
Поделиться
АЗТМ не первый раз становится фигурантом дела о банкротстве. В 2009 году его пытались признать несостоятельным должником компании «Эфко-Маркет» и «Маркетсервис-95», в 2010 году за долги в 1,5 млрд рублей — Альфа-Банк и АКБ «Союз». Но каждый раз собственники предприятия и кредиторы находили компромисс. Сейчас сумма долга не раскрывается, что, согласно одной из версий, может свидетельствовать о намерении вновь найти общий язык в досудебном порядке. Но на этот раз условия серьёзно изменились.
АЗТМ, способный выпускать до 2 тысяч вагонов в год, изначально специализировался на выпуске крытых вагонов, железнодорожных платформ, автомобилевозов и полувагонов. Владельцем завода до недавнего времени являлся мариупольский холдинг «Азовмаш» (50% его контролировал бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов Юрий Иванющенко), который поставлял на предприятие комплектующие и дешёвый металл, за счёт чего завод имел конкурентные преимущества и на российском рынке.
Наиболее успешным для АЗТМ оказался 2012 год, по итогам которого завод нарастил выручку в 2,3 раза (до 18,396 млрд рублей при чистой прибыли 15,4 млн рублей), заняв 35 строчку в рейтинге крупнейших компаний ЮФО Аналитического центра «Эксперт ЮГ». Но уже в следующем году выручка снизилась до 13,744 млрд рублей, хотя чистая прибыль выросла до 26,8 млн рублей.
Однако к концу 2014 года в результате экономического и политического кризиса на Украине кредиторская задолженность «Азовмаша» перед десятком банков (в их числе российские Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, АКБ «Россия») превысила 550 млн долларов, холдинг оказался на грани банкротства. Это привело к резкому падению производственных показателей и на АЗТМ. Если в 2012 году предприятие выпустило 1,6 тысячи вагонов, то в 2014 году — всего 500, а в нынешнем январе — только 10. По итогам прошлого года, сообщает агентство InfraNews, выручка АЗТМ упала в 7 раз (до 1,9 млрд рублей), чистый убыток составил 1,6 млрд рублей.
На самом заводе всё это объясняют невозможностью исполнять условия уже заключённых договоров «в связи с военными действиями на Украине». «В производстве транспортных средств и оборудования индекс снижен на 52,1 процента из-за сокращения выпуска грузовых железнодорожных вагонов Армавирским заводом тяжёлого машиностроения, испытывающим затруднения с поставкой комплектующих изделий с Украины», — прокомментировали проблемы АЗТМ в министерстве экономики Краснодарского края.
В результате «Азовмаш» начал избавляться от активов, и в конце 2014 года за долги в 1,5 млрд рублей АЗТМ отошёл банку «Россия», который был среди первых отечественных компаний, попавших в прошлом году под западные санкции. В свою очередь, банк подыскал для имущественного комплекса АЗТМ (здания, оборудование, хозпостройки) нового собственника — ООО УК «Рэйлтрансхолдинг» (РТХ), возглавляемое бывшим топ-менеджером «Азовмаша» Сергеем Шпаком. О завершении сделки стало известно сразу после майских праздников, стоимость приобретения завода не раскрывалась.
В ближайших планах РТХ, как следует из информации на официальном сайте холдинга, значится увеличение парка подвижного состава с нынешних 26,1 до 35 тысяч единиц. В начале марта компания приобрела у холдинга «Металлоинвест» оренбургский машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ, а сразу же после приобретения армавирского завода новый собственник объявил о намерениях нарастить свой вагонный парк за счёт его мощностей. Сергей Шпак считает, что уже в нынешнем году АЗТМ способен производить 1,5–2 тысячи вагонов. Предполагается, что, проведя завод через банкротство и очистив от долгов, новый собственник возобновит на нём выпуск вагонов, но уже для российского рынка и нужной «Рэйлтрансхолдингу» номенклатуры. В пресс-службе холдинга сообщили, что на АЗТМ в этом году планируется выпускать ежемесячно до 100 крытых вагонов и расширять номенклатуру, но «дальнейшие планы зависят от ситуации на рынке».
Как уточняет генеральный директор АЗТМ Олег Лучков, завод теперь будет работать в качестве филиала Новозыбковского машиностроительного завода (также входит в «Рэйлтрансхолдинг»), а его сотрудники в течение трёх-четырёх месяцев перейдут в новую компанию. Поэтому, отмечает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков, банкротство АЗТМ — техническая процедура, которую новый собственник должен провести, переведя имущественный комплекс на новое предприятие и ликвидируя прежнее юридическое лицо.
Это косвенно подтверждает и г-н Лучков: по его словам, «после продажи имущественного комплекса юрлицо АЗТМ будет ликвидировано, планируем рассчитаться примерно с 90 процентами долгов». Однако процесс их погашения не обещает быть быстрым, учитывая значительные требования кредиторов. В марте, к примеру, Арбитражный суд Краснодарского края частично удовлетворил иск ООО «ТЭК Транслин» о взыскании с завода за нарушение договора о поставке железнодорожных вагонов-цистерн суммы в 108 млн рублей.