93 100 13

Пошлины на экспорт зерна вынуждают искать новые ниши

ЭКСПЕРТ ЮГ №3 2021
7868
8 минут

Введение квот и повышение пошлин на экспорт зерновых заставляет аграриев Юга пересмотреть свои продуктовые портфели в пользу нишевых культур и продуктов переработки

Пошлины на экспорт зерна вынуждают искать новые ниши

Поделиться

Согласно приказу Минсельхоза России, который в феврале был опубликован на сайте ведомства, в стране введена квота на экспорт четырёх базовых культур — пшеницы, ржи, кукурузы и ячменя. Общий размер квоты ограничивается 17,5 млн тонн. Ограничение действует с 15 февраля по 30 июня и не распространяется на экспорт зерна в страны ЕАЭС. При этом в рамках квоты на экспорт были введены и вывозные пошлины. Самая большая — на пшеницу. С 15 февраля до 1 марта она составляла 25 евро за тонну, а затем, на срок до 30 июня 2021 года, была увеличена вдове — до 50 евро за тонну. Пошлины на кукурузу и ячмень существенно ниже (25 евро за тонну и 10 евро за тонну, соответственно) и действуют с 15 марта по 30 июня 2021 года.

По замыслу отраслевых властей, введение квот и пошлин позволит стабилизировать внутренние цены, сократить поставки за рубеж сырья и переориентировать участников рынка на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью.

Сельхозпроизводители, у большинства из которых перечисленные культуры занимают 50% и более в обороте, уверены, что введённые ограничения приведут к ухудшению экономики предприятий, сокращению площадей посевов, падению рентабельности бизнеса и выручки. Аграрии согласны, что переход от базовых культур к нишевым и экспорт продуктов переработки может стать выходом из положения, сделать бизнес более устойчивым и менее рисковым. Однако для такого перехода хозяйствам необходимы время и свободные средства, которыми располагают далеко не все сельхозпроизводители.

Чем рискуют южные аграрии

Во введённых ограничениях представители АПК Юга видят явные угрозы для бизнеса и отмечают непоследовательность политики государства. Согласно майским указам президента России, к 2024 году экспорт сельхозпродукции в целом по стране должен вырасти в четыре раза — до 24 млрд рублей. Особая роль здесь отводится регионам с развитым агропромышленным комплексом и инфраструктурой, необходимой для хранения, перевалки и отправки продуктов на зарубежные рынки. Прежде всего, это южные регионы — Ростовская область, Кубань. «С одной стороны, государство говорит нам, что экспорт надо наращивать, а с другой — ставит барьеры. И это продолжается из года в год», — говорит Анатолий Кольчик, ведущий специалист по селекционированию и развитию производства нишевых культур ООО ПКФ «Маяк» (Ростовская область).

По мнению Андрея Олейника, президента и председателя совета директоров ГК «Прогресс Агро» (предприятия группы 18 лет назад создал промышленник и меценат Олег Дерипаска), географическое положение и климатический фактор южных регионов благоприятны для того, чтобы аграрии Юга ориентировались на производство и экспорт зерновых. На них хороший спрос на таких традиционных для России рынках сбыта, как Египет и Марокко. «Сейчас есть риск потерять эти рынки, — предупреждает г-н Олейник. — Мы не можем твёрдо гарантировать объёмы и сроки поставок пшеницы из-за ограничений. А на рынке, как известно, преимущество получают те страны и компании, которые гарантируют стабильные поставки».

Экспортная пошлина будет покрываться за счёт снижения закупочных цен, что негативно отразится на экономике сельхозпроизводителей, полагает глава фермерского хозяйства «Аврора» Николай Попивненко. «В ноябре прошлого года цена на пшеницу высокого качества доходила до 18 рублей за один килограмм. Сейчас в Ростове зернотрейдеры предлагают нам не более 14 рублей за кило. Зернотрейдеры свой процент всё равно заработают, будут в плюсе, — объясняет г-н Попивненко. — Что касается сельхозпредприятий, то в условиях роста цен на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы растёт себестоимость производства зерна. В условиях снижения закупочных цен сокращается выручка. Соответственно, предприятия не смогут вкладывать в развитие производства столько, сколько вкладывали в последнее время, будут вынуждены снижать площади сева пшеницы, экономить на покупке новой техники, зарплатах».

При пошлине в 50 евро за тонну производитель недополучит более 4 тысяч рублей с каждой тонны зерна, считает директор одного из крупных агрохозяйств Ростовской области, пожелавший остаться неназванным.

По оценкам исполнительного директора аналитического центра «Совэкон» Андрея Сизова, цены на пшеницу в портах Юга, которые являются индикатором в целом для рынка, уже упали с 17–18 рублей за килограмм до 15 рублей. «Из-за пошлин сельхозпроизводители уже потеряли порядка трёх тысяч рублей с тонны пшеницы, — уточняет г-н Сизов. — В целом потери в текущем зерновом сезоне мы оцениваем примерно в 200 миллиардов рублей. В следующем зерновом сезоне при сохранении заявленных пошлин потери будут кратно выше — до 400 миллиардов рублей. Итого 600 миллиардов рублей за полтора года. Для сравнения, весь российский аграрный бюджет на 2021 год составляет 260 миллиардов рублей. Фактически это означает, что сектор не будет развиваться».

По мнению Андрея Сизова, ещё одним результатом действия пошлин станет «архаизация растениеводства»: предприятия будут меньше вносить удобрений, примутся использовать дешёвый семенной фонд и недорогую сельхозхимию, сокращать количество обработок посевов, экономить на обновлении парка сельхозтехники.

Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский уверен, что из-за квот и пошлин будут ограничены поставки пшеницы на мировые рынки. «Там освободится ниша, которую быстро заполнят наши зарубежные конкуренты. Они уже готовятся к расширению посевных площадей, о чём свидетельствует значительный рост мировых цен на минеральные удобрения», — отмечает эксперт. По его мнению, на следующий сезон зарубежные аграрии увеличат производство и экспортные поставки, конкуренция обострится. «Поэтому возвращение наших сельхозпроизводителей на мировой рынок окажется дорогим: нужно будет снижать цену. Например, возвращение России на международный рынок после эмбарго на вывоз зерновых, которое действовало с 15 августа по 31 декабря 2010 года, стоило на пять–десять долларов ниже цены поставок французских компаний», — вспоминает г-н Злочевский.

Выход в новые ниши

И аграрии, и аналитики полагают, что из-за усиливающейся конкуренции со стороны иностранных «коллег» сельхозпредприятия Юга должны развивать другие, более нишевые направления. Например, вместо традиционных пшеницы и подсолнечника, выращивать более маржинальные горох, чечевицу и нут. На них в последние годы стабильно высокий спрос и цены, позволяющие хозяйствам работать с нормальной рентабельностью. К тому же на Юге есть производители круп, которые готовы у аграриев такую продукцию покупать. Впрочем, представители одной из таких фабрик — зерноградской ПКФ «Маяк» — считают, что для решения проблемы только их возможностей недостаточно.

«В своё время многие аграрии переключились на “упрощёнку”: стали выращивать пшеницу, продавать её на экспорт, расширять посевные площади. Доля культуры доходила до 50 процентов в обороте хозяйств, и даже больше. Квоты и пошлины, которые вводятся в стране в последние годы, стали ограничивать такую деятельность, хозяйства пробовали переключиться на нишевые культуры, — вспоминает Анатолий Кольчик. — Но тут другая проблема — нестабильность спроса на такие культуры. Например, на лён один год была очень хорошая высокая цена. На этой волне спроса в Ростовской области засеяли почти 280 тысяч гектаров. Но затем цена упала, и урожай три года пролежал нереализованным. Потому что цены были ниже себестоимости. Выходом стала бы переработка, но на её организацию нужны деньги. Это — задача, которая требует системного решения и реальной поддержки государства».

Перейти на новые, более маржинальные сорта, которые не зависят от госрегулирования, не подпадают под действие пошлин и квот, намерены в группе «Прогресс Агро», говорит Андрей Олейник. Кроме того, здесь взяли курс на развитие глубокой переработки. Так, здесь на 8% увеличат объём выращивания сахарной свёклы, «поскольку в периметре компании работает собственный сахарный завод». «Мы планируем постепенно увеличивать экспорт продуктов глубокой переработки – муки, свекловичного сахара, жома, – уточняет г-н Олейник. – Активно работаем в этом направлении. Так, в 2020-м наблюдали рост цен не только на продовольственную пшеницу (третьего, четвёртого класса), но и на такой важный для нас продукт, как гранулированный свекловичный жом. Начинали с тысячи тонн, сейчас продаём порядка 20 тысяч тонн. В наших ближайших планах — увеличить объёмы экспортных поставок жома до 30 тысяч тонн».

Кроме того, хорошие экспортные перспективы в ГК «Прогресс Агро» видят в переработке пшеницы на муку хлебопекарную и общего назначения. В 2020 году в группе началась работа над проектом по закупке и установки двух мельниц, каждая мощностью 150 тонн пшеницы в сутки. Готовый продукт компания будет продавать на внутреннем и внешнем рынках. «По предварительным подсчётам, инвестиции в проект составят 500 миллионов рублей», — резюмирует Андрей Олейник.

С тем, что у продуктов глубокой переработки пшеницы хорошие экспортные перспективы, соглашается вице-президент ростовской ГК «Астра Альянс» Аким Талибов. Входящая в структуру группы трейдинговая фирма «Агро Зерно Юг» специализируется на экспортных поставках пшеничных отрубей. Благодаря ставке на этот и другие нишевые продукты выручка компании выросла в 300 раз за несколько лет. «Отруби и другие продукты сельхозпереработки можно стабильно отгружать круглый год, в отличие, например, от пшеницы или подсолнечника, на которые сильно влияют сезонный фактор, погодные условия, а также высокая конкуренция среди участников рынка, — отмечает г-н Талибов. — С другой стороны, прежде чем выйти на рынок, мы учились. В том числе и работе с нишевыми продуктами. Например, прошли стажировку в Швейцарии, анализировали опыт крупных российских экспортёров. Обладаем, пожалуй, лучшей экспертизой в своей нише. Отруби покупаем у заводов по всей России».

По мнению Акима Талибова, ещё один «секрет» успеха — диверсифицикация продуктового «портфеля». Это позволяет любому игроку на поле агропрома быть более устойчивым. «Мы, например, активно развиваем контейнерные перевозки. Грузы отправляем из Азова, Новороссийска, Петербурга и даже Владивостока. В контейнерах отправляем нут, кориандр, чечевицу и горох. Контейнеры хороши для отправки грузов в дальние страны. Например, в Китай, Индию, Пакистан, Бангладеш. Мы видим, что у контейнерного направления хороший потенциал для роста, и сейчас серьёзно думаем над тем, чтобы строить такой терминал в своём порту», — резюмирует вице-президент ГК «Астра Альянс».

Материал подготовлен в рамках редакционного проекта «Устойчивый АПК: стимулы модернизации». Генеральный партнер проекта — ООО «Прогресс Агро».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .