92 100 13

Культура как слепое пятно региональных стратегов

11121
5 минут

Ростовская областная филармония в рамках ежегодного международного фестиваля Юрия Башмета провела конференцию на тему «Бизнес и культура: синергия успеха»

Культура как слепое пятно региональных стратегов

Поделиться
Ростовская областная филармония в рамках ежегодного международного фестиваля Юрия Башмета провела конференцию на тему «Бизнес и культура: синергия успеха». Сама тема для Ростова — да и для Юга, за исключением Сочи — редкая. А формулировка «синергия успеха» казалась забеганием в далёкое и желаемое будущее. И основные вопросы на самом деле — стремятся ли в это будущее сколько-нибудь значимые силы и что именно мы называем успехом?

Особенность ситуации в современной культуре — многообразие небольших проектов. На самом деле это уже успех. Правда, на то, чтобы это многообразие увидеть, необходимо усилие. Поэтому сегодня нормальнее скорее не знать большую часть того, что происходит в культурном процессе. Реализовать культурный проект — это очень доступно. Сейчас есть даже поклонники версии о том, что каждый человек с определённым энтузиазмом может организовать вокруг себя какой-то культурный процесс, который ему по душе, не прибегая к услугам традиционных институтов. В этом подходе есть своего рода обаяние — особенно на фоне бесконечного плача об отсутствии то поддержки, то внимания СМИ, то денег, то читателя. Человек, который ориентируется в своей культурной сфере, может с минимальными ресурсами организовать проект для  сравнительно небольшой аудитории. Я и сам имею опыт такого проекта — последние пять лет мы с очень маленькой группой поддержки проводим фестиваль «Дни современной поэзии на Дону» и издаём литературно-исследовательский журнал о поэзии Prosodia. Отношусь я к этому проекту как социальному и считаю, что энтузиасты, которые что-то делают из любви к искусству, находятся в той же парадигме мышления. То есть наше культурное многообразие породили не культурные институты, не бизнес и не власти, а неравнодушные граждане. Для кого-то это состояние дел — уже новая норма, а кому-то эта реальность вообще неведома, потому что лезть в глаза она не стремится, по Первому каналу её не показывают. Конкурс лучших социальных проектов, который «Эксперт ЮГ» проводил последние пять лет, даёт достаточный выбор примеров небольших культурных проектов, для реализации которых найдена та или иная поддержка, в том числе от бизнеса. И то, что бизнес откликается, а иногда и сам инициирует проекты — это в принципе тренд, которому можно порадоваться. Вопрос — достаточен ли этот успех, завоёванный культурой? Деятель культуры, который сумел организовать вокруг себя процесс, сегодня может чувствовать себя центром мировой культуры. Есть страта, для которой ситуация в культуре даже отдельно взятого Ростова-на-Дону является абсолютно удовлетворительной. 

Но если присмотреться к имеющемуся многообразию, мы легко убедимся в том, что список проектов, которые вспыхнули и погасли, гораздо больше, чем тех, которые пока не погасли. Я нарочно пишу это «пока» — потому что у всех социальных проектов есть начало и конец. То есть любая инициатива может закончиться в любой момент. Завтра это многообразие может быть уже совсем другим. За ним не уследить даже так называемому культурному человеку, а обывателю — и надеяться не на что. И эта ситуация очень печальна для города и региона. Владимир Дроган, бизнесмен, который сейчас владеет свободным пространством «Циферблат», рассказал на конференции, как он нанял в свой ИТ-бизнес очень дорогого топ-менеджера на несколько месяцев, но через неделю тот сказал, что отказывается жить в Ростове, с формулировкой «а что тут делать?» Понятно, что это проблема не только Ростова, но и ряда других городов Юга, в которых, кроме ресторана, обязательных для посещения мест немного. 

Кажется, на Юге города и регионы мало понимают, что не только активные граждане, но и они являются субъектами культуры. Ни один крупный экономический и урбанистический форум страны в последние годы не обходится без темы культурных проектов, используемых для эффективного продвижения территорий. Цель таких проектов — звучать на всю страну и — в идеале — мир, привлекая ресурсы, умы и туристов. Борются за ресурсы обычно, реализуя проекты, масштаб которых выходит за пределы города. Например, проект красноярской международной музейной биеннале, которая началась в этом сентябре и продлится до февраля, включает региональную, национальную и международную составляющие, а точнее — диалог между ними. Важнее не просто привезти и показать в отдельном городе известного деятеля искусств, но и самим активно включиться в разговор о человеке, который ведёт искусство. Вот такие культурные проекты — настоящий актив региона. Благодаря им территории обретают человеческое лицо, в них становится интересно пожить. А просто работать — неинтересно. Если мы посчитаем проекты, которые Ростов или Юг мог бы вписать себе в актив, насчитаем мы немного. Ниоткуда они тоже не возьмутся. Власть или бизнес в одиночку их не породят, у них другие задачи. Их могли бы произвести только те, кто в принципе уже внутри культуры. Чтобы проекты возникли, нужно быть в диалоге с городским сообществом, иметь программы поддержки наиболее значимых инициатив. Таких программ сейчас нет. Хотя однажды нам удалось получить областной грант на культурный  проект — мы вынуждены были его «упаковать» как социальные услуги для молодёжи. И разовой поддержки недостаточно — вон, красноярская биеннале тринадцатый рад проходит, Платоновский фестиваль в Воронеже — десятый. Такое возможно только тогда, когда культура — часть стратегии развития территории. Тогда и бизнес её поддерживает намного охотнее. Пока это упущенная Югом тема. На нацпроекты была надежда. Но о региональном  проекте «Создание условий для творческой  реализации нации (Ростовская область)» исчерпывающе говорит строка «Финансирование на 2019-2024 годы не предусмотрено». То есть реально над ожидаемой «синергией успеха» начнём работать в 2025 году? Если так, рановато мы начали разминаться.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .