110 116 15

Малый бизнес: как выжить и где найти точки роста

9974
5 минут

2020 год стал большим испытанием для малого бизнеса. Тем, кто выжил нужно направить силы на изучение и внедрение современных маркетинговых инструментов

Малый бизнес: как выжить и где найти точки роста

Поделиться
Автор — маркетолог, преподаватель МБА ЮФУ, член гильдии маркетологов России, бизнес-наставник, создатель онлайн-школы Ирина Дубовцева IG: @dubovtsevairina.

Как сообщает ТАСС, Россия к августу 2020 года потеряла свыше 1 млн микро-, малых и средних предприятий (МСП), или почти каждый пятый бизнес в этом секторе.

В Ростовской области ликвидировались 2922 компаний, что выше в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, когда закрылось 268 фирм.

Почему так произошло мы все понимаем, бизнес, который в большинстве случаев закредитован, не справился с карантинными мерами пандемии, слишком высокая финансовая нагрузка при полной остановке жизнедеятельности компаний.

Однако, те кто выжил сегодня должны максимально аккумулировать свои силы вокруг изучения и внедрения современных маркетинговых инструментов, которые позволят в текущем моменте выровнять нестабильность бизнес-показателей и вернуть прибыль до отметки плановых норм. Таким образом, компаниям необходимо актуализироваться в соответствии с текущими жесткими реалиями рынка, принять новые правила игры и разработать план маркетинговых превентивных мер на основе качественного аудита четырех блоков бизнеса: товарная матрица, целевая аудитория, длина канала сбыта и позиционирование с обзором перспективных смежных ниш отрасли.

Итак, внедрение каких маркетинговых инструментов позволит бизнесу улучшать свои показатели?

1.     Составление Customer Avatar (портрет потребителя)

— потребительское мышление, потребности, привычки, поведение и активность вашего клиента сильно изменилось с момента наступления пандемии и до снятия жестких ограничительных карантинных мер, портрет клиента сейчас не соответствует тому, который был ранее. Это не означает, что ситуация ухудшилась, это лишь требует изучения тех критериев потребительского поведения, которые изменились, с целью внесения корректировок в портрет клиента. На что надо сфокусировать внимание? Однозначно, на его новые ценности! Важно научится изучать мысли наших клиентов и понимать их главные инсайты (глубинные потребности), которые вам необходимо закрывать предложенными решениями.

Как только вы построите портрет потребителя и пропишите его страхи, боли, мечты и привычки — это даст возможность построить новые коммуникации по типу сонастройки с вашей аудиторией. Вы сможете разработать ключевые триггеры, которые повысят конверсию вашей коммуникационной стратегии. Также, новый портрет потребителя откроет вам пути расширения имеющейся ЦА и выхода на новые смежные аудитории. Есть ряд программ и даже бесплатных приложений, которые вы можете использовать при построении портрета потребителя, например Xtensio, Digital Marketer или шаблон от HubSpot.

2.     Внедрение омниканальности

– системы, в которой все каналы коммуникации с клиентом (офлайн и онлайн) связаны воедино. Для этого необходимо актуализировать путь клиента и зафиксировать все точки контакта с вашим клиентом. Лучше всего это сделать с помощью построения CJM (Customer Journey Map), где вы увидите маршрут пути клиента от момента постановки вопроса до совершения покупки и дальнейшего взаимодействия с клиентом. Хотела бы обратить ваше внимание, что при построении карты пути клиента, вы сможете проанализировать все барьеры, которые возникают на его пути и в итоге срывается покупка или не закрывается сделка. Это современный маркетинговый инструмент, использование которого must have в условиях высококонкурентного рынка, позволит вашему бизнесу повысить конверсию и коэффициент привлечения клиентов.

3.     Автоматизация процессов бизнеса

– это данность, без которой бизнес будет проигрывать конкурентам, которые используют различные виды автоматизаций. На что следует обратить внимание? Прежде всего, CRM системы, которые подходят вашему сегменту бизнеса по параметрам и легко синхронизируются с программами товарного учёта. Какие показатели бизнеса улучшаются при внедрении CRM? Построение автоматизированных воронок продаж в офлайн и онлайн каналах сбыта, создание цепочки коммуникаций, сегментирование клиентов и реализацию цикла маркетинговых задач в связке с отделом продаж.

Подключение чат-ботов, программы автоматических почтовых рассылок, мультиссылка в Инстаграм, сервисы автопостинга в социальных сетях и формирование контент-плана — это инструменты маркетинга, которые повысят конкурентный вес вашей компании и позволят внедрить прозрачную систему KPI (критерии эффективности).

4.     Online-retail

— стремительно ворвавшийся онлайн канал сбыта в связи с режимом карантина сохраняет свои позиции и после снятия всех ограничительных мер, если не сказать больше, онлайн торговля набирает обороты и стала панацеей для бизнеса. Смещение фокуса в онлайн происходит во всех сферах бизнеса, однако, как адаптироваться малому бизнесу, у которого нет своего интернет-магазина или продающего лендинга? 

Самые простые решения, но тем не менее эффективные — это подключение мультиссылки в инстаграм, например программный продукт Taplink, на базе которого можно создать полноценно-функционирующий интернет-магазин самостоятельно без дизайнера и программиста. Программа предусматривает использование шаблонов, которые вы выбираете и адаптируете к фирменному стилю вашего бренда. 

Вы сможете подключить модули онлайн оплаты, автоматического уведомления о новых заявках, расчет стоимости доставки товара разными сервисами, создать презентабельные и продающие учетные карточки товара, а главное что ваша воронка продаж будет иметь наименее короткий путь: увидел пост (товар/предложение) в инстаграм , перешел по ссылке в шапке профиля сразу в товарную карточку, купил. Подобные программные продукты являются отличным маркетинговым инструментом для малого бизнеса, у которого нет департамента маркетинга с профессиональным штатом сотрудников.

5.     Регистрация на маркетплэйсах (marketplace)

Отличным решением выхода в онлайн-ритейл будет регистрация на маркетплэйсах (marketplace) — платформах электронной коммерции (e-commerce), предоставляющие информацию о продуктах или услугах вашего бизнеса, чьи операции обрабатываются оператором. Проще говоря, это торговые агрегаторы, к которым вы подключаетесь, регистрируете ваш личный кабинет бренда компании, загружаете ваш ассортимент или прописываете ваши услуги и начинаете продавать. Безусловно, для малого бизнеса – это возможность войти в онлайн канал сбыта, где трафик клиентов генерируется самой торговой платформой, а также вы используете все логистические системы платформы: доставка, платежи, возвраты, запуск рекламы итд.

На сегодняшний день, есть рейтинг сильных маркетплэйсов, в который вошли такие гиганты как: Wildberries, Ozon, Goods.ru, Pandao, Joom, Яндекс.Маркет, СБЕР Маркет. Вы можете зарегистрироваться на одном или нескольких маркетплэйсов одновременно и, таким образом, расширить свою цепочку каналов сбыта. Это позволит вам соответствовать требованиям современного рынка относительно присутствия бизнеса в онлайн и, как результат, повысить обороты продаж.

Подводя итог, хочу обозначить ценность осознанного бизнес-мышления, опирающегося на полученные в ходе маркетинговых аудитов данные рынка и изменений среды, потребительского поведения, актуальных метрик, срезов по эффективным каналам сбыта. Тенденции рынка подталкивают нас к необходимости самообразовываться в маркетинге и становится «сам себе маркетолог», который умеет оперативно реагировать на рыночные изменения, проводить точечные маркетинговые аудиты по ключевым блокам бизнеса, разрабатывать стратегии развития на основе текущего положения дел компании, учитывая открывающиеся возможности рынка.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .