Симон Черепнин из Минсельхоза Кубани (справа) и глава "Фанагории" Петр Романишин считают, что на российском рынке созданы все условия для кризиса перепроизводства. Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться
Причины кризиса в виноделии
«В 2023 году собрали 274 тысячи тонн винограда, в прошлом году был рекордный результат — 283 тысячи тонн, — который никогда не достигался со времён СССР, — говорит Симон Черепнин, начальник отдела по виноградарству и винодельческой промышленности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. — 2021 год — это 204 тысячи тонн. Налицо явный рост валового сбора, и он будет продолжаться. Это результат начавшейся лет 15 назад стратегии по развитию виноградарства и виноделия на Кубани. Начинают входить в плодоношение те виноградники и срабатывать те миллиарды, которые за это время были закопаны в земли. Тем не менее, есть проблемы и угрозы. Первое — у нас идёт отставание в производстве. О продажах не могу сказать, это не наше амплуа. Но в производстве мы отстаём на 4,5 процента по сравнению с прошлым годом. Многие предприятия работают на склад, чтобы не остановиться и принять урожай. Это вызвано затариванием с начала 2022–2023 года дешёвой импортной продукцией из недружественных стран, которые забили полки по цене 250–300 рублей. Были завезены миллионы декалитров, запас месяца два назад составлял 7 миллионов декалитров у импортёров. Это огромное количество».По словам Черепнина, увеличение импортной пошлины до 20% отрасль не спасёт. При этом судьба этой пошлины в следующем году неизвестна. Если её отменят, это может привести к глубочайшему кризису в отрасли, считает эксперт. Поднятие акциза на вино и табак до 108 рублей за литр, решение о котором приняла Госдума, произойдёт только с мая 2024 года. Симон Черепнин считает, что до этого времени вино из Молдавии, Румынии, Италии, Болгарии наполнит склады российских импортёров.
«Это приведёт к тому, что вопрос о сбыте нашего вина будет стоять очень остро, — делится Черепнин прогнозом на 2024 года. — Сейчас, по нашим оценкам, все наши заводы, которые делают общий объём в Краснодарском крае, залиты по горло. Если у них не наладятся продажи в тех объёмах, в которых они запланировали, то в следующем году это всё может привести к коллапсу в отрасли. Это потянет за собой цепочку: перестанут закладываться виноградники, потому что не будет смысла их закладывать. Остановятся питомниководы, потому что никто не будет покупать саженцы. Эти угрозы лежат на поверхности. В текущих условиях программа развития виноградарства и виноделия до 2030 года невыполнима».
«С принятием закона, в котором запретили ввоз в Россию вина наливом, и с увеличением финансовой поддержки отрасли она стала привлекательной не только для людей, которые виноградарство и виноделие считают образом жизни, но и для обычного бизнеса, — говорит Пётр Романишин, генеральный директор ОАО АПФ “Фанагория”. — Но закон не закрывает весь периметр развития. В законе не предусмотрена балансировка рынка по примеру наших соседей. Евросоюз в первой декаде декабря оценивает остатки вин прошлых урожаев и текущий урожай, оценивает потребность рынка и формирует субсидию на дистилляцию. И все предприятия продают наиболее старые и неудачные вина дистилляторам, получая субсидию. Так Евросоюз избегает кризиса перепроизводства. У нас понадеялись, что невидимая рука рынка всё отрегулирует, и она отрегулировала, но в мировом масштабе. У нас таких механизмов нет».
Поделиться
Петр Романишин из "Фанагории" считает, что следующий год может стать очень опасным для российских производителей, если не принять мер. Фото: "Эксперт Юг"По словам Петра Романишина, сейчас у российских виноделов есть остаток вина урожая прошлого года и вино урожая этого года, а также прогноз на урожай 2024 года, сопоставимый с текущим. В отрасли понимают, что если виноделы будут продавать в рамках обычного цикла продаж, то значимую часть урожая в 2024 году будет просто негде переработать и разместить. «Следующий год будет годом откровения, и виноделы должны донести до регуляторов и правительства, что если не принять меры быстро, то у отрасли, у серьёзных игроков, которые обеспечивают 80 процентов урожая и 80 процентов рынка, случится классический кризис перепроизводства», — говорит Романишин.
Сейчас в России действуют повышенные пошлины на ввоз продукции из недружественных стран, из которых в прошлом году успели завезти такое количество продукции, которое переполнило рынок. Причём на многие дружественные страны пошлины пока не распространяются, как и акцизы. До первого мая, когда регулирующие меры должны появиться, есть возможность завезти из них очень большой объём продукции. Поэтому просто необходимо обязательно отслеживать ввоз из них уже в январе и феврале. Чтобы при чрезмерном росте импорта вовремя принять меры и предотвратить переполнение рынка.
Нужны стимулы для российского вина
«Все мы понимаем, что принятые меры господдержки являются основополагающими для роста урожайности, — говорит Сергей Тарахно, заместитель генерального директора ООО “Агрофирма «Южная»”. — Мы не только увеличиваем площадь виноградников, но и производим замену старых неэффективных насаждений более молодыми. Государство в последние годы вложило массу денег в развитие виноградарства, а мировая экономика повлияла на отрасль таким образом, что отечественные виноделы стоят сейчас перед риском стагнации. То есть может оказаться, что деньги потрачены впустую. В решении таких вопросов не бывает единой пилюли. Нужен комплекс мер. У нас в законодательстве зафиксировано хорошее понятие “вино из отечественного винограда”. Это базовый принцип, который необходимо развивать. К базовому принципу нужно принимать ряд стимулов, которые будут направлены на реализацию и увеличение объёмов реализации не просто вина, а отечественного вина».К таким стимулам Сергей Тарахно предложил добавить и возможность рекламы отечественного продукта.
Поделиться
Сергей Тарахно из Агрофирмы "Южная" считает, что регулятор должен создавать условия для усиления позиций вина, произведенного в России. Фото: "Эксперт Юг"«Стратегия развития отрасли есть, но она не сбалансирована, — говорит Роман Бульенов, соучредитель ООО “Новый Крым”, председатель комитета ТПП Республики Крым по развитию агропромышленного сектора. — Есть решение достаточно оперативное, которое отработано по другим напиткам в торговле, — это минимальная розничная цена. Она будет отсекать дешёвые продукты, неважно, откуда они завезены. Второе — есть вредители, которые делают вино из воды, сахара, жмыха, различных кислот. Такое вино делается быстрее и дешевле. И с ними вы конкурировать никогда не сможете. А такие внутренние вредители есть, многие их знают, их проще вычислить и перекрыть. Но на это никто не обращает внимания. А помогают этому те, кто создаёт рынок бумажного винограда, в результате недобросовестные конкуренты создают рынок фальсификата. Потребление в стране — 80 миллионов декалитров, примерно 40 миллионов декалитров составляет российское вино, и вот сколько в этих 40 миллионах фальсификата — это вопрос. Это то, с чем надо бороться. Фальсификат нужно выдавливать».
«Стратегия развития виноделия в России уникальная, такой стратегии нигде в мире не существует, — считает Алексей Скляров, руководитель ООО “Кантина”, председатель Совета малых виноделов Ассоциации виноградарей и виноделов России. — Это стратегия на укрупнение, на развитие огромных хозяйств. На прошедшем в ноябре винодельческом форуме в Москве малые формы в виноградарстве и виноделии не упомянул никто. Во всём мире количество крупных хозяйств — это 1–3 процента, а у нас крупные хозяйства занимают 99 процентов площадей, 99 процентов производства и так далее. У малых нет никаких прав. Мы, Ассоциация фермеров, а также Совет малых виноделов при ФСРО, который я нечаянно возглавил, за год ничего не добились. Никакого телодвижения, даже не добились простейшего, чтобы мы смогли получить определение, что такое малые формы хозяйствования в виноделии».
Как работать с эффективностью виноградарства
«Имеются проблемы с посадочным материалом, — признаётся Дмитрий Музюков, руководитель отдела агроинноваций ООО “Мысхако”. — Мы закладываем ежегодно по 130–150 гектаров виноградников, и столкнулись с проблемой: импортный посадочный материал по нашему ассортименту не может быть предложен в полном объёме, а российскому посадочному материалу есть куда стремиться по качеству».Поделиться
Наталья Кесьян рассказала об инновационной машине, которая бережно очищает виноградники от зарослей травы. Фото: "Эксперт Юг"Наталья Кесян, директор ООО ТД «Агроспецмаш», сделала акцент на эффективности в механизации виноградарства за счёт использования современных сельскохозяйственных машин. Компания 10 лет занимается внедрением европейских технологий в отечественном машиностроении. Предприятие имеет собственное производство садовых опрыскивателей, ведёт импортозамещение почвообрабатывающей техники для садов и виноградников.
«Мы в “Абрау-Дюрсо” привезли машину, которая позволяет без внесения гербицидов очистить ряды от зарослей травы и поросли с помощью триммеров на два ряда, не навредив растениям. Одна такая машина заменяет 16 человек, — говорит Наталья Кесян. – Решение можно считать инновационным, оно позволяет значительно сэкономить время и уменьшить расходы. Также в нашем арсенале есть система дозированного внесения жидких удобрений, на её базе разработали гербицидный опрыскиватель, который позволил снизить внесение гербицидов в пять раз. Это огромная экономия средств. Систему уже применяют в Самаре и Ставропольском крае. Мы сейчас базируемся в Крыму и Дагестане, но хотели бы достучаться, наконец, до Краснодарского края».
«Мы много лет производим хищных насекомых и клещей для разных сфер сельского хозяйства. В этом сезоне мы сделали первый масштабный опыт в виноградарстве в условиях разных климатических зон, — рассказывает Сергей Тертычный, главный технолог ООО “Био Технология”. — В этом году под защитой энтомофагами было порядка 200 гектаров виноградников. Мы использовали дезориентацию листовертки. Это такие специальные диспенсеры, которые испаряют феромон и дезориентируют самцов, в результате не происходит спаривания, популяция не растёт. В итоге проблем с листовёрткой меньше. Хищные клещи могут заменить использование акарицидов и инсектицидов. Ценность данной технологии — экологичный способ контроля вредителей и качество листовой пластинки, что важно для качества фотосинтеза. Мы защищаем виноградник от листовёртки, от хлопковой совки. Кроме этого, получаем бонусы от природы. Когда мы убираем химию из виноградника, у нас появляются полчища златоглазок из природы. Наш пример в “Фанагории” показал, что златоглазки дополнительно поедали многих вредителей, в том числе гусениц».
Поделиться
Сергей Тертычный поделился первым масштабным опытом с использованием энтомофагов в виноградарстве в условиях разных климатических зон. Фото: "Эксперт Юг"«Что касается посадочного материала, мы знаем, что много лет в России не было питомников. В СССР всё было налажено, но с развалом Союза ситуация изменилась, — рассказывает Галина Алейникова, заведующий научным центром “Виноградарство” Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия. — И требуется много времени и ресурсов для восстановления производства посадочного материала. Конечно, привыкли закупать посадочный материал за рубежом. Нельзя в виноградарстве по щелчку пальцев закрыть эту проблему. И это не наука виновата, не производственники. Конечно, производственникам хочется здесь и сейчас, хочется нагнать темпы и развиваться в благоприятных условиях. Но мы понимаем, что через голову не перепрыгнем. Мы не стоим на месте. У нас разрабатывается применение биологической, интегрированной защиты растений. Мы можем предложить свои базы данных по выделению терруаров и обоснованию терруарных вин и терруарных зон. У нас есть селекционный отдел, который занимается как классической, так и клоновой лозой. У нас выходят новые сорта, мы вводим их в реестр и испытываем. Мы открыты для сотрудничества и приглашаем к тесному взаимодействию».
«Буквально полгода назад в массах заговорили о квотировании препаратов — об ограничении ввоза импортных препаратов СРЗ, — говорит Иван Чурсин, заместитель гендиректора по сельскому хозяйству ООО “Агрофирма «Южная»”. — Самое страшное здесь — квотирование препаратов, действующие вещества которых не имеют аналогов. Это опасный вопрос не только в виноградарстве, но и в других культурах. Нужно держать ухо востро производителям, реагировать и возражать. Потому что если сейчас ограничить ассортимент препаратов СРЗ, мы потеряем виноградники и получим мутацию на объектах, с которой потом не справимся. Как бы прискорбно ни звучало, набор препаратов отечественных производителей неполный. И его перекрыть полностью не получится. Потому что на благо отрасли мирового виноградарства работают корпорации с многомиллиардными оборотами в научной сфере. И с этим нужно считаться и обращать на это внимание».
Генеральный партнёр круглого стола — Торговый дом «Агроспецмаш».
Партнёры: компания «Био Технология», АПГ «Фанагория», международный конгресс и выставка FRUIT TRADE 2024.