92 100 13

Виктор Вексельберг: курс на хаб

1156
3 минуты

Глава группы «Ренова» в 2015 году был признан журналом «Эксперт ЮГ» человеком года за умение налаживать контакт с региональными властями при реализации масштабного инфраструктурного проекта. Это позволит ему не только в срок сдать в эксплуатацию новый аэропорт, но и получить под жилищную застройку территорию старого аэропорта

Виктор Вексельберг: курс на хаб

1156
3 минуты

Глава группы «Ренова» в 2015 году был признан журналом «Эксперт ЮГ» человеком года за умение налаживать контакт с региональными властями при реализации масштабного инфраструктурного проекта. Это позволит ему не только в срок сдать в эксплуатацию новый аэропорт, но и получить под жилищную застройку территорию старого аэропорта

Виктор Вексельберг: курс на хаб

Поделиться

Председатель совета директоров группы «Ренова» Виктор Вексельберг, пообещав сдать в эксплуатацию современный аэропорт Ростова в декабре 2017 года, продемонстрировал деловому сообществу, как можно быстро и эффективно договариваться с властями по принципиальным инвестпроектам. На месте ныне действующего аэропорта девелоперская компания г-на Вексельберга «Кортрос» будет создавать жилые комплексы.

Строительство новых аэропортов для России — больная тема. За постсоветский период в стране не появилось ни одного аэропорта, построенного с нуля — в лучшем случае были завершены или подвергнуты коренной реконструкции ещё советские проекты (например, в Сочи и Геленджике).

Разговоры о необходимости строительства нового аэропорта долгие годы велись в регионе в сослагательном наклонении. Однако по ряду признаков проект оставался «бумажным», в нём не хватало главного — инвестора. Были и другие факторы, игравшие против проекта: контролирующий акционер действующего аэропорта, ростовский бизнесмен Иван Саввиди вовсе не желал расставаться с этим активом, а на роль альтернативного пересадочного авиаузла на юге России открыто претендовал Краснодар.

Однако инвестор у «Южного хаба» всё же появился — после того, как сначала в Ростовской области на смену Владимиру Чубу пришёл нынешний губернатор Василий Голубев, а затем Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Уже в начале 2011 года стало известно, что в качестве потенциального инвестора «Южного хаба» новые донские власти присмотрели группу «Ренова», а через несколько месяцев после этого холдинг Виктора Вексельберга, Минтранс РФ и правительство Ростовской области подписали «меморандум о взаимодействии». То, что подобные документы могут ровным счётом ни к чему не обязывать, хорошо известно из опыта реализации многих мегапроектов, однако между подписанием соглашения о намерениях и выходом на строительную площадку прошло всего три года — срок для России беспрецедентный.

Развитие сюжета вокруг «Южного хаба» за три года с момента появления «Реновы» в качестве инвестора напоминало полноценную корпоративную и информационную войну. Иван Саввиди сначала предпринял в адрес проекта ряд «словесных интервенций» (в том числе и на страницах нашего журнала), отстаивая необходимость сохранения старого аэропорта, а затем борьба за этот актив переместилась в суды. В результате контроль над действующим аэропортом перешёл к совместному предприятию, созданному «Реновой» и правительством Ростовской области. К чести всех сторон, следует отметить, что ни одна из них не позволяла себе перегибать палку — конфликт был решён в рамках правового поля.

Пожалуй, главным фактором, который обусловил быстрый переход «Южного хаба» из «бумажной» стадии в реальную, стало грамотно выстроенное отношение инвестора с федеральными и региональными властями. И руководство Ростовской области, и российский Минтранс не раз демонстрировали безоговорочную поддержку проекта, и недавняя церемония закладки первого камня, в которой приняли участие Василий Голубев, Виктор Вексельберг и министр транспорта Максим Соколов, без преувеличения стала «съездом победителей». На тот момент общая стоимость проекта составляла 37 млрд рублей, из которых на долю «Реновы» приходилось более 16 млрд, а на долю федерального бюджета — 18 млрд.

Но самое важное в проекте даже не то, что в Ростовской области наконец появится новый аэропорт, а то, что это откроет для региона перспективы развития на несколько десятилетий. Крупные авиаузлы, как правило, формируют вокруг себя целые кластеры новых предприятий и видов бизнеса, и первый такой сигнал уже дала сама «Ренова», сообщив о намерениях построить на территории «Платова» почтовый логистический хаб стоимостью 3,7 млрд рублей — один из семи планируемых сейчас «Почтой России». Не будем забывать и о территории старого аэропорта, которая — теперь об этом уже можно говорить с полной уверенностью — будет передана под комплексную застройку. Заниматься освоением этих земель станет аффилированная с «Реновой» строительная группа «Кортрос», а это значит, что на жилищном рынке Ростовской области скоро появится ещё один крупный игрок.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .