«От точечного взаимодействия — к партнёрскому формату»

238
4 минуты
«От точечного взаимодействия —  к партнёрскому формату»

Председатель правления банка «Уралсиб» Константин Бобров рассказал об изменениях в работе банковского сектора и новых тенденциях в сегменте МСБ

— Константин Александрович, какие изменения произошли в банковском секторе за прошедшие пять лет, и что изменилось в деятельности банка «Уралсиб»?
— Пять лет назад традиционными точками взаимодействия были расчётно-кассовое обслуживание, депозиты, кредиты и иногда — внешнеэкономическая деятельность. Сейчас взаимоотношения банков и малого бизнеса перешли от точечного взаимодействия к партнёрскому формату — с предложением максимально полного набора возможностей «в одном окне», и здесь имеются в виду как традиционные банковские продукты и услуги, так и нефинансовые сервисы — бухгалтерское и юридическое сопровождение, консалтинг, обучение.
В течение всего этого времени мы изучали потребности клиентов, анализировали рынок, искали наиболее оптимальные форматы взаимодействия и сформировали экосистему для бизнеса. В частности, была введена в эксплуатацию новая платформа интернет-  и мобильного банка, создана онлайн-платформа Business-place для клиентов МСБ, запущен бесплатный образовательный проект «Университет бизнеса». Также мы трансформировали продуктовую линейку, включив в неё актуальные предложения, в том числе и для тех, кто только начинает свой бизнес.

— Проект «Университет бизнеса» — для чего он создавался и каких результатов удалось достичь при реализации этого проекта?
— Мы заинтересованы в квалифицированных клиентах, которые умеют вести бизнес и не делают экономических ошибок. «Университет» помогает начинающим и опытным предпринимателям бесплатно получать комплексные знания для старта и развития бизнеса, — у нас есть и онлайн-семинары, и очные практикумы. Преподавателями являются успешные бизнесмены и профессиональные коучи. Несмотря на то, что реализация проекта началась относительно недавно, в марте 2017 года, на данный момент мы провели уже более 150 онлайн-семинаров. Раздел «Университета» на сайте банка посетили свыше 160 тысяч человек, а лекции на нашем YouTube-канале набрали более 86 тысяч просмотров.
На мой взгляд, сегодня основной дефицит для предпринимателей — это дефицит знаний, когда люди не могут корректно составить бизнес-план и не умеют объективно оценивать свои способности по обслуживанию долга. Или когда, имея хорошую «точку», они пытаются расширять свой бизнес, но не обладают нужными для этого знаниями. В этот момент возрастает роль финансово-юридической составляющей, и без необходимых знаний предприниматель сталкивается с большими трудностями. Поэтому основная задача «Университета бизнеса» — получить хороших, финансово грамотных контрагентов.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию в малом и среднем бизнесе?
— Малый и средний бизнес — это сфера, где банки будут и дальше  развивать свои отношения, это зона, где банки сейчас могут зарабатывать. На юге России «Уралсиб» исторически имеет большую долю в сегменте МСБ, чем в целом по стране. Здесь мы наблюдаем небольшой рост. Но, к сожалению, несмотря на снижение процентной ставки по кредитам, количество хороших заёмщиков не увеличивается. Предпринимателям нужны деньги. Можем ли мы выдавать кредитов больше? Да. У банка «Уралсиб» достаточный запас ликвидности, и, если оценивать маржинальность, я бы с удовольствием инвестировал этот запас в клиентов МСБ. Но, к сожалению, их кредитное качество базово не улучшается. Ситуация как раз обратная. А если появляются новые заёмщики, их уровень и качество не позволяют сразу выдавать им кредиты. Конечно, это касается не всех клиентов, но в общем и целом ситуация именно такова.

— Какой объём кредитов был выдан субъектам МСБ за 9 месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го?
— По сегменту МСБ с января по сентябрь 2019 года выдано кредитов на сумму 60,5 миллиарда рублей. Это на уровне показателей аналогичного периода прошлого года. По части малого бизнеса объём выданных кредитов составил 6,37 миллиарда рублей, что на 33,7 процента выше, чем за девять месяцев 2018 года.

— Каков объём кредитного портфеля на юге России в сравнении с кредитным портфелем всего банка?
— По кредитным портфелям и привлечению средств доля «Уралсиба» в регионе варьируется на уровне 3–5 процентов. При этом стоит отметить сильные позиции банка по обслуживанию малого бизнеса и корпоративных клиентов. Портфель кредитов субъектов малого бизнеса филиала «Южный» на 1 октября 2019 года занимает в банке второе место по объёму, и здесь мы видим стабильный рост на протяжении нескольких лет.

— 2018 год был достаточно тяжёлым для МСБ. Как вы оцениваете год 2019-й? Каков прогноз относительно развития малого и среднего предпринимательства в 2020 году?
— В 2019 году рынок кредитования малого и среднего бизнеса несколько оживился по сравнению с предыдущим годом, несмотря на возросшую налоговую нагрузку. В настоящее время в активную фазу вошёл нацпроект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на 2019–2024 годы. Планируется, что доля МСП возрастёт с нынешних 22,3 процента до 32,5 процента, а число занятых в секторе увеличится до 25 миллионов человек, то есть почти на 20 процентов. Поэтому усиление поддержки предпринимателей со стороны власти не может не вселять оптимизм. В 2020 году закономерно возрастёт и потребность в кредитовании. Можно ожидать, что малый бизнес будет готов больше вкладывать в своё развитие, а это, в свою очередь, приведёт и к росту инвестиционных кредитов.

На правах рекламы
  • Комментарии
Загрузка комментариев...