92 100 13

«Создание велоинфраструктуры — это сигнал всем горожанам»

1897
4 минуты

Первая велодорожка в Ростове должна решить не только локальную транспортную проблему, но и показать городу, что велосипед – это полноценный транспорт

«Создание велоинфраструктуры — это сигнал всем горожанам»

Поделиться

Автор – основатель компании «Веловод», велоактивист

Комплексный проект создания велосипедной инфраструктуры для Ростова-на-Дону был готов еще в 2018 году. Этот проект включает в себя создание 35 километров велодорожек, которые должны соединить своеобразной артерией весь город от старого аэропорта до улицы Малиновского с ветками из Александровки и Северного микрорайона. В его разработке участвовали специалисты центра компетенций по развитию городской среды, велоактивисты, общественники, а так же привлечённые инженеры, проектировщики и архитекторы – команда из более чем 20 человек. Проделана большая работа, в ходе которой были и общественные обсуждения, и презентации результатов, и встречи со столичными экспертами. Результат этой работы был передан в администрацию. Часть проекта включена в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая совсем недавно была утверждена.

Но собственно к реализации проекта приступили мелкой поступью только в этом году. Для начала в качестве пилотного участка была выбрана улица Пушкинская. Выбор абсолютно не случаен: Пушкинская – самая востребованная улица города как у пешеходов, так и у автомобилистов и самокатчиков. Это проверено годами и подтверждено недавним исследованием, проведённым КБ «Стрелка». При такой востребованности на Пушкинской постоянно возникали конфликтные ситуации. Стремительно едущие велосипеды на центральной аллеи доставляют неудобство пешеходам. С появлением самокатов ситуация стала стремительно ухудшаться. Все чаще и чаще стали происходить аварии с их участием, много пострадавших было среди детей. Эту критическую ситуацию необходимо было решать. Единственное решение – разделение потоков и создание условий для безопасного передвижения велосипедов и самокатов.

Важно также отметить, что создание инфраструктуры по принципу «из центра» является общепризнанной нормой. Принцип «к центру» не работает, пока в самом центре велоинфраструктуры нет. В дальнейшем она будет развиваться и расширяться, будут добавляться все новые и новые ветки. Несомненно, что речь должна идти не об одной улице, а о сети, соединяющей разные районы города. Но чтобы так получилось, должен быть позитивный общественный отклик на этапе пилотного внедрения.

Даже скажу больше – параллельно созданию новых велодорожек должен происходить рост веломентальности населения. То есть, понимания, что велосипед – это не развлечение, а транспорт, обладающий рядом преимуществ для города в целом и для каждого велосипедиста в частности. Носителями веломентальности должны быть не только велосипедисты, но и все остальные участники дорожного движения. Я об этом говорил «Эксперту Юг».

Сейчас картина еще далека от идеала. Первое время после появления пилотной дорожки вокруг стеной непонимания выстроились автомобилисты и даже некоторые общественники, желающие хайпануть на теме. При этом непонимание значительно уменьшилось, когда большинство увидело, что «свящённая корова» в виде парковочных мест осталась жива, пропускная способность улицы осталась прежней, мусорщики спокойно подъезжают и забирают баки, ну а велосипедисты пусть и не толпами, но уже передвигаются по выделенной полосе. Даже сейчас, когда на дворе зима, я гуляя с ребёнком по Пушкинской вижу в течение прогулки десятки человек, стройно едущих по вновь созданным дорожкам.

Правда, остались ещё горожане, которые озвучивают наблюдения и мысли в духе: «сколько там тех велосипедистов». Мол, никто не ездит по оборудованной полосе. Даже некоторые велосипедисты иногда говорят о том, что и без велодорожек отлично справляются. Так и есть! Но велодорожки создаются не только для тех людей, которые уже и так пользуются велосипедом, но и для тех, кто по разным причинам ещё им не пользуется!

По сути, создание велоинфраструктуры — это сигнал всем горожанам и призыв посмотреть на велосипед как на полноценный городской транспорт. В этом смысле, задача первой дорожки на Пушкинской заключается не в том, чтобы решить локальную проблему улицы или перетянуть на себя всех существующих обладателей велосипедов. Она в первую очередь должна убедить ростовчан, что велодорожки идут на пользу транспортной ситуации, они удобны и их потенциал нужно активно использовать.

Мировая практика говорит о том, что при создании соответствующей инфраструктуры кратно растёт количество велосипедистов в городе, что естественным образом позитивно влияет и на экологическую обстановку и на здоровье горожан. В странах, где уже давно развивается эта тема и есть много данных для анализа, исследователи говорят и об экономическом эффекте, а также о росте продолжительности жизни.

Поэтому я уверен, что впереди нас ждет увеличение числа велосипедистов, работа со статистикой и качественное развитие велосипедной инфраструктуры.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .