92 100 13

«Один из выходов — вливание беспроцентных кредитов в производственный сектор»

5969
7 минут

«Эксперт Юг»  продолжает опрашивать представителей южного бизнеса, чтобы понять их оценку текущей ситуации и узнать от них об антикризисных мерах, которые надо сегодня применять. На наши вопросы ответил Владислав Мартьянов, совладелец Первого крымского маслозавода, крупнейшего на полуострове переработчика подсолнечника.  

«Один из выходов — вливание беспроцентных кредитов в производственный сектор»

5969
7 минут

«Эксперт Юг»  продолжает опрашивать представителей южного бизнеса, чтобы понять их оценку текущей ситуации и узнать от них об антикризисных мерах, которые надо сегодня применять. На наши вопросы ответил Владислав Мартьянов, совладелец Первого крымского маслозавода, крупнейшего на полуострове переработчика подсолнечника.  

«Один из выходов — вливание беспроцентных кредитов в производственный сектор»

Поделиться

«Эксперт Юг» продолжает опрашивать представителей южного бизнеса, чтобы понять их оценку текущей ситуации и узнать от них об антикризисных мерах, которые надо сегодня применять. На наши вопросы ответил Владислав Мартьянов, совладелец Первого крымского маслозавода, крупнейшего на полуострове переработчика подсолнечника

—  В какой форме регионы Юга входят в кризис по сравнению с другими регионами? В чем их особенные слабости и преимущества в текущей ситуации?

—  Сначала основной удар, что касается ограничений, коснулся Москвы и Санкт-Петербурга. Но по мере распространения коронавируса, мы видим, как ограничительные меры вводятся и в других регионах. Вводится режим самоизоляции и не всем четко разъяснили, кто может работать, кто должен работать, а кто однозначно обязан находиться дома и соблюдать этот режим. Конечно, наша страна в современной истории вступает в такую борьбу впервые, но был вирус начался не у нас и опыт страны, которая поборола пандемию мог быть для нас эталонным. До последнего люди у нас не верят, что это — серьезная проблема, что это может коснуться каждого. Поэтому упреждающие меры начали вводить на местах после того, как в каждом регионе уже были выявлены случаи заражения. Но ведь дешевле для экономики упредить пожар, чем его тушить и бороться с последствиями.

— Какие угрозы для бизнеса вы считаете сейчас главными?

— Малый и средний бизнес может оказаться в огромной яме. Все представители сферы услуг: непродуктивные магазины, рестораны, кафе, спортивные центры и другие организации вынуждены приостановить свою работу. Это для них — большие убытки. Часть арендодателей не готовы идти на льготные каникулы, банки и лизинговые компании не дают отсрочек. Плюс — обвал рубля, который сыграл двоякую роль. С одной стороны, это дает хороший дополнительный доход при экспорте продукции в части дохода от продажи валютной выручки, но это же временный эффект. С другой стороны, это привело к удорожанию импортной продукции, которая есть сейчас практически в любой отросли.

Приведу пример из опыта нашего маслозавода. При отсутствии ограничительных мер на вывоз  подсолнечника, трейдеры быстро сориентировались и вывезли огромное количество сырья из юга России. Это привело к отсутствию сырья в южных регионах, что в итоге может привести к остановке заводов.

То есть сейчас, на профессиональном сленге, в экономике страны ощущается "Идеальный шторм": когда сразу несколько волн захлестнули бизнес: Низкая покупательская активность привела к падению продаж. Обвал рубля — к удорожанию цен. И так далее. По сути сейчас происходит "экономическая война" как внутри каждой страны, так и в целом в мире. Только противник не виден. Лишь время и решительные шаги к перестройке всей экономики и системы работы в государстве могут победить это и вывести после пандемии на положительные результаты.

 — Что должны делать региональные и муниципальные власти по направлению работы с бизнесом в текущих условиях? Что должно измениться в их работе?

— Сегодня региональные и муниципальные власти полностью слушают федеральный центр в том смысле, что делать и как работать. Помощь бизнесу если и есть, то пока она настолько малозначительна, что почти не ощущается. Разговоры о том, что банки будут предоставлять беспроцентные кредиты на выплату зарплат, озвучивают только Сбербанк и ВТБ. А что делать бизнесу в Крыму? Эти банки на полуострове не работают. 

Смотрим новости и слышим, что работодателей ждет кара в случае увольнения сотрудников. Разве это — поддержка? Как небольшой коммерсант, который не получил каникулы на аренду помещения, при отсутствии клиентов в его заведении, в настойчивых рекомендациях быть закрытым, при необходимости самоизолирования  сотрудников, отсутствии льгот на кредиты может не сократить штат?! У 90 процентов участников МСП нет подушки безопасности, а наоборот высокая кредитная нагрузка. 

Но в природе, в жизни, в экономике нет ничего постоянного. Все идет по синусоиде: от нарастания, пика до спада и штиля. Так и здесь. Надеюсь, что наше государство выйдет из пика заболевания с наименьшими потерями. А вот в части экономики мир уже не будет прежним. На мой взгляд, сейчас просто необходимо менять всю систему управления. 

Думаю, (для малого и среднего бизнеса) один из выходов — вливание беспроцентных кредитов в производственный сектор. В предприятия, выпускающие медицинские изделия, продукты питания, одежду, сельхозпродукцию и т. д. От этого выиграют и бизнес, и государство (в виде роста налоговых отчислений), и конечные потребители. 

Необходимо понизить число посредников (в товаропроводящей цепи). В Польше, например, сейчас маски, продаваемые посредниками, просто конфискуют и передают больницам. Продавать медицинские маски там могут только производители.

Далее, должен быть наведен порядок с торговыми наценками у ритейлеров. Производство сельхозпродукции и переработка выживают при рентабельности от 2 процентов до 8 процентов, а ритейлеры зарабатывают немыслимые 50-70-110 процентов на разные группы товаров, что в конечном итоге ведет к удорожанию продукции для населения. 

В 2019 году я был в Европе на нескольких заводах и видел, что, например, производитель мясных изделий производит столько продукции, сколько ему регламентирует провинция.  Мне это показалось скучным. А где же рост, масштабирование? Но сейчас, наверное, это может стать выходом из создавшегося сейчас в России положения. Если статисты и курирующие министерства будут вести учет необходимых групп товаров для каждого региона. Делать заказы на предприятия. Излишек продавать не внутри России, а на экспорт. 

Нужно ограничить вывоз сырья (зерно, подсолнечник, дерево и прочее). Это позволит загрузить предприятия гарантированным сырьем для производства товаров, на которые есть спрос. Производство будет четко планировать количество рабочих мест. Плавно оптимизироваться и развиваться.

Уйдет посредничество, так как уже производитель будет обеспечен заказами, а потребителю будет понятна четка цена и то, из чего она складывается.

Считаю, что на период выхода из рецессии в стране надо максимально снизить налоговую нагрузку: НДС, налоги на прибыль, Для тех, кто на упрощенной системе налогообложения, также надо снизить налоговую нагрузку, но при этом ввести дополнительные санкции за неуплату налогов.

Государство должно регулировать и жестко пресекать нежелание банков выдавать льготные кредиты. Сейчас важна помощь, не через год и два, а сейчас! В настоящее время идет посевная, которая может быть сорвана из-за нежелания банка дать кредит колхознику или рассматривать заявку на открытие нового производства. 

Есть сложности и с обеспечением кредитов. Со снижением ставки банки начали запрашивать увеличенные залоги. Считаю, что сейчас это недопустимо. Каждый случай надо рассматривать в кратчайшие сроки.

— Какие антикризисные меры и решения вы могли бы порекомендовать руководителям бизнеса? Какие антикризисные меры предпринимаете сами?

— Однозначно сейчас в каждой организации происходит Cost cutting  и это время для оптимизации расходов компании. Перевод работников на домашний режим работы покажет предприятиям, какой отдел или направление можно сократить без потери качества работы в дальнейшем. Процесс автоматизации тоже будет сейчас первостепенен.  Работодатели смогут на самоизоляции подумать и принять решения, как максимально комфортно выйти из этого кризиса, какие новые ниши открываются, что нужно сделать для того, что бы улучшить свои продукты, а может вообще переработать стратегию. 

У любой медали две стороны. И этот кризис несет свои плюсы. Он показал государственному управлению слабые стороны и варианты работы над ними: что делать и как выходить из этого в перспективе. Ведь кризис — это глобальный выход из зоны комфорта. Сейчас надо работать над тем, чтобы на основе получившихся данных укрепляться, расти и сводить к минимуму возможности повторения такой ситуации, чтобы мы могли заранее предотвращать любой форс-мажор.

Хочу пожелать всем коллегам философски отнестись к нынешним проблемам. Безвыходных ситуаций не бывает. Просто надо остановиться и подумать: расставить приоритеты, побыть с семьей, даже дома заняться спортом, правильно питаться, изучать историю. В частности, для того, чтобы понимать, какие кризисы были раньше и как государство из них выходило. А еще надо быть внимательным к изменениям в законодательстве и более требовательным к себе при генерации новых идей. 

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .