92 100 13

Только жаловатьcя и критиковать — это не по-предпринимательски

2391
4 минуты

Институты поддержки малого бизнеса не лишены серьезных недостатков, но задача предпринимателя — уметь выстраивать диалог с ними и развиваться несмотря на обстоятельства.

Только жаловатьcя и критиковать — это не по-предпринимательски

Поделиться
Автор — сооснователь и исполнительный директор агентства «Селиванов&Партнеры». Читайте и другую публикацию автора о маркетплейсах здесь.

Пожалуй, благодаря Instagram и TikTok, самые резонансные спикеры Петербургского международного экономического форума – Анастасия Татулова и Даня Милохин. Резонансные и неоднозначные. Но если Милохин – это про крючок для молодежи (посмотреть, как не надо делать тоже полезно), то кейс Татуловой хочется разложить по полочкам.

Потому что весь прошлый ковидный год нам давали возможность сравнить две стороны одной медали. В одних и тех же нишах, пока одни бизнесы гнулись, ломались и плакали, другие выдерживали все и становились мощнее.

Татулова резко критикует. Но разве внимание предпринимателя должно рассеиваться на жалобы и критику? Предприниматель – это тот, кто взял ответственность за себя и за свое окружение, поэтому все его внимание должно быть сосредоточено на поиске возможностей для развития себя, своего бизнеса, своих сотрудников. Увидел возможность – хватай и пользуйся. И тут появляются как раз те институты, от которых «мы что-то упарились», потому что «как нас могут учить бизнесу те, кто сам не в бизнесе» И ведь есть чему поддакнуть. Нескончаемый поток информации, в которой захлебываешься. Почему?

Первое. В современных реалиях, чтобы получить прибыль, бизнес должен:

а) реагировать моментально;

б) принимать решение стремительно;

в) выполнять заказ молниеносно.

Институты развития бизнеса, к сожалению, из-за своей забюрократизированности не могут обеспечить нужную скорость. Это то, что срочно нужно менять. Институты должны быть нацелены на результат, необходимый предпринимателю, а не на количество оказанных услуг.

Второе. Институты поддержки часто являются только посредниками. Имея широкий ассортимент услуг, оказывают их силами партнеров. Компетентность и профессионализм партнеров – это как раз о том, что бизнесу учат дилетанты. Или программы обучения составляют теоретики. Я училась несколько лет назад по госпрограмме – это были тома неприменимой на практике теории. Мне повезло, что мой преподаватель сам в своем бизнесе эту теорию опробовал, и мы в группе поверх учебного материала накидывали кейсы из жизни – те, что работают и дают результат.

Третье. Что такое малый бизнес? Часто, даже очень часто – это Тани, Пети и Славы, которые добившись успехов и набравшись опыта в найме или прямо за партой ВУЗа, решили, что готовы менять этот мир и себя к лучшему самостоятельно. Они сняли офис, наняли несколько сотрудников для исполнения технической стороны созданного дела и окунулись в пропасть законодательств. И да, читать не успеваем. Но готовы учиться, впитывать с благодарностью всё, что нам дают. Только часто нам дают не то, что нам поможет, а то, что могут дать. А это данное иногда не только не полезное, но и вредное. Потому что кадровое делопроизводство в ИП Пети – это полная противоположность отделу кадров в условной ГК «Сириус». И знания о том, «как должно быть» для Пети сейчас неактуальны.

Четвертое. Общественные организации действительно очень разнообразны, многочисленны и в них можно потеряться быстрее, чем в административных коридорах среди чиновников. К кому там зачем идти в этих «Опорах» – кто разберет?!

В общем, имеет место отсутствие скорости и практики, а также оторванность от реального бизнеса в институтах развития и слишком сложное устройство всего, что призвано упрощать жизнь предпринимателя. Можно было бы на этом остановиться. Но это не по-предпринимательски. Ибо...

Во-первых, кто тебе, предпринимателю, сказал, что за тебя кто-то что-то должен делать? Увидел возможность – хватай и пользуйся. Но пользуйся возможностью, а не халявой. К сожалению, у меня слишком много примеров того, как бизнес получает господдержку, просто потому что даром, а не для того, чтобы развиваться. И очень недоволен этот бизнес, что денег дали, а потом еще и спрашивают, каких результатов эти деньги помогли добиться.

Во-вторых. Насколько бы непрактичной не была теория, во всех институтах поддержки бизнеса она основана на глубоком анализе современных реалий. Я знаю структуры, где бесподобные сотрудники настолько близко принимают боль предпринимателей, что в рабочее время разбираются с бюрократией, а в нерабочее – вместе с нами, предпринимателями, закапываются в самые дебри программ, чтобы сделать их удобоваримыми. Бери, изучай, адаптируй, если ты настоящий предприниматель.

В-третьих, почему за качество поглощаемой тобой пищи должен отвечать кто-то другой? Твой бизнес – твоя ответственность. Строй стратегии, принимай решения. Твой бизнес – твои решения.

И, наконец, в-четвертых. Общественные организации нужны для того, чтобы ты мог вращаться в кругу себе подобных и тебе полезных. А как ты используешь этот круг и умеешь ли ты устанавливать связи с подобными и сам быть полезным – это уж точно вопрос не к Опоре.

Согласна ли я с Татуловой? Да. По очень многим пунктам. Особенно в части KPI и безопасности. Однако нельзя стеной критики отгородиться от всех попыток государства помогать малому бизнесу. Только мы сами, принимая эту поддержку и пользуясь ею, можем ее совершенствовать и использовать себе на благо. Мы не имеем права, как желторотые слепыши, сидеть и ждать подачек – мы предприниматели. Хотим изменений – должны участвовать в них. А пока билетик лотерейный не купим, кто ж нам поможет?
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .