93 100 13

Здоровая молодая наглость, или Модернизация инженерного образования в ДГТУ

8684
7 минут

Появление новых отраслей и технологий требует и появления новых специальностей, однако высшие учебные заведения страны часто не поспевают за меняющейся реальностью. На рынке труда возникает дисбаланс, а выпускники вузов не всегда могут найти работу по специальности. О том, какой выход из этой ситуации найден в Донском государственном техническом университете, рассказал проректор по учебной работе Владимир Колодкин

Здоровая молодая наглость, или Модернизация инженерного образования в ДГТУ

Поделиться
Появление новых отраслей и технологий требует и появления новых специальностей, однако высшие учебные заведения страны часто не поспевают за меняющейся реальностью. На рынке труда возникает дисбаланс, а выпускники вузов не всегда могут найти работу по специальности. О том, какой выход из этой ситуации найден в Донском государственном техническом университете, рассказал проректор по учебной работе Владимир Колодкин.

— Трансформация образовательных программ в вузах — процесс сложный и часто не поспевающий за требованиями рынка. Как это реализуется в ДГТУ?
— Как и в любом многоуровневом процессе, тут важны воля и понимание руководства. Придя на новый ректорский срок, Бесарион Чохоевич Месхи пообещал, что инженерное образование в ДГТУ будет модернизироваться. Сегодня процесс идёт полным ходом. И главное направление, по которому мы движемся — индивидуальные образовательные траектории. XXI век — эпоха индивидуализации. Современный человек не хочет быть «как все». Это касается и каких-то мелочей, которые окружают нас в повседневности, и ключевых вопросов личностного выбора — путей развития, карьерного роста, образа жизни.
Для создания индивидуальных образовательных программ мы в ДГТУ реализуем несколько масштабных проектов. Первый, с которым сталкивается каждый первокурсник, — это «Дни навигации».

— В чём суть этого проекта?
— ДГТУ — огромный вуз. Каждый наш новый набор — более четырёх тысяч будущих бакалавров и специалистов только очного отделения. Поступая в университет и начиная учиться, они имеют все шансы не познакомиться ни друг с другом, замкнув общение в пределах своей учебной группы, ни с вузом как таковым. А у нас есть и где пообщаться, и где реализовать свои амбиции: промышленный коворкинг, все условия для занятий спортом, огромные возможности для творческой самореализации. Поэтому мы решили на первые две недели сентября освободить студентов от классической модели занятий, дать им возможность узнать вуз и проявить себя.
Первокурсникам предлагается сложная система событий, двигаться по которым нужно через специальную онлайн-платформу, разработанную программистами опорного университета. Первая половина дня — общеуниверситетский блок. Они могут посетить научную лабораторию, «Школу Икс», профсоюз, пообщаться с любым проректором. Можно выбрать экскурсию по городу, кампусам, познакомиться с университетскими ресурсами. Вторая половина дня — это мероприятия, связанные с профилем, по которому студент планирует учиться. В рамках этого блока предполагается знакомство с деканом и преподавателями, с учебными программами, с предприятиями, которые заинтересованы в будущих выпускниках. Мы ввели элемент геймификации в этот процесс: за посещение каждого мероприятия, каждой точки активности можно получить от одного до трёх баллов. Баллы фиксируются с помощью считывания камерой смартфона QR-кодов в личном кабинете студента. В конце Дней навигации эти баллы суммируются с баллами, набранными по ЕГЭ. Это позволяет эффективней комплектовать группы, набираемые по каждому учебному профилю. На профиль может пойти от 15 до 29 человек. Есть более высококонкурентные профили, есть — менее. В Дни навигации ребята, проявившие высокую активность, получают возможность обойти высокобалльников.

— Вы упомянули «Школу Икс». Что это?
— Институт опережающих технологий «Школа Икс» — самый смелый и перспективный эксперимент ДГТУ за многие годы в области образования. Это попытка создать свободные образовательные траектории для наиболее талантливых студентов, поступивших на инженерные направления. Причём мы ни в коей мере не ориентируемся на балл по ЕГЭ. В «Школу Икс» отбирают ребят с инженерным складом ума. Чтобы выявить их способности, мы проводим конкурс: за один день, разбившись на команды, претенденты должны спроектировать и создать какое-либо несложное инженерное устройство. Кураторы не вмешиваются, но отслеживают процесс работы каждой команды. Есть ли у участников «стоп-компетенции»? Ведь человек может быть прекрасным инженером, но не уметь работать в команде. Или, наоборот, быть душой компании — но совершенно не уметь проектировать и работать руками.
По результатам конкурса из 500 первокурсников были отобраны 100 человек. И они включились в кардинально иной, инновационный не только для ДГТУ, но и для большинства российских вузов образовательный процесс. Здесь нет общих групп, здесь с первых же дней выстраивается индивидуальная траектория обучения. Фокусировка этой инженерной школы — умное сельское хозяйство, которое, в свою очередь, разделено на четыре профиля: информационные технологии, умное строительство, робототехника и биотехнологии. За два года получения базового инженерного образования студент «Школы Х» должен выбрать, по какому пути пойдёт в последующие два года, какой будет его специализация, а также функциональный трек развития — инженер-предприниматель, разработчик или исследователь, что определяется набором надпрофессиональных элективов.

— Считается, что высшее образование — весьма забюрократизированная область. Внедрение новых предметов и курсов влечёт за собой огромную бумажную работу, которой преподаватели стремятся избегать.
— На эту проблему можно посмотреть по-разному. Например, в США государство не вмешивается в образовательные программы вузов. Вообще. Нет даже законодательно закреплённого понятия «университет». Высшие учебные заведения обязаны на каждую образовательную программу получить аккредитацию соответствующей профессиональной ассоциации. И мы знаем, что в США есть великие вузы, готовящие лучших специалистов на планете. Но есть и «мельницы дипломов», где за плату клепают «корочки» и дают возможность легально находиться на территории Штатов.
В России действительно много бюрократической волокиты в сегменте высшего образования. Но надо понимать, что это — плата за государственную аккредитацию вузов. Сейчас мало кто хочет учиться в негосударственном высшем учебном заведении. Может, и зря: не факт, что не аккредитованные государством программы чем-то хуже. Но такова реальность.
При этом федеральные государственные образовательные стандарты оставляют вузам весьма широкое пространство для маневров. Образовательная программа разделена на три части. В обязательную базу входят философия, иностранный язык, история, физкультура и БЖД. И никто не говорит, как преподавать историю — она может быть представлена одной или пятью разными дисциплинами, студент должен выбрать хотя бы одну из них. Также есть дисциплины по выбору и практики. И здесь министерство предлагает вузам самостоятельно конструировать конкурентную и востребованную рынком образовательную программу.

— Ещё один известный образовательный проект ДГТУ — это «Проекториум». В чём его суть?
— Это двухнедельный интенсив, который дважды в год проводится на базе ДГТУ. Он возник как попытка преодолеть зашоренность, зарегламентированность традиционной образовательной программы. И попытка оказалась настолько успешной, что превзошла все наши ожидания. У нас есть промышленный коворкинг. На его базе любой студент может работать над созданием собственного проекта, стартапа, выполнять заказ сторонних клиентов. И студенты, которым действительно интересна инженерия, с удовольствием берутся за реальные кейсы. Но тут же сталкиваются с противодействием консервативной части преподавательского сообщества. Знаете, бывают даже преподаватели, для которых «изобретательство» — ругательное слово, высшим приоритетом они считают сухие академические знания, нередко катастрофически устаревшие. Соотносить процесс изучения наук со стартапом — понимать, что важнейшие знания можно получить, решая конкретную инженерную задачу — получается далеко не у всех.
Поэтому для стимулирования инженерного творчества мы создали образовательный конструкт, который по договорённости с заказчиком-предприятием может быть в любой момент запущен и на две-три недели его проведения освобождает отобранных студентов от традиционных занятий. За это время, разбившись на команды, они решают реальные инженерные кейсы от действующих производств. Добиться получения этих кейсов — отдельная сложность. Собственники бизнеса крайне неохотно посвящают посторонних в свои проблемы. Когда студент приходит на практику, ему говорят: «Смотри, как у нас всё здорово устроено. Посмотрел? Теперь садись там в уголке и не мешай». Никто не говорит: «Как думаешь, здесь у нас хорошо устроено? Или ты можешь подсказать, как сделать лучше?» Чаще всего традиционная производственная практика — это, к сожалению, бутафория, не нужная ни студентам, ни предприятиям.
ДГТУ удалось договориться с ключевыми предприятиями региона, которые согласились допустить наших студентов к реальным производственным процессам, посвятить их в актуальные проблемы, которые некому решать или до которых не доходят руки. Прошлой весной победителем «Проекториума» стала команда студентов, которая помогла оптимизировать конвейерные процессы на «Ростсельмаше», заметно сократив издержки предприятия на одной из линий. Хотя, казалось бы: производственный гигант, известный на весь мир, с огромным штатом профессиональных инженеров. А всё-таки и здесь нашлось применение молодым инженерным мозгам. В «Проекториуме» есть элемент здоровой молодой наглости — будущие инженеры, носители современных технологий и методик, получают шанс обратить на себя внимание опытных мастеров и вступить с ними в дискуссию. Что самое важное — «Проекториум» позволяет студентам влюбиться в свою будущую работу, а работодателям — привыкнуть к взаимодействию с новыми, юными, дерзкими специалистами без церемоний и формализма. И именно в этом мы видим миссию ДГТУ — формировать компетентных, активных и смелых инженеров, помогая им проявлять себя на рынке труда.

Партнерский материал.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .