Екатерина Горюнова сумела воспользоваться возможностями импортозамещения, которые появились на отечественном рынке за последний год // Фото: предоставлено "Культтоварами"
«У креативных индустрий, которые уже называют “новой нефтью”, большой потенциал, особенно у такого направления, как мода, — говорит Яна Куринова, директор АНО МФК «РРАПП», руководитель проекта «Мой бизнес» в Ростовской области. — После ухода зарубежных брендов область должна стать регионом, где одевается вся Россия. Перспективы для этого есть, и такие яркие предприниматели, как семья Горюновых, яркий тому пример».
История легендарного розничного бренда «Культтовары» семьи Горюновых уходит корнями в 1990 год. Торговля началась со стихийного рынка под мостом, после чего были открыты точки на «Гулливере» и Роствертоле, где в 1999 году открылся первый магазин Mustang V.I.P., реализующий необычные топовые бренды одежды. О том, как трансформировалась когда-то малая розничная сеть и каковы перспективы её развития в преддверии дня предпринимателя «Эксперту Юг» рассказала владелица предприятия Екатерина Горюнова.
Что такое интеллектуальная мода
— Сегодня в арсенале компании шесть магазинов и онлайн-площадка, которые в том числе реализуют продукцию собственного одёжного бренда. Как появилась идея его создания?
— В 2016 году, когда мы уже поднакопили опыта, было принято решение основать свой бренд одежды. Надоело зависеть от поставщиков, от настроения дизайнеров, от возможностей фабрики. И стало понятно, что мы готовы и можем это сделать. Так и появился бренд L1ft. Это — интеллектуальная мода. Когда покупаешь платье, носишь его, надоело — повесил в гардероб, достал через три года — и оно опять актуально. Мы не гонимся за острыми трендами, но наша одежда всегда очень стильна и к месту. Это модели, которые не выходят из моды, — вот, что такое интеллектуальная мода.
— Шьёте здесь, на ростовских мощностях?
— Да, у нас два своих производства в Ростове-на-Дону. А сейчас появилась возможность расширить его в три раза. Сегодня у нас два цеха по 300 кв. метров, одно из них увеличиваем до 1000 кв. метров. И я думаю, что в этом году мы это реализуем благодаря финансовым и инжиниринговым программам Ростовского агентства поддержки предпринимательства и других структур.
— С чем связан столь мощный толчок в развитии? Какие факторы оказались ключевыми?
— Востребованность той одежды, которую мы отшиваем. Есть спрос, поэтому нужно увеличить и расширить предложение. Конечно, рынок сильно изменился, многие магазины закрылись. И импортозамещение действительно происходит. Это, конечно, очень большой шанс для развития местных производителей одежды.
— Как сегодня выглядит ассортимент компании, на какие позиции приходится основной объем продаж?
— Основной объем продаж приходится на трикотаж и плательную группу, а также пальто. Мы делаем очень хорошие пальто.
На сегодняшний день все доступное и прогрессивное оборудование у нас есть, но мы готовимся посетить выставку в Китае, и подобрать какие-то новые предложения оборудования для пальтовой и трикотажной группы. Чтобы использовать новые обработки и наработки. После поездки несомненно ассортимент дополнится. В модной индустрии всегда происходит развитие, рынок постоянно предлагает что-то новое.
— Какие виды поддержки вы получили в РРАППе?
— Последний раз мы привлекали РРАПП для поддержания оборотных средств, а Сбербанк нам помогал, когда мы покупали швейное оборудование. Нам РРАПП всегда помогает, никогда не получали отказа. Мало того, к нам там очень хорошо относятся и по-человечески - как менеджеры всех уровней, так и руководители. Они вникают в наши проблемы, они о них знают и помогают нам как можно быстрее и безболезненно получить помощь по запросу. В основном это связано с вопросами финансирования, но также мы участвуем и в обучающих программах, которые предлагает РРАПП.
— Кем вы себя ощущаете внутри модной индустрии?
— Новатором. Я себя ощущаю новатором.
— Каковы перспективы развития вашего бренда? Как он будет меняться и будет ли?
— Так как я новатор, я всегда иду немного впереди и предугадываю моду и тренды. Каким он будет?.. Мы делаем то, что нужно людям, то, чего они хотят. Даже не так. Люди ещё не знают, чего хотят, а мы уже это делаем. Мы сделали, и они захотели.
— Одежный бренд и его развитие — конечная точка развития предприятия?
— Конечно же, нет. Я хочу открыть ткацкую фабрику и производить ткани. Эта отрасль сейчас очень слабо представлена в России, а её развитие необходимо. Мы закупаем ткани в Китае, в Турции. Но зачем? Если можем сами это все делать. И даже можем конкурировать в этой сфере.
— А какими тканями вы собираетесь заниматься?
— Плательными, вискозными, искусственным шелком.
— Что для этого необходимо?
— Необходимо понимание на уровне правительства, нужна именно государственная поддержка развития этого направления бизнеса. Это очень энергозатратное направление, которое требует больших производственных площадей. Нужны снижение налоговых ставок, цен на коммунальные услуги, таможенных расходов, поскольку завозится импортное оборудование, и так далее. Ну и химикаты, кстати — немаловажная часть производственного процесса. Придётся развивать и химическую промышленность под это дело. Запуск ткацкого производства может стать толчком для развития сразу нескольких промышленных направлений. Придётся закупать оборудование в Китае или Италии, но зато мы сможем производить ткани в России.
К сожалению, у нас нет никакой правительственной программы поддержки ткацкого бизнеса, поддержка «швейки» есть, а ткацкого дела нет. А ведь дореволюционный Ростов славился ткацкими фабриками, да и Россия в целом славилась своими тканями. Меценат Третьяков, к примеру, занимался ткацким производством.
И, кстати, идея меценатства мне очень близка. Мы открыли новый проект «Арт-культ». В наших магазинах выставляются произведения новых молодых художников. Мы делаем арт-галереи, выставки, презентации этих художников, рассказываем о них во всевозможных ресурсах. Устраиваем в магазинах вечеринки для наших покупателей и художников. Все для того, чтобы народ узнал о них, увидел работы. Я люблю современное искусство, поддерживаю его, хотелось бы и дальше развивать это направление в Ростове, открывать художественные галереи.
— Есть ли план по созданию ткацкой фабрики или это дело далекого будущего?
— Что такое далекое? И через год… и через три… В отсутствии государственной поддержки этот процесс будет протекать гораздо сложнее. Все полностью ложится на наши плечи. Мы пока не знаем, будем ли привлекать инвесторов или как-то сами будем действовать не спеша, начинать с каких-то небольших объемов. Из-за этих факторов пока ни суммы, ни срок реализации мы не готовы называть.
— Большая ли команда сегодня работает на предприятии и где вы ищете кадры?
— На производстве работает порядка 60 человек. На HeadHunter’е подбираем. Нам всегда нужны конструкторы, всегда нужны швеи, дизайнеры. Но особенно остро ситуация обстоит со швеями. Потому что эту обучающую платформу упразднили отчего-то. Производства открываются, а работать некому. Это очень большая проблема. Молодых швей практически нет, есть швеи, которым от 40 до 65 лет. А молодежи, которая бы приходила после обучающего комбината, их нет. На сегодняшний день даже сложно припомнить, есть ли обучающие программы по ткацкому делу. Мы слишком давно ничего не делали в этой области.