Второй межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов Юга»

5 минут
Второй межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов Юга»

Дата проведения: 21.06.2013
Место проведения: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 115 (конгресс-отель Don-Plaza)

«Дюжина первоочередных шагов» —
резолюция форума «Развития городов Юга России – 2013»


1.Многочисленные рейтинги российских городов, опубликованные в течение последнего времени Министерством регионального развития РФ и рядом федеральных СМИ, показывают, что конкуренция между городами за финансовые, трудовые, интеллектуальные ресурсы — это реальность, в которой уже сегодня живут города Юга России. Это — мировая тенденция, о которой последние несколько лет говорят ведущие урбанисты России и мира, но еще недавнее время назад было неочевидно, что эти тенденции применимы и к российской глубинке.
2.Конкуренция не страшна только тем городам, которые активно развиваются — прежде всего, в направлениях повышения качества жизни и условий для ведения бизнеса. Рейтинги последнего года показывают, что на юге России сегодня есть проблемы с развитием даже у самых крупных городов-милионников — таких, как Ростов и особенно Волгоград. И напротив, налицо активизация городов с населением от 300 тысяч человек — некоторые из них существенно поднялись в списке лучших городов России. Среди таких городов — Владикавказ, Волгодонск, Новороссийск, Астрахань, Таганрог. Города Юга России, которые хотят сохранить и приумножить свои ресурсы, должны иметь стратегию развития, понимаемую и разделяемую местным деловым сообществом, от которого, как правило, в существенной степени зависит реализация такой стратегии.
3.Стратегия социально-экономического развития региона должна стать реальным инструментом продвижения, работы с инвесторами и городским сообществом. Ее приоритеты должны быть, с одной стороны, быть общеизвестны, с другой — находить выражение в программах устойчивого развития с четким перечнем мероприятий по повышению конкурентоспособности, качества жизни, эффективности управления и улучшению окружающей среды на определенной территорий. Данная стратегия при этом должна быть привязана к территории и обеспечена генеральным планом, а также правилами землепользования и застройки, которые призваны систематизировать развитие городских территорий.
4.Достаточный объем комфортного жилья и жилищная мобильность — одна из главных характеристик современного города. Городам нужно массовое строительство в сочетании с новыми технологиями. Только активное участие органов власти в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры новых и застроенных территорий, позволят снизить нагрузку на бизнес и повысить доступность жилья. В Ростове-на-Дону и в пределах Ростовской агломерации в ближайшее время могло бы строиться в несколько раз больше жилья, чем сейчас. Административно-нормативные барьеры — реальный бич строительной сферы Ростовской области, убивающий экономику проектов. Выходом могло бы стать создание и реальная работа координирующей структуры, в которую входили бы представители профильного министерства, надзорных органов, компаний-застройщиков. Это позволило бы в ручном режиме создать «зеленый коридор» для донского строительства.
5.Актуальной остается задача сохранения и формирования выразительного архитектурного облика городов Юга России. Первыми шагами должны стать разработка альбомов типовых проектных решений для вновь строящихся объектов и утверждение регламентов размещения наружной рекламы. Передовой российский опыт в этой области уже наработан в Перми, где совместно с иностранными специалистами была разработана и внедрена эффективная информационная система обеспечения градостроительной деятельности.
6.Важнейшей характеристикой современного гармоничного города является баланс между личным и общественным пространством, а также доступностью основных городских услуг и инфраструктур для населения. Наиболее крупные города юга России, в первую очередь Ростов-на-Дону, Краснодар, Махачкала, активно растут, а возможности улучшения систем их жизнеобеспечения уже давно не поспевают за темпами прироста населения, автотранспорта, коммерческой недвижимости. Более того, в орбиту крупных городов вовлекаются близлежащие населённые пункты, что приводит к слабоуправляемым пока процессам формирования агломераций по наиболее простой модели «ядро – периферия». Всё это доводит нагрузку на инфраструктуру крупных городов до критического уровня, что требует скорейшего принятия решительных мер по «расшивке» проблем, накопившихся в этой сфере, в первую очередь в сегменте общественного транспорта.
7.Ростов-на-Дону в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года и Краснодар в связи с бурным ростом города нуждаются в скорейшем принятии мер по «расшивке» узких мест в сфере транспортной инфраструктуры. Рецепты решения проблем города давно известны: строительство парковок и транспортных развязок, переориентация транспортных потоков, вынос за пределы центра промышленных предприятий, создание центров деловой активности и строительство крупных торговых объектов за пределами центральной части города, развитие скоростного общественного транспорта и т.д. Это вопросы требуют скорейшего решения, а потому — политической воли.
8.В частности, Ростову-на-Дону и Краснодару сегодня одинаково необходима система современного скоростного общественного транспорта, соединяющая города-спутники со столицей агломерации и увязанная со всеми остальными видами транспорта. В связи с тем, что данные города сегодня фактически развиваются как агломерации, эта задача должна быть признана первоочередной.
9.Управление городами становится все сложнее. Необходимость обеспечения безопасности городской среды требует технологических решений, позволяющих обеспечить текущий мониторинг и оперативную координацию между различными системами городского хозяйства. Сегодня мы повсеместно видим попытки внедрения на муниципальном уровне ИТ-платформ, позволяющих решить такие задачи. Опыт их внедрения бывает печальным из-за ненадлежащего уровня проектов, попыток внедрить лишь элементы системы, которые затем так и не вырастают в комплексные решения. Однако уже ясно, что современные города, стремясь контролировать самые уязвимые сферы жизни, идут именно по этому пути.
10.Южным городам необходимы «пилотные» проекты по всем основным направлениям развития городского хозяйства и жизни. Такие проекты должны дать деловому сообществу оптимальные для конкретного города образцы для тиражирования. Особенно важны такие проекты в сферах, нуждающихся во внедрении новых технологий — строительство, ЖКХ, развитие социальной инфраструктуры.
11.Решение сложных проблем, перед которыми стоят сегодня южные города, требует активного подключения делового и экспертного сообществ региона. Эффективными инструментами взаимодействия с активными горожанами можно признать регулярные соцопросы, работу общественно-муниципальных специализированных комиссий, а также публичных дискуссионных площадок (круглых столов, конференций и форумов), направленных на выработку решений, проводником которых в результате станет сама общественность. Общественные коммуникации — не только средство погашения текущих конфликтов, но и инструмент формирования общих городских ценностей.
12.Интенсивное развитие городских территорий неизбежно сопровождается увеличением количества бытовых и промышленных отходов и соответственно ухудшением экологии. В число первостепенных задач органов власти должны быть включены вопросы организации системы сбора, сортировки и переработки отходов.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...