93 100 13

Поговорить с туристом на языке кластеров

770
13 минут

На Кубани планируется создание четырёх туристских кластеров, которые обеспечат рывок в развитии отрасли. Особое внимание на Международном инвестиционном форуме в Сочи было уделено развитию горноклиматического курорта Лагонаки

Поговорить с туристом на языке кластеров

770
13 минут

На Кубани планируется создание четырёх туристских кластеров, которые обеспечат рывок в развитии отрасли. Особое внимание на Международном инвестиционном форуме в Сочи было уделено развитию горноклиматического курорта Лагонаки

Поговорить с туристом на языке кластеров

Поделиться
Функционировать курорт будет в режиме особой экономической зоны, что повысит инвестиционную привлекательность территории. Инженерная инфраструктура создаётся за счёт государственных средств, резидентам предоставят налоговые льготы и упростят процедуры предоставления земельных участков. По предварительной оценке, с учётом активного развития горнолыжного туризма в регионе и проектной ёмкости курорта, в результате реализации первого этапа проекта турпоток в Лагонаки составит около миллиона человек в год. О том, как планируется развивать новый курорт, на какую целевую аудиторию он рассчитан, о методах борьбы с межсезоньем и способах повышения конкурентоспособности турпродукта на Кубани мы беседовали с министром курортов и туризма Краснодарского края Евгением Куделей.

Создать новый курорт

— Почему было решено развивать курорт Лагонаки?

— Проект создания горноклиматического курорта Лагонаки вынашивался властями более десяти лет. В 2006 году администрация Апшеронского района выступила с инициативой о включении этого проекта в краевую целевую программу, но кризис 2008 года помешал задуманному. Спустя три года идея развития курорта была поддержана в виде проекта создания всесезонного туристско-рекреационного комплекса в рамках горно-туристского кластера, развитие которого курирует ОАО «Курорты Северного Кавказа». В рамках кластера планируется создать на Северном Кавказе семь всесезонных туристско-рекреационных комплексов.

— Какие виды туризма будете развивать в рамках курорта Лагонаки?

— Природно-климатические ресурсы выбранной территории создают предпосылки для развития таких видов активного туризма, как горнолыжный, экологический, познавательный, приключенческий, экстремальный, а также альпинизм, спортивное ориентирование, дельтапланеризм, рафтинг, каньонинг, спелеотуризм. Наряду с уникальными природными условиями существует ряд факторов, позволяющих прогнозировать высокую эффективность проекта создания горноклиматического курорта именно здесь. Среди них — близость курортных площадок к уже существующей базовой инженерно-транспортной инфраструктуре, а также доступность трудовых ресурсов.

— Какова концепция нового ку­рорта?

— Концепция создания горноклиматического курорта включает две программы. Первая ориентирована на зимние виды активного отдыха и туризма, вторая — на отдых и туризм в межсезонье и летний период.

— Какие объекты будут базовыми для развития курорта?

— Курорт основывается на создании тематического парка, состоящего из участков, предназначенных для различных групп посетителей. Каждое из таких пространств имеет своё назначение, к примеру, горнолыжные трассы, сноуборд-парк с трассами для фрирайда, тренировок спортсменов, проведения любительских соревнований, а также детские трассы, зона санок, маршруты для снегоступов и туристских лыж, каток для коньков и кёрлинга. Более пологие склоны нижней части территории курорта подходят для летних развлечений. Погодные условия этой зоны отличаются более мягким температурным режимом без сильных морозов, в связи с этим существует возможность продлевать функционирование парков развлечений на более долгий период и даже частично захватывать зимний сезон. В состав рекреационного парка предполагается включить сафари-парк, агропарк «Ивановы Поляны», экологический парк «Плато Утюг». Кроме того, на данной территории планируется организация парка приключений, маршрутов для пеших походов, развитие скалолазания и альпинизма, а также трассы для санного спорта и тюбинга, горного велосипеда, создание гольф-клуба.

— На какую целевую аудиторию будет ориентирован курорт Лагонаки?

— Аудитория самая широкая: это и молодые люди, предпочитающие активные виды отдыха, и население, нуждающееся в санаторно-курортном лечении. Для жителей Краснодарского края, Ростовской области и Ставрополья будет интересен семейный отдых в формате «отдых выходного дня».

Договориться с инвестором

— У вас есть договорённости с инвесторами, готовыми вкладывать свои средства в курорт Лагонаки?

— Уже появился ряд компаний, заинтересованных во вложении средств в развитие этого курорта. Назвать конкретные компании можно будет позже.

— Российские или зарубежные инвесторы уже проявили свой интерес к курорту?

— У нас есть договорённости с российскими инвесторами.

— Каков, по вашим оценкам, необходимый объём вложений в развитие курорта?

— На первом этапе потребуется порядка 16 миллиардов рублей. Из этой суммы 10–11 миллиардов рублей приходится на инфраструктуру, то есть то, что никакой инвестор за свои деньги никогда строить не будет, и то, без чего ни один курорт невозможно создать. На создание транспортной инфраструктуры потребуется 3,9 миллиарда рублей. На инженерную потребуется более 5 миллиардов рублей, из них на газоснабжение — 2 миллиарда рублей, на электроснабжение — 3,15 миллиарда рублей, на водоснабжение и канализацию — ещё 2 миллиарда рублей. Затраты на туристскую инфраструктуру составят порядка 5 миллиардов рублей на первом этапе. Это совсем не такие большие цифры, как может показаться на первый взгляд.

Практика показывает, что курорт проектируется 5–7 лет, далее ещё 3–4 года уходит на строительство. В рамках первого этапа на территории Апшеронского района планируется развитие двух горнолыжных деревень на северных склонах Лагонакского хребта в границах Краснодарского края. На этой же территории предполагается выделить площади для коммерческой застройки.

— Сколько лет потребуется на создание курорта?

— Первый этап планируем завершить уже в 2018 году, потом перейдём ко второму этапу, о его временны́х рамках говорить можно будет позднее.

— Что уже сделано для развития курорта?

— Выход на этап строительства начнётся тогда, когда будут сформированы земельные участки и переданы в управление Минэкономразвития. Мы уже работаем над получением технических условий по электросетям. В инфраструктуру первого этапа войдут 14 канатных дорог и 35 горнолыжных трасс общей протяжённостью около 50 километров. Все понимают, что без транспортной инфраструктуры никакого курорта быть не может. Поэтому губернатор Краснодарского края, не дожидаясь, когда решения на федеральном уровне будут приняты, выделил уже в этом году определённые средства; за их счёт строится дорога на участке Нижегородская — Мезмай, которая приведёт к следующему этапу — Мезмай — река Молочная. Многим известно, что сегодня проехать до посёлка Мезмай в направлении Азишского перевала можно только на машинах повышенной проходимости. Протяжённость трассы, создаваемой на первом этапе, составляет около 16 километров. Строительство первых 11 километров планируется завершить уже в этом году, стоимость строительства составляет около полумиллиарда рублей.

Вторая очередь создания трассы предполагает строительство дороги на участке Мезмай — река Молочная протяжённостью около 16 километров, она пройдёт по старой лесовозной дороге. Средства на разработку проектно-сметной документации на этот участок предусмотрены бюджетом края на 2014 год, и при наличии источников финансирования её строительство начнётся в 2015–2016 годах.

— Планируется ли подведение железнодорожных путей к будущему курорту?

— Да, в рамках проекта планируется создание ещё одного транспортного сообщения — узкоколейной железной дороги. Первый участок узкоколейки пройдёт по пути уже существующей в Гуамском ущелье, она используется сегодня для туристских целей, а затем начнётся реконструкция старой узкоколейки, созданной в 30-х годах прошлого века для лесозаготовок. Разработчики проекта планируют её полностью воссоздать — от Гуамского ущелья до Мезмая, а затем провести новую ветку — от Мезмая до будущего курорта. Общая длина железной дороги составит около 30 километров, стоимость её создания оценивается не более чем в миллиард рублей.

— Сколько туристов курорт сможет принимать?

— На первом этапе единовременная ёмкость составит порядка семи тысяч человек, в том числе будет создана тысяча мест в средствах размещения. В результате реализации первого этапа ежегодный поток отдыхающих в Лагонаки составит около одного миллиона человек.

— Когда вы планируете выйти на эти показатели?

— Полагаю, это случится лет через десять-пятнадцать. Это не так уж много, возьмём для примера курорт Красная Поляна, который строится уже более двадцати лет.

— Какого экономического эффекта вы ожидаете от создания курорта Лагонаки?

— По предварительной оценке, с учётом активного развития горнолыжного туризма в регионе и проектной ёмкости курорта, турпоток в 2018 году составит около миллиона человек. Таким образом, годовой объём услуг сферы туризма и смежных отраслей, таких как транспорт, торговля, прокат снаряжения, питание, на территории курорта в 2015 году составит 2,9 миллиарда рублей. В результате объём налоговых доходов краевого бюджета от функционирования курорта Лагонаки с учётом сопутствующих отраслей в 2015 году составит около 290 миллионов рублей. Развитие курорта приведёт и к снижению безработицы. В соответствии с концепцией, на первом этапе только в туристской инфраструктуре курорта будет создано две тысячи рабочих мест, а с учётом смежных отраслей будет трудоустроено около четырёх тысяч человек.

Победа над межсезоньем

— Какова сейчас заполняемость курортов Краснодарского края?

— В среднем годовая загрузка кубанских курортов составляет 68–70 процентов. Естественно, что в летний пиковый сезон и на новогодние праздники этот показатель доходит до 100 процентов.

— Помимо создания новых мест отдыха, министерство курорта и туризма Краснодарского края сталкивается и с проблемой заполняемости уже действующих объектов туриндустрии в межсезонье. Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы?

— Межсезонье — это большая беда для всех курортов России, а не только для Краснодарского края. В это время необходимо прилагать особые усилия для заполнения курортов. У нас одна большая проблема — транспортная доступность, я это называю «транспортный тромбоз». Если человек летит по путёвке из Владивостока в Краснодарский край, то транспортная составляющая стоимости тура вырастает до 70 процентов. Для решения этого вопроса мы хотим проработать с авиакомпаниями возможность применения специального тарифа. То есть если турист решает отдыхать в межсезонье, он получает недорогой отдых, недорогое лечение и недорогой авиаперелёт. С этой инициативой губернатор Краснодарского края обратился к правительству Российской Федерации, и в постановление правительства о дотации авиаперевозок включили, помимо аэропорта Сочи, аэропорты Анапы и Геленджика. Сейчас мы боремся за добавление в этот список краснодарского аэропорта, потому что через него идёт достаточно большой поток туристов. Таким образом, мы хотим возродить традицию: в советское время каждый человек, живущий, к примеру, в Сибири или на Дальнем Востоке, имел право раз в году за счёт государства слетать на какой-то курорт.

— На кого распространяется эта льгота сегодня?

— В этом направлении мы объединили свои усилия со Ставропольским краем и лоббируем, чтобы льгота на авиаперелёт распространялась не только на пенсионеров и студентов, как сейчас. Мы хотим, чтобы все граждане, которые едут лечиться и отдыхать в санатории в межсезонье по санаторно-курортным путёвкам, могли воспользоваться такой льготой, при этом путёвки, разумеется, должны быть именные.

— На Международном инвестиционном форуме в Сочи эксперты туриндустрии высказывали мнение, что в настоящее время курорты Краснодарского края мало себя рекламируют. Вы с этим согласны?

— Да, мало — по сравнению с тем, сколько рекламируют себя и сколько тратят на это средств, к примеру, европейские курорты. На рекламу мы тратим порядка шестидесяти миллионов рублей ежегодно. Эти средства идут на рекламу в печатных СМИ, интернет-ресурсах, рекламу через промоакции, информационные туры. Например, недавно мы организовывали инфотур по санаториям для врачей, чтобы они могли лично ознакомиться с лечебной базой, которая есть в крае, и затем рекомендовать её пациентам. Также мы периодически собираем турагентов и туроператоров, показываем им объекты.

— Вы планируете увеличивать бюджет на рекламу курортов Краснодарского края в следующем году?

— Думаю, если мы сумеем сохранить бюджет на 2014 год в размере текущего, это можно будет считать победой. Мы разрабатываем стратегию рекламы курортов Краснодарского края, чтобы системно подойти к решению вопроса наращивания турпотока. Стратегия позволит увязать рекламу муниципальных образований, у которых на эти цели также есть свои бюджеты, самого Краснодарского края и федеральную рекламу. Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации готово нам в этом помогать.

Отдых как источник дохода

— Какова доля туризма в ВРП Краснодарского края? На какие перспективные показатели вы ориентируетесь?

— Есть два варианта оценки этого показателя. Первый показатель, который считает Росстат, находится в диапазоне от 3 до 7 процентов от ВРП. Второй показатель, 15,4 процента от ВРП, рассчитан на основе проведённого нами исследования и учитывает мультипликативный эффект. Учитывая темп роста ВРП, удельный вес туристской добавленной стоимости, по оценке министерства, к 2020 году составит 15,5 процента в результате увеличения турпотока и заполняемости мест отдыха и, соответственно, увеличения темпов роста доходов предприятий. За последние семь лет объём инвестиций в основной капитал санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края вырос более чем в семь раз и, по оценке министерства, в 2012 году составил 24,3 миллиарда рублей. Это на 20 процентов больше, чем в 2011 году.

— Каковы показатели доходов туристского сектора?

— По оценке министерства, объём доходов санаторно-курортного и туристского комплекса в 2012 году достиг 60,7 миллиарда рублей, увеличившись на 3,2 процента по отношению к предыдущему году. Основную долю в объёме доходов традиционно составили доходы, полученные от деятельности коллективных средств размещения — 35,1 миллиарда рублей, остальное — доходы индивидуальных средств размещения. Кстати, курортно-туристская сфера края, обладая мультипликативным эффектом, обеспечивает рабочими местами до 380 тысяч человек.

— Традиционно одним из показателей развития индустрии гостеприимства является так называемый «средний чек». Сколько турист в среднем тратит на отдых в Краснодарском крае?

— Средние расходы туриста за одну поездку, включая транспортные расходы, расходы на проживание и дополнительные ежедневые расходы, в 2012 году составили почти 45 тысяч рублей за 12 дней пребывания. Это почти на 20 процентов больше, чем в прошлом году.

— На внутренний или выездной туризм больше ориентируются турфирмы на Кубани?

— Турфирмы Краснодарского края ориентированы в основном на выездной туризм. Уточню, что в прошлом году за границу с целью туризма выехала 121 тысяча человек, и это на 20 процентов меньше, чем в 2011 году. Это, конечно, негативно отразилось на доходах турфирм. Вдобавок к этому, на объёме их доходов отразилось и снижение спроса на сами услуги турфирм на внутреннем туристском рынке края в связи с упрощением доступа к самостоятельному бронированию гостиниц. В итоге, по нашим оценкам, доходы турфирм в 2012 году составили 1,15 миллиарда рублей, что вполовину меньше уровня предыдущего года.

— Как вы оцениваете конкурентоспособность туристского предложения Краснодарского края?

— Количественно измеримым показателем, характеризующим уровень конкурентоспособности, можно принять удовлетворённость туристов уровнем сервиса на курортах края. По итогам ежегодного исследования, проводимого по заказу министерства, в 2012 году большинство отдохнувших на курортах Краснодарского края, 58,7 процента, выразили однозначное удовлетворение отдыхом и высказали желание вернуться на курорт. Это ниже, чем годом ранее. Не пожелали посетить курорт ещё раз порядка 9,5 процента опрошенных, при этом среди основных негативных факторов туристы указывали проблемы, связанные с пригородным и внутригородским транспортом, необустроенные рынки, мусор, стройки на курорте, а также уровень обслуживания и грубость, отмечали низкий уровень культуры жителей и персонала.

— О каких южных городах мнение туристов наиболее позитивно, а о каких местах отдыха — наоборот?

— Большинство туристов, 68,6 процента, остаются довольны отдыхом в Сочи, менее всего — отдыхом в Темрюкском районе (45,7 процента).

— Что планируется сделать для решения проблем с сервисом, качеством услуг?

— Решение этих вопросов возможно при условии решения транспортных проблем, расширения ассортимента дополнительных услуг (медицинских, бытовых, развлекательных), повышения благоустройства и улучшения инфраструктуры курортных территорий, повышения качества предоставляемых услуг. Для себя мы ставим целью повысить показатель удовлетворённости туристов уровнем сервиса на курортах Краснодарского края до 70 процентов.

— Сегодня всё больше внимания уделяется детскому туризму. Как планируется его развивать в Краснодарском крае?

— Детский туризм у нас курируют Министерство образования и науки и Министерство социального развития и семейной политики. Видите, как у нас получается: на федеральном уровне спортивным туризмом занимается Министерство спорта, санаторно-курортное лечение находится в ведении Министерства здравоохранения, коммерческим туризмом ведает Министерство культуры, детским туризмом и отдыхом в последнее время занималось Министерство образования и науки. По сравнению с другими регионами в Краснодарском крае ситуация с детским туризмом позитивная. В этом году более двух миллиардов рублей было выделено на детскую оздоровительную кампанию, и каждый ребёнок имел возможность отдохнуть летом. Не каждый регион может похвастаться такими достижениями.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .