110 116 15

Подорожает и российское: эксперты Юга о повышении ввозных пошлин на импортное пиво

2030
6 минут

В России могут значительно увеличить размер ввозных пошлин на пиво из недружественных стран — в 10 раз. Инициативу отечественных производителей сейчас рассматривает Минфин. Эксперты Юга называют предложение абсурдным и считают, что пивовары решили пойти тем же путем, что и виноделы. К тому же, отрасль по-прежнему сильно зависит от поставок европейского хмеля. В итоге может вырасти цена как на зарубежное, так и на российское пиво.

Подорожает и российское: эксперты Юга о повышении ввозных пошлин на импортное пиво

Доля импортного пива в розничных каналах продаж в России, по оценкам экспертов, составляет сегодня 5-6%. // Фото: freepik.com
Поделиться
Холдинг «Объединенные пивоварни», который был создан в 2023 году на базе российского филиала Heineken, выступил с инициативой увеличить до конца текущего года ввозные пошлины на пиво из недружественных стран с 0,1 до 1 евро за литр. Компания, которая производит пиво под марками «Крушовице», «Бочкарев», «Мистер Лис» и «Охота», заявила, что озвученное предложение согласовано с Ассоциацией производителей пива, солода и напитков. Сейчас инициатива находится на рассмотрении Минфина. В ведомстве уверяют, что перед принятием решения будут собраны мнения ведущих отечественных пивоваров.

Эксперты Юга не разделяют оптимизм холдинга. Они отмечают, что доля иностранного пива на российском рынке уже значительно сократилась, а нововведения приведут к заметному росту цен, в том числе и на российскую продукцию.

Доля импортного пива на рынке РФ незначительна

По оценке гендиректора «Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга» Максима Черниговского, доля импортного пива и пивных напитков в годовом объеме розничной реализации на территории России сейчас составляет всего 6%. После увеличения ввозных пошлин объем импорта продукции из стран Европы может существенно снизиться.
На эту тему
Ячмень выращиваем, хмель импортируем, продукцию маркируем: как меняется рынок пива на Юге
Поделиться

В то же время, по данным оператора системы маркировки «Честный знак», в июне этого года общий объем ввоза пива в кегах в Россию увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг уровня в 3,6 млн литров. Речь идет о поставках как из Ближнего Зарубежья, так и из стран Дальнего Зарубежья. Очевидно, что спрос на иностранное пиво на российском рынке остается высоким.

Владелец ростовских баров «Голодранец» и «Шрум», основатель пивоварни «Осьминогец» Максим Поливанов, комментируя ситуацию «Эксперту Юг», отметил, что все искусственные ограничения на импорт - вредны для обычных людей. При этом говорить об особой пользе для российских производителей тоже не приходится.

«Во-первых, не все иностранное пиво удается удачно заменить: массовые лагеры или Guinness легко сварить на любом заводе, а что-нибудь из бельгийских сортов — уже гораздо сложнее. Во-вторых, российские аналоги часто просто некрасивые и неинтересные как бренды, — рассуждает собеседник. — Подавляющее большинство россиян стопроцентно любят пиво, сыры, мясо, архитектуру и искусство недружественных стран и хотят дружить и пить иностранное пиво и вино не меньше российского. В плюсе от подобного решения будет только холдинг "Объединенные пивоварни"».

Владелец волгоградского бара Nora Вячеслав Кузьменко работает в сегменте крафтового, премиального пива. По его словам, несмотря на то, что некоторые европейские производители после громкого ухода решили вернуться на российский рынок, доля такой продукции все еще невелика. 

«Доля нашего присутствия на рынке - мизерная, если сравнивать с производителями-гигантами, — констатирует предприниматель. — Пива из Евросоюза в нашем ассортименте стало значительно меньше. Но оно не исчезло полностью. Если в 2022 году ушли многие производители, включая британских, чешских и прибалтийских, то уже в 2023 году часть из них стала возвращаться. Но в любом случае, они не представлены на российском рынке в том объеме, как это было раньше. Его завозят небольшими партиями. В нашем премиальном сегменте это еще работает. В нашем баре на кранах  практически нет иностранного пива, лишь иногда бывает бельгийское. Раньше были представлены дорогие крафтовые сорта — американские, голландские, итальянские, британские и т.д. Из бутылочного ассортимента у нас сейчас немного представлена бельгийская, британская продукция». 

Рыночная ситуация отыграла в обратную сторону 

Бизнес-аналитик и консультант рынка Horeca Денис Завалишин также считает, что инициатива пивоваров выглядит абсурдной, ведь объем поставок европейского пива в Россию на сегодняшний день уже значительно сократился.

«Импортное пиво реализуют сейчас по двум каналам. Первый - это федеральная розница, второй канал - Horeca. Что касается первого варианта, если мы зайдем в любой крупный магазин, то увидим, что примерно 95% пива, представленного на полках, российского производства. Более того, многие позиции, достаточно известные марки пива, которые ранее были немецкими, уже давно стали производить по лицензии в России. И это негативно отразилось на качестве этой продукции. Доля импортного пива в розничных каналах продаж, по моим наблюдениям, составляет сегодня 5%, — отмечает собеседник. — Если мы говорим про направление Horeca, то здесь можно привести конкретный пример. В 2022 году, когда начались всем известные события, ассортимент пива “первого эшелона” - самые крупные мировые бренды, включая Paulaner, Guinness, Schneider и другие - практически пропал. Эти позиции стало сложнее завозить и на них сильно выросла цена. Многие крупные сетевые предприятия на рынке Horeca нашли “второй эшелон” импортных производителей пива. И клиенты готовы платить больше за такой продукт, нежели за самое крутое на сегодняшний день российское пиво».

Завалишин 1.jpg
Поделиться

Денис Завалишин считает, что российские пивовары, как и виноделы ранее, выбрали неверную стратегию. // Фото предоставлено экспертом

По мнению Дениса Завалишина, в случае, если инициатива холдинга «Объединенные пивоварни» будет одобрена, значительно вырастут цены не только на пиво «второго эшелона» (разливное крафтовое), которое составляет мизерную долю от общего оборота этой продукции в РФ.

«Здесь мы наблюдаем ту же ситуацию, что и с российскими виноделами. Они также требовали увеличения ввозных пошлин на иностранную продукцию, просили дать им возможность работать, наращивать объемы производства, а добились в итоге увеличения акциза на вино. Более того, сопутствующее сырье для производства вина, которое ранее российские виноделы закупали в Европе, выросло в цене. Рыночная ситуация “отыграла” в обратную сторону: отечественные производители хотели ограничить объем ввоза импортного вина, чтобы получить преимущества и вкладывать деньги. Государство пошло навстречу, но при этом увеличило акцизы. К тому же, рост курса и стоимости сырья привели к увеличению себестоимости продукции, а это, в свою очередь, повлекло к увеличению розничных цен. И это не всегда благоприятствует увеличению продаж, — констатирует консультант рынка Horeca. — На мой взгляд, российские пивовары идут сейчас по аналогичному пути. И, если крупные игроки рынка используют нерыночные методы конкуренции, то это, как правило, палка о двух концах. Результаты могут быть совсем другими, нежели подразумевают инициаторы».

При этом гендиректор компании-импортера SVAM Group Михаил Юсим ранее заявил, что в ответ на возможное повышение ввозных пошлин Германия и Чехия могут рассмотреть меры по ограничению экспорта хмеля в Россию. От этого серьезно пострадают отечественные производители. Так, согласно исследованию портала Profibeer, российская пивоваренная отрасль на 95% зависит от импортного хмеля. Изменить ситуацию в лучшую сторону поможет лишь создание федеральной программы для развития хмелеводства, уверены аналитики.

Как бы то ни было, покупателям, в случае поддержки инициативы на федеральном уровне, стоит готовится к подорожанию пива, в том числе и российского производства. К слову, некоторые отечественные производители уже направили ритейлерам уведомления о повышении цен на свою продукцию с 1 сентября. 

0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .