Создавайте компанию и бизнес, а не проект компании и бизнеса

619
4 минуты

Технологические предприниматели в регионах зря переживают, что им далеко до Кремниевой долины. Чтобы найти инвестора, вывести продукт на мировой рынок и попасть в список Forbes, необязательно переезжать в столицу. Главное — мыслить глобально и не упускать возможности

Создавайте компанию и бизнес, а не проект компании и бизнеса

Основатель Aii Corporation Oy, председатель совета директоров Skolkovo Ventures Пекка Вильякайнен//Фото: пресс-службы Startup Tour 2021

Автор — основатель Aii Corporation Oy, председатель совета директоров Skolkovo Ventures

Честно, я удивляюсь, когда в каком-нибудь российском городе меня спрашивают: «А разве в таком регионе, как мой, можно ожидать успехов? Не стоит ли переехать в Москву или другой мегаполис?». Я всегда отвечаю, что запустил свою компанию, когда мне было 13 лет. Я жил практически в лесу, в 20 км от населенных пунктов, и путешествовал на машине каждый день, чтобы объехать клиентов. Тем не менее у меня получилось создать компанию международного уровня, в которой 20 тысяч сотрудников, которая сегодня присутствует в 26 странах мира.

Каждый предприниматель, рассчитывающий выйти на международные рынки, должен с самого первого дня закладывать определенные кирпичики в фундамент своего предприятия. Он должен начать осмысливать то, что происходит не только в его городе, регионе, стране, но и на глобальном уровне. Я часто слышу, что у нас и так огромный рынок. Я объездил всю Россию, был во всех часовых поясах, очень ее люблю, но Россия представляет лишь 2% мировой экономики. Любой инвестор, акционер, партнер, когда вы к нему придете, потребует от вас как минимум оценить возможности оставшегося рынка, потребности и спрос, которые приходятся на остальные 98% экономики. Вы уверены, что остановитесь на России? Может быть, стоит выйти за ее пределы? Идите дальше и мыслите шире. Сегодня технологии позволяют предпринимателям завоевывать континенты, не покидая в физическом смысле их маленькие города.

Когда мне как инвестору компания предоставляет отчет на рассмотрение, мне все равно, откуда она — из Финляндии или из Берлина, из Ростова-на-Дону или из Краснодарского края. Меня интересует только инновация, математика и потенциал компании, потому что я хочу вывести ее на мировые рынки. В основном, у меня три критерия как у инвестора: я люблю все, что связано с новыми технологиями, люблю бизнес, где видны международный потенциал и ценность, которую можно донести до всего мира, и очень люблю проекты, положительно влияющие на окружающую среду. Стартапов, которые соответствуют всем этим критериями, вы удивитесь, на самом деле очень много. Можете прямо сейчас зайти на сайт www.aii.fi и увидеть все компании, в которые я вложился.

Инвесторов не интересуют ваши проекты, их интересуют вложения в компании. Им важно получить долю в предприятии, стать его участником. По сути, инвесторы — это акционеры, и этого не нужно бояться. Если кто-то дает деньги и берет при этом процент вашего бизнеса, значит, он подписывается под обязательства компании, становится ее неотъемлемой частью и готов вносить вклад в совместное будущее. У каждого инвестора, конечно, своя стратегия. Например, я, в отличие от многих, не просто присутствую на заседании совета директоров раз в месяц или в квартал, а активно работаю с нашими компаниями, помогаю им развивать связи на мировой арене. Конечно, лучше всего найти инвесторов, которые не просто дают вам денег и просят отойти, а реально вкладывают свое время, силы, компетенции. Не только кошелек, но и сердце кладут на алтарь вашего бизнеса.

Я лично уверен, что сторонний инвестор должен быть у стартапа с самого начала. Потому что его наличие заставит стартапера думать с точки зрения внешнего мира и делает его гораздо более профессиональным человеком. Если у вас нет взгляда со стороны, вы начинаете влюбляться в свой стартап, перестаете смотреть объективно на него, на себя, на свою команду и ваше будущее. Поэтому внешнего инвестора нужно искать сразу: зарегистрировали компанию или ИП — бегите за инвестором. Он не обязан быть большим, может выкупить у вас 5% или 10 %, но, когда у вас есть наблюдатель и ментор, помогающий пройти путь не в одиночку, это прекрасная возможность, которой необходимо воспользоваться.

У меня семейный фонд, в котором от одной до пяти компаний появляется каждый год. Мы долгосрочные инвесторы, рассчитываем на несколько лет. Что касается компании, совет директоров которой я возглавляю, то она таргетирует стартапы более позднего периода, те, которые демонстрируют выручку. Skolkovo Ventures постоянно ведет поиск новых проектов, которые подходят под наши требования. Сегодня на венчурном рынке России сложилась такая ситуация, что доступных денег больше, чем проектов, которые могут на них рассчитывать. С одной стороны, это хорошо, с другой — грустно, потому что создание новых проектов, которые смогут превратиться в компании, интересные венчурному рынку, требует времени и терпения. Поэтому мы организуем Startup Tour, чтобы тысячи новых идей появлялись и выстреливали, чтобы эти проекты становились компаниями, самые успешные из которых в конце концов выходили на международную арену.

Я всегда говорю участникам Startup Tour в напутственном слове: «Пожалуйста, помните, что вы создаете компанию и бизнес, а не проект компании и бизнеса». Я знаю, что стартаперы бывают очень ленивыми и любят жаловаться, что у них нет денег, поддержки, возможностей. Иногда это так, мир действительно не идеален, но могу вас заверить, что за 10 лет в России и в мире появилось невероятно много инструментов для поддержки предпринимателей и ученых, которые занимаются инновациями. Нет времени плакать, пора действовать!

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.