94 100 13

Почему Ростов ставит рекорды на рынке контрафактных сигарет

ЭКСПЕРТ ЮГ №1-2 2020
11050
9 минут

За последние три года доля контрафакта на рынке изделий из табака в Ростове-на-Дону выросла более чем втрое и составила более 50%, по этому показателю город лидирует с большим отрывом среди других миллионников. Основные причины: наличие теневых производителей, контрабанда из соседних государств и слабый контроль со стороны госорганов

Почему Ростов ставит рекорды на рынке контрафактных сигарет

Поделиться

По данным агентства Nielsen, на конец 2019 года Ростов-на-Дону стал абсолютным лидером среди российских городов-миллионников в сфере нелегального оборота табака (см. график). Сегодня в столице ЮФО на долю контрафакта приходится 50,9%, годом ранее этот показатель был 32,2%, в 2017 году — около 15%. Каждая вторая сигарета, продающаяся сейчас в южной столице, является нелегальной, за год это, по оценкам легальных производителей сигарет, более 6 млрд штук. По обороту контрафакта Ростов серьёзно обогнал ближайших соседей — Краснодар и Волгоград, где нелегальный табак занимает 3% и 5,1%.

Что стало главными причинами роста контрафакта на Дону и какие меры необходимы для исправления ситуации, пытались выяснить участники круглого стола «Нелегальная торговля подакцизными товарами: проблемы и решения», который Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл в конце января в Торгово-промышленной палате Ростовской области.

Удар по карману государства

«Как следует из результатов исследования табачного рынка, проведённого компанией Nielsen в третьем квартале 2019 года, объёмы нелегального рынка в России стремительно росли, — говорит Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам Южного региона “Филип Моррис Интернэшнл” в России. — В целом по стране доля контрафактных сигарет достигла 15,6 процента. По экспертным оценкам, потери федерального бюджета в виде недополученных акцизов и НДС в 2019 году составили около 100 миллиардов рублей». По словам г-жи Андреевой, каждая вторая пачка сигарет, реализуемых в РФ без уплаты акциза и других налогов, поставляется из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в целом на долю этих стран приходится 55,4 % «чёрного» рынка табака в России.

По данным департамента потребительского рынка Ростовской области, контрафактный табак на Дон поступает из Белоруссии, с Украины и из Армении. В этих странах величина акциза на табачные изделия в несколько раз ниже, чем в России. Кроме того, контрабандные сигареты поступают из Луганской и Донецкой республик (ЛНР, ДНР), где работают три завода. Был приведён конкретный пример: контрафактную пачку Marlboro, которая стоит 169 рублей, можно приобрести в Ростове за 35–55 рублей.

Увеличение доли контрафакта на табачном рынке больно бьёт не только по федеральному, но и по региональному бюджету, уверен Роман Трошкин, менеджер по работе с органами государственной власти JT International в России (фабрика «Донской табак»). «Сокращается налогооблагаемая база от реализации легальной продукции, в частности, по налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам, — перечисляет представитель JTI Россия. — Понятно, что работающие “в тени” производители, поставщики и продавцы (сигарет), налоги не платят, зарплаты там “серые». В результате происходит генерация преступных доходов. Они создают условия для недобросовестной конкуренции. Таким образом, рынок насыщается продукцией сомнительного качества и непонятного происхождения. В семи из десяти точек, торгующих нелегальными сигаретами, их продают несовершеннолетним».

24-02.jpg

Поделиться

Руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей British American Tobacco Russia Игорь Черкасский говорит, что в ситуации падающих доходов населения курильщики ищут более дешёвую альтернативу и находят её у продавцов контрафакта. «Важный фактор, почему Ростов лидирует по контрафакту, это близость к источникам табачной продукции, — говорит г-н Черкасский. — Промышленные партии, сотни тонн, идут с Украины, из ЛНР и ДНР. Наконец, в Ростовской области мелких розничных “точек”, где продаётся контрафактная продукция, значительно больше, чем в любом другом крупном городе России. Здесь, по некоторым оценкам, оборот нелегальной торговли табаком составляет порядка двух миллиардов рублей в год. Это — большой криминальный бизнес, который сформировался за последние пару лет».

«Сигареты во всём мире входят в число продукции, наиболее часто реализуемой нелегально, — замечает Ричард Клемент, директор по противодействию нелегальной торговле региона Восточная Европа “Филип Моррис Интернэшнл”. — Объём мирового черного рынка табака больше, чем объём рынка нелегальной нефти, леса, предметов культуры и искусства и “кровавых” алмазов вместе взятых. Преступников привлекают выcокая прибыльность и минимальные риски, связанные с незаконным оборотом табачных изделий. Как следует из результатов исследований, нелегальная табачная продукция составляет от 10 до 12 процентов мирового потребления, до 600 миллиардов штук сигарет. Искоренить нелегальный оборот продукции в одиночку невозможно. Нужно слаженное сотрудничество, которое даст возможность общественности, бизнесу и гражданскому обществу внедрять инновационный опыт и обмениваться практиками и идеями о том, как положить конец всем проявлениям нелегальной торговли».

Направления борьбы

Замдиректора департамента потребительского рынка Ростовской области Наталья Багрянова выход видит в ужесточении законодательства. «В конце 2019 года наш департамент выступил инициатором внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ в части усиления санкций для лиц, занимающихся производством и оборотом контрафактной табачной продукции, — говорит г-жа Багрянова. — Мы предложили установить штрафы: для должностных лиц в размере 30–50 тысяч рублей вместо 10–15 тысяч, как сейчас. Штрафы для юрлиц предложили увеличить существенно — от 500 тысяч рублей до 800 тысяч рублей вместо тех же десяти-пятнадцати тысяч. Эта инициатива была поддержана гражданами Ростовской области, общественными организациями, представителями торговли».

«Сейчас по факту физлицо, которое попалось на продаже нелегального табака, платит максимум 5 тысяч рублей штрафа, — говорит Роман Трошкин. — Сумма, которую торговец может отбить за несколько часов продаж. 30 тысяч рублей, 50 тысяч — существенные суммы, и человек лишний раз подумает, прежде чем приступить к торговле нелегальной табачной продукцией».

Маргарита Родионова, начальник отдела надзора за питанием населения управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ростовской области, говорит, что надо усиливать проверки «точек», продающих табачный контрафакт, особенно пристально смотреть нестационарные объекты торговли и мелкую несетевую розницу, проводить рейды с участием правоохранительных органов. Кроме того, уверена г-жа Родионова, надо что-то делать с нелегальными производителями. «У нас практически в часе езды от Ростова работают сразу три “непризнанных” табачных фабрики. Надо ставить барьеры на ввоз их продукции в регион», — добавляет эксперт.

По словам Станислава Чубенко, инспектора отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области, в 2019 году уголовные дела, которые были возбуждены по фактам производства, транспортировки и продажи контрафактной продукции, в основном касались нелегального алкоголя. «Что касается такой категории, как изделия из табака, то в регионе по линии СК было возбуждено одно уголовное дело по факту отравления снюсом (измельчённым увлажнённым табаком, который помещают между губой и десной на длительное время. — “Эксперт ЮГ”)», — уточняет г-н Чубенко. Игроков рынка отсутствие уголовных дел удивляет — они, как правило, регулярны в регионах, в которых доля контрафакта на рынке гораздо ниже.

«В сфере нелегального оборота табака есть две категории продукции, — разъясняет начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Южного таможенного управления Екатерина Голубейкова. — К первой относятся сигареты фабрик, которые легально производят табачные изделия в Белоруссии и Казахстане и без уплаты акцизов отправляют в Россию. Здесь могли бы помочь выравнивание акцизов в странах Таможенного союза и более жёсткий контроль транзита такой продукции. Вторая категория — продукция, которую мы считаем контрафактной: она выпускается на подпольных линиях или полулегальных “заводах”, действующих рядом с границей РФ. По фактам выявления контрафакта в 2019 году мы возбудили 14 уголовных дел. Было изъято более 160 тысяч пачек. Это то, что было ввезено как контрабанда. Меры будут усилены. Например, будем контролировать перемещение не только нелегальных сигарет, но и комплектующих для их производства (бумага, фильтры, упаковка). Так, мы выявили материалы на 3 миллиона пачек, которые принадлежат правообладателю в Эмиратах: они были вывезены из России на фабрику в ОАЭ, чтобы затем быть ввезёнными в Россию в виде готовой продукции».

Гендиректор ростовской сети «Солнечный круг» Александр Киреенков признаётся, что с продажей табака в официальной рознице есть сложности: позиции убыточны, их, как мелкоштучный товар, легко красть, наценка на этот продукт составляет около 8%. В то же время, замечает эксперт, вокруг начинает процветать нестационарная торговля табаком — значит, там работает какая-то другая экономика. «Из-за неэффективности мы готовы вообще отказаться от продажи сигарет в своих магазинах. Однако пока мы не можем это сделать, дабы не ущемлять интересы потребителей», — резюмирует г-н Киреенков.

Алиса Андреева уверена, что сократить объёмы контрафакта на табачном рынке Ростовской области позволят комплексный подход и внедрение всех мер, которые «Филип Моррис Интернэшнл» в России и другие участники рынка предлагали ранее. «Это распространение обязательной маркировки табачных изделий и запрет на продажу немаркированной продукции; ограничение незаконного перемещения табачной продукции через государственную границу РФ со странами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Но самое главное из того, что предлагалось, это введение единой минимальной цены на табачную продукцию, по аналогии с алкогольной отраслью, — отмечает Алиса Андреева. — Часть этих инициатив уже реализована или находится в стадии обсуждения и разработки. Крайне важно, чтобы весь комплекс мер был закреплён в законодательстве».

Среди других предложений табачников — создание единого государственного реестра технологического оборудования, предназначенного для производства табачной продукции, а также порядка уничтожения конфискованной продукции и оборудования, используемого для её изготовления; введение обеспечительного механизма при приобретении специальных марок производителями, механизма уничтожения неиспользованных и бракованных марок.

Советник президента Союза ТПП РО, член межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции Юрий Корнюш отмечает, что среди контрафактной продукции есть и откровенно фальсифицированная: «В её выявлении должны быть заинтересованы не только контролирующие, правоохранительные органы, но и легальные производители, заинтересованные в чистоте рынка. Надо приобретать образцы подозрительной продукции, отдавать на лабораторные исследования, независимую экспертизу. С заключением эксперта уже можно обращаться в суд — наказывать виновных. Торгово-промышленная палата готова помогать: в Ростове 12 экспертных организаций, с которыми мы работаем».

 «Мы сотрудничаем с ТПП, участвуем в рейдах, в том числе и для выявления контрафакта и фальсификата. Их наличие — проблема, переходящая из года в год. И её надо решать, — говорит Олег Панасюк, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Ростовской области. — Мы готовы в этой работе идти дальше. Можем предоставить свою площадку для выработки совместных решений».

■ За помощь в организации круглого стола Аналитический центр «Эксперт ЮГ» благодарит партнёра мероприятия — аффилированную компанию «Филип Моррис Интернэшнл» в России

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .