94 101 13

«Способов увеличения доходности сейчас не так много»

1280
8 минут

На сжимающемся и высококонкурентном рынке строительных материалов ключевым преимуществом становится не цена, которая и без того невысока, а технологичность продукции. Рост спроса можно поддерживать только обновлением и расширением ассортимента, стабильностью качества и объёмов поставок, убеждён генеральный директор ОАО «Славянский кирпич» Вячеслав Чайка

«Способов увеличения доходности сейчас не так много»

1280
8 минут

На сжимающемся и высококонкурентном рынке строительных материалов ключевым преимуществом становится не цена, которая и без того невысока, а технологичность продукции. Рост спроса можно поддерживать только обновлением и расширением ассортимента, стабильностью качества и объёмов поставок, убеждён генеральный директор ОАО «Славянский кирпич» Вячеслав Чайка

«Способов увеличения доходности сейчас не так много»

Поделиться
— Несмотря на высокий спрос на жильё на южном рынке, темпы жилищного строительства заметно снижаются. Как это влияет на отрасль строительных материалов?
— Наш ключевой рынок сбыта — юг России, а жилищное строительство в этом регионе показало резкое снижение темпов ввода. И общий прогноз развития рынка скорее негативный, из-за отсутствия роста доходов населения и неблагоприятной политико-экономической ситуации в стране.

Разумеется, негативные тенденции на рынке жилищного строительства отражаются и на рынке строительного кирпича. По данным исследования рынка кирпича в РФ, проведённого аналитическим агентством CMPro, продажи керамического кирпича в 2013 году составили 5,973 миллиарда условных кирпичей с приростом к результатам 2012 года в 2 процента. При этом зафиксирован рост товарных остатков на складах на 1 января 2014 года к остаткам на 1 января 2013 года на 11,5 процента. Минимальные остатки на складах в течение 2013 года на 40 процентов превысили минимальные остатки на складах в 2012 году, что свидетельствует о снижении спроса. Среднемесячная цена реализации в 2013 году выросла к 2012 году на 11,5 процента, при этом наименьшие цены на керамический кирпич зафиксированы в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Результаты продаж ОАО «Славянский кирпич» в 2013 году соответствуют среднестатистическим отраслевым показателям, с учётом сложившейся рыночной конъюнктуры в СКФО и ЮФО.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю платёжеспособность населения? Жильё какого класса пользуется наиболее стабильным спросом?
— Если жилищный рынок не растёт, значит, платёжеспособность невысока. Это притом, что в жилье нуждается большая часть населения. Мы не продаём жильё, это вопрос больше к риэлторам и застройщикам. Но, судя по ценовому предложению на рынке и характеристике строящихся жилых объектов, наиболее востребован эконом-класс.

— Как вы оцениваете сегодня доступность ипотечного кредитования и что, по вашему мнению, могло бы стимулировать спрос на ипотеку?
— Ипотечное кредитование развивается крайне медленно. Причин две: во-первых, стоимость жилья высока, во-вторых, процентные ставки по кредитам не соответствуют доходам большинства населения. Ипотека — это один из финансовых инструментов экономической системы, и для стимулирования спроса на неё необходимо изменить подходы в финансово-кредитной политике государства.

Естественные ограничители роста

— Краснодарский край в последние годы был лидером по темпам роста жилищного строительства. Как в последние три года развивается строительная отрасль в этом регионе? В каких городах она развивалась наиболее активно и почему?
— В 2013 году началось снижение темпов ввода, притом что два предыдущих года сохранялся устойчивый рост. По данным Краснодарстата, ввод жилья в Краснодарском крае в 2013 году сократился на 9,8 процента. Организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками было построено немногим более 3,9 миллиона квадратных метров жилья. Значительный рост рынка в 2011 и 2012 годах был обусловлен завершением строительства объектов, замороженных в кризисном 2009 году, но прирост предложения на рынке не получил адекватного платёжеспособного спроса, следствием чего стало снижение в 2013 году.

К тому же основные объёмы жилищного строительства в Краснодарском крае приходятся на три города: Краснодар, Новороссийск и Анапу. Это происходит в силу объективных факторов, таких как наибольшая численность населения и рабочих мест, более высокие доходы, а также привлекательность данных городов для покупателей из других регионов РФ.

— Производство каких строительных материалов увеличилось в последние годы в вашем регионе? С чем это связано, какие сегменты отрасли строительных материалов могут вырасти в ближайшей перспективе?
— Наибольший рост в последние годы наблюдается в производстве лицевого керамического кирпича, керамических пустотно-поризованных камней, цемента, нерудных материалов, гипса и изделий из гипса, блоков из ячеистых бетонов. Я не думаю, что стоит ожидать рост в каком-либо из сегментов: для этого попросту нет экономических предпосылок.

— Насколько компания представлена в соседних регионах: трудно ли поставлять вашу продукцию за пределы края?
— Рынок кирпича относится к региональным рынкам в силу высоких транспортных расходов из-за большого веса и небольшой стоимости единицы продукции. Поэтому мощности по производству кирпича достаточно равномерно распределены по регионам страны. Но у нас в ассортименте есть товарные позиции, не имеющие аналогов у других производителей. Благодаря этому спрос на продукцию «Славянского кирпича» существует и в соседних с Кубанью регионах. Доля экспорта нашей продукции за пределы Краснодарского края составляет 25 процентов от общего объёма продаж, в том числе на Ростовскую область приходится порядка 15 процентов, а на Ставропольский край — около четырёх.

— Вы работаете с торговыми компаниями или напрямую со строительными организациями?
— На розничном рынке мы осуществляем продажи через сеть официальных торговых представителей, наших дилеров. На корпоративном рынке ведём прямые продажи строительным компаниям.

— Многие производители стройматериалов отмечают, что работать в корпоративном сегменте довольно сложно: есть проблемы демпинга со стороны конкурентов, неплатежей. На вас сказываются эти факторы?
— Да нет никаких сложностей, просто нужно предложить качественный товар и гарантировать поставки по цене рынка. Проблемы, конечно, есть, особенно в части предложения высококачественных материалов. Они не могут быть очень дёшевы, а корпоративный рынок нацелен на удешевление квадратного метра практически любой ценой. С демпингом иногда сталкиваемся, но цена значительно ниже рынка всегда чревата снижением качества, и потребитель это понимает. В 2009 году неплатежи были, причём со стороны очень достойных и надёжных застройщиков. В настоящее время, по нашему ощущению, проблемы неплатежей в отрасли нет, если, конечно, не ставить перед собой цель продать любой ценой.

Инновации для древнейшего материала

— Как в целом изменилась доходность вашего сегмента отрасли строительных материалов? Какие факторы оказали влияние на этот показатель, и какие вы видите способы увеличивать доходность, сохраняя объёмы продаж и клиентскую базу?
— Доходность, к сожалению, снижается. Основными факторами, которые оказывают давление на экономику предприятия, стали общее снижение спроса, усиление конкуренции. Причём речь идёт о конкуренции как между производителями однотипной продукции, так и между смежными сегментами. Параллельно с этими процессами растут тарифы естественных монополий. При этом способов увеличения доходности не так и много — это сокращение издержек, повышение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции.

— Какую работу по сокращению издержек может провести ваше предприятие? Ведь такие технологии нелегко кардинально изменить.
— Оптимизация издержек, действительно, очень сложный процесс, затрагивающий технологические, организационные и управленческие аспекты. Выделить отдельные виды затрат для сокращения практически невозможно. Выпуск других строительных материалов для расширения своего ассортимента мы не рассматриваем, наша работа в этом направлении сосредоточена в разработке новых видов кирпича. Необходимы творческий подход, изучение опыта европейских коллег и профессионализм персонала.

— Есть ли у «Славянского кирпича» средства для развития? Как выстраиваются взаимоотношения с банками, насколько они открыты для сотрудничества с представителями строительной отрасли?
— Стратегическое развитие на собственных средствах невозможно. Для целей инвестиционного развития мы используем заёмные средства. Наш постоянный и многолетний инвестиционный партнёр — банк «Петрокоммерц». Банки открыты для сотрудничества, но размер процентных ставок и жёсткие регламенты по обеспечению кредитов сдерживают этот процесс.

— Как в целом изменились технологии производства строительных материалов в последние годы? Какие методы преобладают, консервативные или инновационные?
— В период с 2006 по 2009 год наблюдался процесс обновления производственной базы отрасли. Во многих регионах страны были построены современные высокотехнологичные производства в различных сегментах строительной индустрии. Если посмотреть статистику объёмов производства основных строительных материалов, то большая доля приходится на компании с обновлённой производственной базой.

— Внедряли ли вы какие-либо инновации в производственный процесс, и если да, то как это сказалось на качестве и разновидностях выпускаемой продукции?
— Да, внедряли. В 2007 году мы завершили реконструкцию нашего кирпичного завода на промплощадке в хуторе Галицын Славянского района, оснастив производство современной технологической линией немецкой фирмы LINGL, что позволило нам начать выпуск лицевого керамического кирпича европейского качества различных цветов. В 2009 году мы ввели в эксплуатацию новый кирпичный завод на нашей площадке в Славянске-на-Кубани. Завод был построен с «нуля» в рекордные сроки, менее двух лет, и оснащён высокотехнологичным и энергоэффективным оборудованием европейских компаний. Это один из самых современных и высокопроизводительных заводов в России. С 2009 года наша компания производит две группы стеновых керамических материалов, всего более 40 видов. Первая группа — это лицевой керамический кирпич для облицовки фасадов зданий; в этом сегменте мы конкурируем как с продукцией ряда родственных отраслевых предприятий, так и с другими фасадными системами, такими как «мокрые фасады» и вентилируемые фасады. Вторая группа продукции — это керамический пустотно-поризованный камень, наша торговая марка Poromax. Это конструкционный стеновой материал с высокими теплозащитными показателями, предназначенный для возведения несущих, самонесущих и ненесущих стен зданий, в том числе в сейсмоопасных районах. В этом сегменте мы конкурируем с традиционными видами кирпича и всевозможными блоками на основе бетона (пенобетон, керамзитобетон, полистиролбетон, газосиликат). Но конкурентные преимущества камня Poromax в том, что наряду с высокими теплозащитными характеристиками камень обладает высокой прочностью, низкой равновесной эксплуатационной влажностью, низкой трудоёмкостью, высокой долговечностью, экологичностью и доступной ценой. Поэтому если говорить об инновационности, то высокотехнологичное производство позволило нам получить преимущества на рынке.

— Планирует ли компания развивать новые производственные площадки? Какие факторы могли бы этому способствовать?
— В среднесрочной перспективе мы сохраним развитие согласно принятой рыночной модели. Каждый год мы выпускаем несколько новинок. Новые производственные мощности не планируем: необходимыми условиями для этого являются рост экономики, рост доходов населения и сбалансированная финансово-кредитная политика государства, направленная на развитие отечественной промышленности.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .