Автор — заместитель генерального директора по экологии ООО «Эко-Спас Батайск»
Не прошел и месяц после того, как в порту Новороссийска произошел выброс нефти, новостные ленты опубликовали известие о новой чрезвычайной ситуации. В Темрюкском районе Краснодарского края в порту Тамань разлился мазут на площади 450 кв. м. Новороссийская транспортная прокуратура инициировала проверку исполнения требований законодательства при осуществлении бункеровочных операций на Тамани.
Ошибочно думать, что нефть стала чаще разливаться. Да, безусловно, внимание к экологической повестке повысилось. Важно разделять, какой именно причиной вызвано ЧС — эксплуатационной или аварийной, когда есть форс-мажор, например, природный.
Большой резонанс вызвал факт разлива 20 тыс. тонн дизельного топлива на предприятиях «Норникеля», который произошел 29 мая 2020 года. Это создало угрозу для экосистемы Северного Ледовитого океана. После этого общественность стала более пристально обращать внимание на подобные ЧС. Первые несколько дней об аварии умалчивали. И если бы не выложенные в Интернет видео обычных пользователей, то, возможно, об аварии никто бы и не узнал в таких масштабах.
Нефтепродукты, например, солярка, мазут, масла, обладают высокой токсичностью для любой среды, в том числе, и для человека. Погибает рыба, планктон, микроорганизмы, то есть нарушаются сформированные естественно-природным путем биологические цепочки. Если разлив происходит немного выше по течению, недалеко от водозабора, то возникает ЧС — в конченом итоге, есть риск, что такая вода попадет в наши краны. Когда нефтеразлив происходит в море, то страдают территории пляжей, водные акватории, предназначенные для отдыхающих, ведь море не может быть изолировано.
Для своевременной ликвидации аварии важно понимать, объем разлива, и в каком месте он произошел, но опыт показывает, что никто никогда не называет реальной площади загрязнения. Как правило, площадь, и объемы загрязнения преуменьшаются.
Некоторое время назад правительство РФ инициировало поправки в закон о защите окружающей среды, предполагающий запрет на перегрузку в открытом море с корабля на корабль вне портовой зоны.
Такой способ перегрузки очень опасен, так как контролировать процесс вне акватории порта сложно. Законопроект предполагает, что все сливо-наливные операции нужно производить на территории порта, так как порт имеет подразделения, которые способны тут же отреагировать на аварийные ситуации. У них есть соответствующее оборудование для ликвидации аварии — боновые заграждения, скиммеры, насосы, шланги, которые собирают с поверхности воды жидкие нефтепродукты и перекачивают в специальные накопители. Далее обводненная смесь нефтепродукта с водой вывозится на утилизацию специализированной компанией.
Существует т.н. ПЛАРН — план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Это специальный документ, который определяет меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации любых последствий возможных чрезвычайных ситуациях на объектах, связанных с аварийным разливом нефти.
Принятие закона позволит быстрее реагировать спасательным службам и ужесточить контроль за сливо-наливными операциями или перевалкой грузов.
Также есть проблема, связанная со своевременным ремонтом и заменой оборудования. К сожалению, бывает так, что замена происходит только на бумаге, формально. Например, региональный руководитель вовремя подает рапорты о том, что конкретный участок нуждается в замене. И такие рапорты остаются лежать у вышестоящих руководителей, который полагают, что есть более приоритетные задачи. В итоге, случается авария, и начинают искать виновных.
Только неукоснительное соблюдение норм и правил может минимизировать риск таких ЧС, как в Тамани и других местах. Нельзя экономить на экологической безопасности, следует думать на несколько шагов вперед, заботиться о будущем. То, что для одних считается издержками, для людей с экологической ответственностью может стать инвестицией.