть этих компаний работает в ЮФО и СКФО — это ОАО «АльфаСтрахование» и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь». В рэнкинговой таблице в предыдущих проектах каждое юридическое лицо занимало свою позицию, теперь же данные будут представлены по итогам деятельности на Юге в агрегированном виде по группе в целом. Аналогичная процедура была проведена и по остальным группам.

Среди представителей первой десятки рэнкинга наибольшую динамику показала группа «Дженерали ППФ», увеличившая сборы более чем вдвое, в основном за счёт роста премий по страхованию от несчастных случаев и болезней. Существенный прирост, на уровне 60%, демонстрирует и группа «Ингосстрах». Здесь премии по ОСАГО выросли за год на 125%, страхование имущества — на 74%, ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней — на 44%. Выше, чем в целом по рынку, темпы развития и некоторых других представителей первой десятки на Юге: у группы «Ресо» (+35), группы «Согласие» (+38%), «Столичной страховой группы» (+26%), группы «Страховой дом ВСК» (+25%), группы «Росгосстрах» (+24%).

Как выгодно использовать страхи

Который год аналитики говорят о том, что страховая розница на Юге находится в зачаточном состоянии. Однако ряд страховщиков всё же отмечает, что проникновение страховых продуктов среди населения увеличивается. «Основными драйверами прошлого года являлись страхование жизни и от несчастных случаев: сборы по этим видам увеличились на 53 процента. Отдельно стоит отметить высокие темпы роста накопительного и инвестиционного страхования, которые набирают популярность в нашей стране. Отмечу также розничные виды страхования», — перечисляет Евгений Череменин. Рынок каско, по данным «АльфаСтрахования», рос вместе с продажами новых автомобилей и увеличился на 18,7%, сборы страховщиков ОСАГО выросли на 17,3%, но к концу года темпы роста снизились. Бо́льшим спросом пользовалось и страхование жилой недвижимости.

Но общие показатели добровольного страхования всё же невелики. Штефан Ванчек приводит пример того, насколько слабо развито добровольное страхование физических лиц в России: годовые затраты европейца на страхование жизни в среднем составляют 1 000–1 500 евро, в нашей же стране — порядка 6 евро в год; объясняет он это, помимо прочего, невысоким уровнем конкуренции на рынке.Алексей Зубец, руководитель центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», считает что все возможности — в руках самих страховщиков: надо лишь правильно сделать предложение рынку. «Главное направление активности страховщиков для расширения спроса на добровольное страхование — это апелляция к потребностям населения и его страхам, — считает г-н Зубец. — Умение использовать опасения населения при помощи современных маркетинговых инструментов — это одно из самых актуальных направлений развития страхового бизнеса».

Примечательно, что ещё год назад почти все комментаторы надеялись, что розничные технологии подтолкнёт к развитию государство, усиливая требования к страхованию имущества, стимулируя субсидированием страховых взносов и т. п. Президент компании «МетЛайф Алико» Александр Зарецкий считает, что повысить спрос на страховые услуги в розничном сегменте может прежде всего увеличение количества предложений. «Страховое сообщество активно этим занимается, — убеждён г-н Зарецкий. — Мы продолжаем работать над развитием нашей агентской сети в ЮФО, одновременно стараясь расширить предложение наших программ через партнёрские каналы. И здесь речь идёт не только о федеральных организациях, но и о региональных. Например, в Ростове мы успешно работаем с банком “Центр-инвест” и сетью автодилерских центров “Модус”».

Рано или поздно переход на розницу неизбежен. Татьяна Коновалова, заместитель директора ростовского филиала страховой группы СОГАЗ, говорит, что выход в розницу — это прежде всего развитие технологий, к которому страховщиков приводят жёсткая конкуренция и высокая убыточность отрасли: «Розничное направление подвержено большим рискам, которые находятся внутри и снаружи компаний. Внутренние риски: велика вероятность не попасть в тариф или ошибиться с расходами на продажу. Внешние риски — конкуренция на рынке». По-видимому, основными драйверами этого сегмента станут крупные банковские организации, постепенно заходящие на рынок страхования, такие как группа ВТБ и Сбербанк. Развив собственные страховые подразделения для поддержки кредитных продуктов, они смогут внедрять технологии банковской розницы в страховой рынок.

Предчувствие замедления

Круг факторов, которые будут влиять на рынок страхования в 2013 году, вполне традиционный: работа самих страховщиков по продвижению продуктов и поддержке репутации на рынке и действия государства. Однако существуют прогнозы замедления темпов роста до 15–18%. «Ключевыми драйверами станут развитие банковского страхования жизни и повышение доли кредитных продуктов, включающих страхование. Рост за счёт банкострахования приведёт к дальнейшему увеличению доли расходов на ведение дела и снижению прибыльности страхового бизнеса с 10 до 6–8 процентов», — считает Татьяна Коновалова. Штефан Ванчек также видит перспективу снижения темпов роста, находя, однако, точку развития в новых обязательных видах страхования, прежде всего в страховании ответственности перевозчиков. «Мы ожидаем небольшого замедления в автостраховании и банковском страховании. ДМС и страхование имущества, скорее всего, повторят темпы роста 2012 года. Прошлогоднее разрушительное наводнение на Кубани поставило вопрос о более вдумчивом подходе к страхованию имущества граждан, но, на наш взгляд, любые принятые в этом направлении решения не окажут влияния на рынок раньше 2014 года», — убеждён г-н Ванчек.

Однако впервые со времён кризиса конца нулевых страховщики среди ключевых факторов, оказывающих влияние на отрасль, называют макроэкономическую ситуацию. Европейский экономический кризис и снижение темпов развития российской экономики уже ощутимо влияют на работу компаний. Алексей Зубец напоминает, что предполагаемый рост ВВП в 2013 году составит 2,4%, что не позволит страховому рынку быстро расти. Александр Зарецкий считает, что политика государства в области социальной ответственности не даст рынку драматически «просесть»: «Правительство понимает всю важность данного вопроса, — в начале года была принята стратегия развития страхования до 2020 года. В этой стратегии значительное место отводится развитию добровольных видов страхования, прежде всего добровольному страхованию жизни. В частности, предусматривается расширение налоговых льгот и включение страховщиков в пенсионную систему России».

Говоря о возможных точках роста, собеседники «Эксперта ЮГ» напоминают о том, что по-прежнему серьёзными темпами растёт кредитование населения, что способствует расширению клиентского портфеля целого ряда страховщиков. «В 2012 году и страхование, и экономика в целом в большой степени росли за счёт увеличения кредитной задолженности населения. Если она продолжит увеличиваться и в 2013 году, то мы увидим неплохие темпы роста страхования», — поясняет Алексей Зубец.

Но прежде всего страховым компаниям необходимо рассчитывать на самих себя, работая над сокращением операционных издержек и над распространением культуры страхования среди населения. Штефан Ванчек убеждён, что развитие технологий в страховом бизнесе позволит выстроить прочные взаимоотношения с частными клиентами: «Уже сегодня наблюдается яркий тренд движения в сторону повышения уровня сервиса: упрощение процесса заключения договоров, урегулирования убытков, выпуск коробочных продуктов, ориентированных на разные типы клиентов, гибкий подход к рассрочке взносов». Чтобы сыграли все полученные на руки карты — розница, вменённые виды, страховки в рамках кредитования, — надо просто ходить с этих карт.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .