Сохранить опережающий рост производства
Елена Гриценко, Владимир Козлов
Ростовская область последние несколько лет имеет самую высокую динамику промышленного роста на Юге России. Несмотря на проблемы на отдельных предприятиях, устаревшую законодательную базу и плохую макроэкономическую конъюнктуру, регион может сохранить опережающие темпы роста.
Промышленность Ростовской области в прошлом году выросла на 4,9%, для сравнения, в Краснодарском крае рост составил 2,6%, в Ставропольском крае – 0,6%, в среднем по России – 1,7%. Вопрос о том, насколько реально сохранение опережающих темпов, стал основным на круглом столе, проведенном «Экспертом Юг» в партнерстве с медиацентром «МедиаС» и агентством «РБК-Ростов».Кризис обострил проблемы, давно существующие в промышленности Ростовской области. В их числе – зависимость от импорта, зависимость от госзаказа, устаревшая законодательная база. Власти региона пока не считают ситуацию «слишком пессимистичной», но признают необходимость оперативных и четких действий по каждому конкретному предприятию.
Реальные угрозы
Сегодня в Ростовской области работают 8 тыс. 887 предприятий промышленного сектора, на которых сосредоточено 27,1% основных фондов и занято около 16,4% трудоспособного населения. Однако, по данным аналитиков «Альпари», около половины уже сейчас находятся на грани закрытия или банкротства. «Ряд производственных мощностей, в том числе градообразующих, уже остановлен, — утверждает директор «Альпари-Юг» Юлия Харитонова. — За 2014год число занятых в промышленном секторе сократилось на 5,4% в обрабатывающих производствах и на 9,4% – секторе в добычи полезных ископаемых. В 2015 году эта тенденция найдет свое подтверждение — рост числа безработных в данном секторе может увеличиться в два-три раза».
По словам начальника управления промышленности минпромэнерго области Андрея Фролова, отслеживают ситуацию на 200 системообразующих предприятиях. На некоторых из них ситуация сегодня оставляет желать лучшего.
Так, в конце января перешел на четырехдневную рабочую неделю таганрогский завод «Красный котельщик», который входит в состав энергомашиностроительного концерна ОАО «Силовые машины». Причиной этого на предприятии назвали падение спроса на продукцию предприятия. По словам Андрея Фролова, в прошлом году объем производства на заводе действительно упал в связи с ситуацией на Украине, для которой «Красный котельщик» ранее производил тепловые станции. В итоге предприятие выполнило заказов на 3,7 млрд рублей. Однако есть основания для оптимизма – в этом году портфель заказов завода сформирован на 7 млрд рублей, и с начала апреля «Красный котельщик» планирует вернуться к обычному графику работы.
Сложнее выглядит ситуация на другом промышленном гиганте – Новочеркасском электровозостроительном заводе. С начала февраля НЭВЗ работает в ограниченном режиме, а все дальнейшие планы зависят от инвестиционной программы единственного заказчика – ОАО «РЖД», с которым у предприятия до сих пор не заключен контракт на этот год. По предварительным прогнозам НЭВЗ в 2015 году может сократить объемы производства примерно в 1,5 раза. По словам Андрея Фролова , речь может идти о 350-370 секциях при произведенных в прошлом году рекордных за всю историю завода 570.
«Мы можем произвести много, но мы полностью зависим от РЖД, – говорит пресс-секретарь завода Людмила Оберкович. – Предварительный заказ на этот год составляет 334 секции, но даже об этом мы сегодня не можем с уверенностью говорить, поскольку контракт еще не заключен». Сейчас судьба контракта НЭВЗ с РЖД обсуждается на уровне федеральных властей. По одной из версий, контракт железнодорожники не заключают в связи с тем, что продукция НЭВЗа подорожала после падения рубля — импортные комплектующие занимают заметную долю в себестоимости электровозов — сейчас предприятие активно реализует программу импортозамещения, суть которой — поиск отечественных аналогов.
Еще более тревожное положение у Ростовского завода гражданской авиации (РЗГА №412), который из-за отсутствия заказов оказался на грани закрытия. По словам генерального директора предприятия Мухадина К облева, в ближайшее
Сложности с получение заказов РЗГА-412 объясняются не только нынешней «узкопрофильностью» предприятия, но и неопределенностью перспектив взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта – есть вероятность ее закрытия в связи со строительством Южного хаба. «На отремонтированные самолеты предусмотрено два года гарантийных обязательств. Если мы заключим новые контракты в 2016 году, то в связи с закрытием ВПП не сможем выполнить свои обязательства», — пояснил гендиректор авиаремзавода.
С прошлого года РЗГА №412 начало рассматривать возможность хотя бы частичного перепрофилирования – в частности, оказания сервисных услуг для современных гражданских самолетов, а также ремонта вертолетов МИ-8. Правда, сейчас в России ремонтом МИ-8 уже занимаются порядка 25 предприятий.
Не вполне реальная поддержка
Тем временем слово «импортозамещение», успевшее прижиться в российском лексиконе, понемногу приобретает конкретное значение. В Частности, «Ростсельмаш» объявил о запуске программы, в рамках которой предполагает найти отечественные альтернативы зарубежным поставщикам оборудования. Сегодня компания готова рассмотреть «любые серьезные предложения по изготовлению и поставке комплектующих для выпускаемых предприятием сельскохозяйственных машин». Заинтересованных поставщиков при этом сразу предупреждают о «повышенных требованиях», которые «Ростсельмаш» предъявляет к своим партнерам. Если программа будет реализована, «Ростсельмаш» сможет заметно снизить себестоимость своей продукции — сегодня около 60% комплектующих приобретается за рубежом.
Вторая проблема, которую предстоит решить – это реализация сельхозтехники. По словам зампредседателя Законодательного собрания области Сергея Михалева, в кризисных условиях здесь тоже необходима поддержка федеральных властей – например, в кризис 2008 года «Ростсельмашу» со сбытом продукции сельхозтехники, помогли именно на федеральном уровне. «Тогда упала реализация и спрос, «Ростсельмаш» был затоварен и были приняты оперативные решения по сбыту этой продукции — запущены программы агролизинга и субсидии на покупку отечественной техники. Сегодня я таких программ не вижу», – констатировал Сергей Михалев.
Сейчас в Правительстве РФ разработан список из 199 системообразующих предприятий. В него вошли, в частности, «Ростсельмаш», кубанские «Агрокомплекс» и ЗАО «Тандер», «Ставропольский бройлер», волгоградские «Волгограднефтемаш» и «Никохим», а также ряд крупных федеральных холдингов, ключевые предприятия которых расположены в ЮФО и СКФО. Была озвучена и цифра – 50 млрд рублей, которые планируется направить на поддержку этих предприятий. На этом конкретика закончилась – когда именно отдельные предприятия «из списка» получат помощь, и в чем именно она будет заключаться, пока неясно.
Кластерный оптимизм
Что касается регионального уровня, то здесь подходы к промышленной политике тоже необходимо пересматривать, считает Сергей Михалев. В Ростовской области есть своя Концепция развития промышленной отрасли до 2020 года, принятая в 2011 году. «Этот документ не содержит тех целевых показателей, которых от нас требует время, – сказал зампредседателя регионального Заксобрания. — Сейчас краеугольным камнем для промышленности становится такой показатель, как производительность труда, а мы в нашей концепции опираемся на отгрузку продукции и индекс промышленного производства. В этой части концепцию необходимо пересмотреть в соответствии с новыми вызовами и потребностями, чтобы сохранить те темпы, которые показывает промышленность Ростовской области».
С этим отчасти согласны и в региональном минпромэнерго. «Естественно, эта доктрина разрабатывалась в других экономических условиях, с тех пор изменилась не только экономическая ситуация, но и законодательная база. Подписан закон о промышленной политике РФ, который должен вступить в силу летом этого года. В соответствии с ним разрабавыется и региональный закон», – пояснил Андрей Фролов. По его словам, актуализированный документ планируется вынести на общественные слушания уже в июне этого года.
Надежды на рост региональной промышленности связаны с развитием промышленных кластеров. Некоторые из них уже сегодня приобретают достаточно конкретные очертания. В частности, запущена первая очередь (сборочное производство) станкостроительного кластера (якорное предприятие – российско-чешское ООО «МТЕ КОВОСВИТ МАС») в Азове, в планах на 2015 год, по словам Андрея Фролова – запуск второй очереди, предполагающей производство комплектующих (сейчас большая их часть производится в Чехии). В перспективе локализацию производства здесь предполагается довести до 90-93%. В городе Шахты на базе бывшего ЗАО «Дон-Текс» уже работает швейное производства «Донтекстиль» (БТК Групп). «В высокой степени готовности ткацкое и отделочное производства, они должны заработать в этом году», – уточнил Фролов. Продолжается создание вертолетного кластера – сейчас завершается передача земли «Роствертолу», в ближайшее время будет объявлен тендер на выбор проектной организации. В этом году планируется вложить в проект 600 млн рублей. Первым объектом вертолетного кластера станет лётно-испытательная станция (объем инвестиций – 4,3 млрд рублей), затем будут создаваться сборочное производство (инвестиции составят 6 млрд рублей), а также центр сервисного обслуживания.
В целом, если посмотреть на структуру промышленного роста Ростовской области в 2014 году, то можно увидеть, что отрасли, представленные кластерами, росли. Их наличие — несомненное конкурентное преимущество региона.