94 100 13

Страховщики в предвкушении кризиса

ЭКСПЕРТ ЮГ №18-20 (309) 2014
1173
8 минут

Страховой рынок юга России в прошлом году отреагировал на замедление экономики резким снижением прироста страховых премий, но всё же смог установить новый отраслевой рекорд, преодолев планку 50 млрд рублей

Страховщики в предвкушении кризиса

ЭКСПЕРТ ЮГ №18-20 (309) 2014
1173
8 минут

Страховой рынок юга России в прошлом году отреагировал на замедление экономики резким снижением прироста страховых премий, но всё же смог установить новый отраслевой рекорд, преодолев планку 50 млрд рублей

По итогам 2013 года объём собранных на Юге (в ЮФО и СКФО) премий вырос всего на 9,2%, что в два с половиной раза меньше, чем по итогам 2012 года, когда прирост составил убедительные 23,7% (см. график 1). Снижение динамики роста сборов игроки страхового рынка связывают со сложившейся экономической конъюнктурой, сокращением интереса потребителей к кредитованию и замедлением экономического развития страны в целом. В то же время объём страховых премий на Юге в прошлом году вновь установил исторический максимум — 51,95 млрд рублей (см. график 2). Доля ЮФО и СКФО на страховом рынке страны при этом несколько снизилась (5,7% против 5,9% в 2012 году). Значительно сократилась и динамика прироста страховых выплат — 13% против резкого скачка в 2012 году до 22% (в 2011 прирост показателя составлял 3%).

Страховой рынок на Юге в прошлом году рос медленнее, чем в целом по стране — в России средняя динамика страхового рынка была зафиксирована на отметке 11,1% (против 21,6% в 2012 году). Это новая тенденция: год назад мы отмечали, что страховой рынок Юга развивается опережающими темпами по сравнению со страховым рынком страны, несмотря на то, что рост на Юге был обеспечен обязательными видами страхования. Особенно сильное падение продемонстрировал СКФО, где динамика прироста снизилась вчетверо: 5,8% в 2013 году против 24,1% годом ранее. В ЮФО темпы увеличения страховых премий по итогам 2013 года близки к федеральным: плюс 10,1% (годом ранее — плюс 23,5%). По сравнению с некоторыми другими регионами ситуация не столь печальна: к примеру, рынок страхования Урала и Западной Сибири, по расчётам Аналитического центра «Эксперт Урал», увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 годом всего на 6,5%. На юге России рынок страхования в основном продолжает развиваться за счёт обязательных и вменённых видов услуг, хотя есть определённый рост интереса и к добровольным видам страхования, продаваемым в розницу.

Меньше, да лучше

Количество страховщиков, работающих на территории ЮФО и СКФО, продолжает сокращаться — теперь их чуть больше 150. Напомним, что ещё в 2011 году на региональном рынке действовало 178 игроков, а годом ранее — 187. Концентрация продолжает усиливаться в основном за счёт ухода мелких игроков, вызванного повышением требований регулятора к капиталу страховых компаний. За прошедший год в целом по России были отозваны лицензии у ряда страховщиков, 9 из которых работали на Юге.

На полсотни крупнейших страховых игроков Юга (см. рэнкинг) суммарно приходится 93% всех страховых взносов, собранных в ЮФО и СКФО за 2013 год (без учёта ОМС). Компаний, собравших на Юге за год более миллиарда рублей страховых премий, стало больше — теперь их 13 против 10 по итогам 2012 года. Самым динамичным страховщиком, ворвавшимся по итогам 2013 года в южный «клуб миллиардеров», стала компания «Сбербанк Страхование», за год за счёт низкой базы увеличившая сборы в 33 раза.

Среди представителей первой десятки рэнкинга наибольшую динамику показали «Уралсиб» и «Согласие» — прирост на 51% и 43% соответственно. Существенный прирост, на уровне 31%, демонстрирует и «Ресо-Гарантия».

Межрегиональный разрыв растёт

Вклад в общую копилку страховщиков ЮФО и СКФО, как и прежде, различен. Страховые взносы в ЮФО в прошлом году составили 41,28 млрд рублей, а в СКФО — только 10,67 млрд рублей: налицо четырёхкратный разрыв. Эта диспропорция прослеживается и по такому показателю, как количество игроков рынка. Например, в Ингушетии в 2013 году работали 22 страховых компании, в Чечне — 28, в Карачаево-Черкесии — 32, в Кабардино-Балкарии — 48, на Ставрополье — 86. В то же время в Ростовской области в прошлом году премии собрали по-прежнему 115 страховых обществ, а в Краснодарском крае количество игроков увеличилось до 128 (в 2012 году их было 124). Падение страховых сборов в минувшем году отмечено в трёх субъектах СКФО (Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария) и в одном регионе ЮФО (Адыгея) (см. таблицу 1). На Краснодарский край и Ростовскую область приходится 60% страховых премий всего Юга — другим регионам в обозримой перспективе лидеров не догнать.

Проблемное ОСАГО

В 2013 году одним из наиболее слабых звеньев страхового рынка, обусловивших снижение сбора премий, стало автострахование. Работа в этом сегменте начала приносить убытки, увеличилось количество судебных разбирательств. По данным ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности страховщиков ОСАГО более чем в 25 регионах России превысил 100%. На Юге премии по ОСАГО за 20013 год выросли всего на 16% против 125% в 2012 году.

«Ситуация в ОСАГО действительно сложная, — комментирует заместитель генерального директора САО “Гефест” Николай Николенко. — С точки зрения граждан, распространение закона о защите прав потребителей очень дисциплинирует, заставляя страховщиков выполнять все свои обязательства перед клиентами и предоставляя “кнут” для тех компаний, которые не всегда добросовестно регулируют убытки и выплачивают возмещения. Но, с другой стороны, это привело к появлению де-факто мошеннического бизнеса автоюристов, которые, по сути, используют закон в целях обогащения, а не для защиты интересов граждан». По мнению игроков рынка, единственным выходом является повышение тарифов в тех регионах, где фиксируется крайне высокая убыточность по ОСАГО, а также разработка методов борьбы с бизнесом автоюристов. В том случае, если тарифы не будут увеличены, с рынка продолжат уходить страховщики, занимающиеся розничным моторным страхованием. «Уже есть “первые ласточки”», — предупреждают страховщики.

А пока автовладельцы всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда в некоторых страховых компаниях непостижимым образом заканчиваются бланки страховых полисов ОСАГО. Таким нехитрым способом многие страховщики ограничивают продажи этого продукта и минимизируют свои потери. «Тарифы с момента принятия закона в 2003 году ни разу не менялись, — объясняет сложившуюся ситуацию директор филиала Группы Ренессанс страхование в Краснодаре Галина Астахова. — В 2011 году произошла корректировка некоторых коэффициентов, которая принципиально ситуацию не исправила. Нынешние лимиты действительно не соответствуют интересам клиентов. Все понимают, что они должны быть увеличены».

Страховщики убеждены, что продажа полисов ОСАГО должна быть для игроков рынка экономически оправданной, хотя сейчас в ряде регионов затраты и выплаты по ОСАГО в несколько раз превышают стоимость полиса для клиента. В настоящее время основное внимание сосредоточено на законе об ОСАГО, находящемся на рассмотрении в Госдуме. Прогрессивным шагом для всей отрасли, по мнению ряда представителей страхового сообщества, явился бы переход на электронный полис.

Драйверы обязательные и добровольные

Среди позитивных факторов, «толкавших» рынок год назад, было вступление в силу закона №225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (или закона о страховании ОПО). По итогам прошлого года сборы по ОПО выросли символически — на 3%, однако, полагают страховщики, развитие этого вида обязательного страхования уже дало ощутимый прирост страховому рынку региона: сборы в ЮФО и СКФО по ОПО в 2013 году превысили 1 млрд рублей. «В то же время следует признать, что рынок ОСОПО постепенно будет сжиматься за счёт применения понижающих коэффициентов уровня безопасности и безубыточности, а также перманентной перерегистрации объектов», — считает территориальный директор компании СОГАЗ по ЮФО и СКФО Татьяна Максимова. Дополнительный импульс развитию рынка дало и вступление в силу федерального закона №67, регламентирующего обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП).

В добровольном страховании в минувшем году ряд сегментов значительно сократились, например, добровольное страхование ответственности (-12%), в том числе транспорта (-33%). В то же время добровольное медицинское страхование выросло на 5%, а сегмент страхования жизни показал динамику, значительно превышающую развитие южного рынка страхования в целом — плюс 42% (в целом по стране прирост ещё выше — 60%). «В южном регионе, как и в целом по всей стране, высокие темпы прироста рынка страхования жизни обеспечивают взносы по страхованию жизни заёмщиков потребительских кредитов, — объясняет генеральный директор ППФ “Страхование жизни” Сергей Перелыгин. — Кроме того, стоит отменить, что с каждым годом интерес населения к страхованию жизни возрастает. По итогам работы нашей компании в первом квартале 2014 года эта тенденция подтверждается: сборы страховых премий за этот период по сравнению со сборами первого квартала прошлого года выросли более чем на 35 процентов».

В нынешнем году страховщики не ожидают динамичного роста рынка, поэтому крайне аккуратны в своих прогнозах и больше склоняются к тому, что динамика продолжит замедляться — и в целом по стране, и на юге России. В числе сегментов, дающих надежду на динамичный рост, отмечается уже проявившее себя в прошлом году страхование жизни. «Основным драйвером роста рынка страхования является кредитование физических лиц, — говорит Сергей Перелыгин. — На фоне снижения темпов роста кредитования практически в полтора раза (с 50 процентов в 2012 году до 31 процента в 2013 году) снизилась и динамика прироста страховых премий. Однако отдельные сегменты рынка продемонстрировали значительное увеличение, например, ипотечное кредитование выросло в 1,3 раза, что стимулировало развитие личного страхования, в частности, страхования от несчастных случаев и болезней, страхования жизни».

В этой ситуации вырисовывается тренд развития сервисной составляющей страхового бизнеса, что должно если не расширить клиентскую базу, то хотя бы закрепить существующее положение дел. Например, страховая группа «Уралсиб» предлагает новую услугу «Лекарственное страхование» в рамках корпоративных программ ДМС, которая позволяет сотрудникам компаний получать медикаменты бесплатно или со скидкой до 80%, а работодателям обеспечивает комплексную защиту здоровья персонала. Ряд игроков рынка связывает будущее развитие рынка с новыми каналами продаж (нестраховые посредники: банки, туроператоры, различные сайты-агрегаторы, розничные компании), законодательными инициативами по новым видам страхования (например, ответственности перед третьими лицами, имущества, добровольного медицинского страхования) и нововведениями в прямом страховании.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .