Художник Олег Устинов: уровень инфицирования искусством низок

1933
14 минут

Олег Устинов — один из немногих ростовских галеристов, которые целенаправленно работают на иногороднюю аудиторию. В 2021 году он познакомил москвичей с красотой местных подземных переходов, а также с абстрактными вышивками ростовской пенсионерки Любови Кулик

Художник Олег Устинов: уровень инфицирования искусством низок

Художник Олег Устинов//Фото: предоставлено художником
Поделиться

На фоне царящей в медиасреде паники разговор о творческих людях юга России, которые, прямо скажем, и в благополучные времена не столь уж благополучны, носит отчасти терапевтический характер. «Эксперт Юг» реализует серию интервью с теми, кто делает яркие проекты в разных сферах культуры Юга России. Разговор с художником Олегом Устиновым состоялся в рамках проекта «Созидатели Юга: лидеры креативных индустрий», поддержанного Фондом культурных инициатив и КБ «Центр-инвест».

Выпускник Школы Родченко 38-летний Олег Устинов занимается живописью, графикой, коллажем, создаёт скульптурные объекты, мультимедийные инсталляции, экспериментирует со звуком. В живописи прорабатывает в основном формальные подходы. Ведёт диалог с модернизмом, исследуя возможности нефигуративного искусства сегодня. Олег считает, что уровень «инфицирования» искусством в Ростове крайне низок, и толчок развитию могли бы дать центр искусств и «поддерживающие» события — арт-фестивали.

В 2019 году Олег Устинов стал финалистом кураторской школы NEMOSKVA (город Сатка под Челябинском). Школа поставила перед собой задачу децентрализовать художественную жизнь регионов. Была заявлена тема «Искусство документа: поэтика свидетельства». Кураторами школы стали Виктор Мизиано и Дитер Рулстрате, сокуратор documenta 14 в Афинах и Касселе (2017). Устинов предложил проект «Монументальный переход», предполагающий выставку работ современных российских художников-монументалистов в промежутках между мозаиками в подземном переходе на углу проспекта Ворошиловского и Большой Садовой.

«Замороженная» выставка

С Олегом Устиновым мы встретились в его галерее llil.space. Это угол Большой Садовой и проспекта Будённовского, здание бывшего проектного института. 3-й этаж. Комната площадью примерно 40 кв. м. Видимо, когда-то здесь сидел целый отдел. Сейчас тут пусто, посетителей нет (не только на выставке, но и в здании). На стенах комнаты висят иконы — Божья Матерь «Троеручица» в разных списках. Пятнадцать икон на одной стене и пятнадцать — на противоположной. Проект Устинова называется «III».

— Как художнику мне очень важен этот проект, я долго к нему шёл. У меня была задача найти для иконы третий режим существования (поэтому выставка называется «III». — «Эксперт ЮГ»). Первый режим — сакральный, второй — произведение искусства. А это — третий.

В пояснительной записке к выставке Олег пишет: «Я совершаю попытку действовать от лица иконы. Чего бы хотел портал или окно? Вероятно, явить плотную карту, систему входов/выходов, как всегда скрытую от неготового глаза за простой формой вроде прямой линии. Чего бы желало произведение искусства? Возможно, ведя разговор на языке современности, продемонстрировать в выставочном зале новые отношения, показать традиционный медиум с неожиданной стороны в новой сборке».

— Духовная составляющая в сочетании с эзотерической «пульсирует» в новом искусстве, у меня были амбиции довести этот ход до предела. У меня были такие ограничения: я ничего не разрушаю, я отхожу в сторону и всего лишь инсталлирую. Из поп-арта я взял принцип повторяющегося изображения. Я не видел, чтобы такое делал кто-то другой.

Устинов, иконы.jpg

Поделиться

На стенах галерее llil.space висят иконы — Божья Матерь «Троеручица» в разных списках. Пятнадцать икон на одной стене и пятнадцать — на противоположной стороне. Это проект художника и куратора Олега Устинова//Фото: предоставлено художником

— Людей нет, а работа галереи, наверное, требует затрат?

— У llil.space было два сезона. Первый делался исключительно за свой счёт.

— Это в квартире на первом этаже на углу Чехова и Красноармейской?

— Да. Первый сезон я открыл в январе 2018 года. До середины лета там прошло шесть выставок. Открылись экспозицией Якова Джугашвили, правнука Сталина. Закончили выставкой объединения «Крис & Дэйв», они стали резидентами этого пространства. В данный момент это помещение как галерея не используется.... Во втором сезоне мы вначале имели поддержку от друга галереи, а одну выставку поддержал фонд Смирнова и Сорокина.

Справка о фонде «Сфера»

Фонд поддержки современного искусства «Сфера» (ранее — Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина)— российский фонд современного искусства, основанный Смирновым и Сорокиным в 2008 году. Через резиденции прошло больше 120 художников. С помощью Фонда были организованы выставки Алисы Йоффе, Андрея Андреева, Алины Глазун, Олега Устинова, Игоря Самолета, Людмилы Барониной, Анастасии Рябовой, Александра Морозова, Романа Минаева, Егора Федоричева, Александра Веревкина, Анастасии Кизиловой, Леонида Цхэ, арт-группы «ЕлиКука», Андрея Сяйлева, Ивана Горшкова, Давида Тер-Оганьяна, Ильи Гришаева и многих других.

— Сейчас галерея существует в «спящем» режиме. Сейчас это выставка, которая смотрит сама себя.

— Но её увидели люди?

— Я даже продлевал выставку, выкладывал документацию, были статьи, но сейчас она существует в «замороженном» виде.

— Когда началась «заморозка»?

— В сентябре. Немножко «отморозили» в декабре, сделали неделю просмотров. Надо понимать, что галерея работает сезонами. У меня нет какого-то подписанного даже с самим собой договора — когда я должен делать сезоны. Я делаю, когда у меня есть возможность. И делаю в том месте, где я нахожусь. Если я буду жить на следующий год в Париже, то по мере возможности я сделаю llil.space там.

«Жаба и Чёрт». Начало

— Первая арт-группа с моим участием — «Жаба и Чёрт» —  была образована в 2006 году. Нам — мне, Саше Лукьянову, Саше Кресту — чего-то не хватало в культурной жизни города. Музыканты «Моторамы» в своё время говорили, что хотели играть ту музыку, которую никто не играет. Так и мы хотели делать что-то новое. Наша творческая деятельность была неразрывно связана с кураторством, с организацией выставок. Мы понимали, что надо производить гибридные события. Мы делали что-то среднее между выставкой и вечеринкой. Вечеринкой, в которой что-то сломано. Например, диджей играл не очень танцевальную музыку, что по тем временам было нетипично. Могла быть какая-нибудь артистическая составляющая, мы могли неожиданно прервать показ или дискотеку.

Потом мы перешли к выставкам в необычных пространствах. «Линию огня» мы с художником Вадимом Махницким сделали в доте (долговременной огневой точке в районе заброшенной мельницы на улице 7 февраля. — «Эксперт ЮГ»). Была выставка в рюмочной на Чехова. 300 человек посетило рюмочную за один вечер, приехали три телеканала. На третий день пришла уборщица и всё сняла, так как владельцы рюмочной восприняли наплыв посетителей неоднозначно.

Последняя выставка «Жабы и Чёрта» прошла в салоне дорогих штор «Текстура», где мы показывали какие-то максимально трэшевые вещи. И это был наш первый проект с бюджетом. До этого мы тратили или свои деньги или нам помогали друзья, которым нравилось то, что мы делаем. Помог Эдик Зинченко.

— Почему распалась группа?

— У меня замаячил переезд в Москву — я поступил в Школу Родченко, в первый набор Сергея Браткова (известный российский и украинский художник. — «Эксперт ЮГ»). К тому же у нас были так распределены полномочия, что почти вся организационная часть была на мне. А потом и Саша Лукьянов перебрался в Москву, он учился уже во втором наборе у Браткова.

Устинов, переход 2.jpg

Поделиться

На арт-шоу DA!Moscow Олег Устинов провел выставку современных художников в пространстве реконструированного ростовского подземного перехода с фирменной мозаикой//Фото: предоставлено художником

Проект «Монументальный переход» предполагал выставку работ художников в промежутках между мозаиками в переходе на углу Ворошиловского и Большой Садовой.

— Я предложил нескольким художникам сделать работы, вступая на разных уровнях в диалог с панно из этого перехода. Мой выбор пал на молодых художников, тяготеющих к выстраиванию многофигурных композиций и большим форматам. В этих работах было стремление показать противоречивость чувств, вызываемых многозначностью картин: от тёплой обстановки домов времён СССР до хаотичности и «зацифрованности» современного мира. Призом должна была стать реализация проекта. Но за несколько дней до объявления победителей организаторы поменяли формулировку. Оказалось, что приз не подразумевает финансовую составляющую на его реализацию. Был большой скандал с круглым столом в Пушкинском музее. Мне пообещали решить вопрос, но он до сих пор не решён. Я тем временем в мае 2021 года, в рамках DA!MOSCOW Art Show (представляет перспективных и молодых региональных художников. — «Эксперт ЮГ»), сделал павильонный вариант этого проекта. Такой пример популяризации мозаики... Была очень качественная печать, люди подходили, трогали руками, не могли поверить, что это печать. Для многих ростовские мозаики были большим открытием. Я потом водил экскурсии, когда люди, побывавшие на выставке, проезжали через Ростов.

— Какой из реализованных проектов вы считаете главным?

— Как художнику мне важен проект «III», как куратору — «Вход в переход». В этом сезоне у нас был прицел на две аудитории. Мы предположили, что есть молодые люди, которым близка визуальность современного искусства, потому что она похожа на интернет-визуальность. С другой стороны, мы хотели привлечь людей, которые ходят не в «Голодранец», а в рестораны, платёжеспособную аудиторию. Платёжеспособная аудитория не откликнулась, молодежь пришла на выставку. Увы, выставка для них — это развлечение, одно среди многих. Они не понимают, что искусство — это пища для мозга, то, что выстраивает наши нейронные сети, заставляющие нас мыслить иначе. Искусство — это не что-то между пивом и суши.

На низком уровне

— Как вы оцениваете уровень развития вашей культурной индустрии в Ростовской области?

— Оцениваю на 2 из 10...Ростовчане имеют привычку стебаться над Краснодаром, но надо понимать, в чём качественное различие этих городов. Я знаком с ребятами из краснодарской группы ЗИП. Их подруга — ресторанный пиарщик. Благодаря ей мы побывали во многих ресторанах Краснодара, разговаривали с посетителями. И для этих людей выставки были событием, они их обсуждали. То есть там выставки интересуют не только художников и их друзей, но и людей, которые занимаются бизнесом. В Ростове я с подобным не сталкивался.

В Краснодаре чрезвычайно интенсивные выставочная и образовательная программы. Центр начинает обрастать какими-то дочерними структурами — выпускники философского факультета сформировали свой кружок, там работают и другие художники, не связанные с группой ЗИП. Там постоянно производятся события и смыслы, зрители образовываются.

Я использую термин «инфицирование искусством». У нас уровень инфицирования очень низок. Сейчас мы сидим напротив места, где некогда был выставочный зал «Эксперимент», а сейчас на его месте стоит особняк. На  Береговой был выставочный зал Союза художников, сейчас там непонятное сооружение, в котором, судя по всему, скоро откроют ресторан.  Выставочный зал Союза художников на Горького разгромлен и поделён на три части.

— А ещё был выставочный зал Союза художников на углу Варфоломеева и Ворошиловского. Но о нём, наверное, уже никто не помнит.

— В Ростове нет ни одного вменяемого музея, который бы соответствовал элементарным выставочным параметрам. Я был на выставке художника Сергея Шнурова, было ощущение , что находишься в реанимации. А люди думают, так и надо. Потом приходят в галерею Little Space и спрашивают, что это у вас такое.

— А какие-то есть сферы деятельности, которые в Ростовской области развиваются успешно?

— Ростов — традиционно музыкальный город. Хотя... «Подземка» периодически находится под угрозой закрытия, а это, по большому счёту, единственный музыкальный клуб в городе. Вместо 16line61 теперь многоэтажка. Был техноклуб «Ребус», больше его нет, закрыли с маски-шоу. Но всё равно в Ростове есть музыкальное сообщество, и в музыкальном плане город регулярно подбрасывает какие-то идеи.

— Кто мог бы поддержать и способствовать благоприятному развитию ситуации?

— Если говорить о конкретных шагах, то толчок развитию мог бы дать самоорганизованный или организованный государством вменяемый центр искусств. С выставочной и образовательной программой, с привлеченными извне специалистами... Известно, что японцы в какой-то момент поняли, что если они не займутся сейчас своими детьми, то им нечего будет делать в будущем, мозги — это ресурсы. И они изменили систему образования. Вот и нам бы добиться того, чтобы люди, которые хотят социализироваться, переместиться в другое пространство, шли не в бар на Газетном, а ходили бы на выставки.

Активизировать культурную жизнь в городе мог бы фестиваль искусств, типа Платоновского или Мандельштамовского в Воронеже. Такое мероприятие подразумевает какую-то мультимедийность — музыка, визуальное искусство и театр. Городу не хватает регулярного поддерживающего события. Какого-то повода для взаимообмена. Чтобы художник не чувствовал себя одиноко, знал, что у него есть единомышленники, знал, что о нём будут заботиться. Знал, что кто-то заинтересован в том, чтобы он мог перейти на следующий уровень развития, и этот следующий уровень будет связан с этим городом .

— Многое ведь зависит и от самих художников.

— Была какая-то попытка исследования, типа живописцы стремятся к автономности и поэтому несколько замкнуты на себе. Может быть, это и похоже на правду. Я читал недавно книгу о нью-йоркской школе, там художники тоже не слишком тесно общались между собой. Было кафе на Третьей улице... Кстати, формат кафе — очень хорошая тема, в Ростове она не «обкатана». И нужен человек, который будет всем этим заниматься пять лет, понимая, что за это время он не получит отдачи.

— О таком человеке говорили многие мои собеседники.

— Галерея llil.space внесла свой вклад. Там, где мы сидим, прошли четыре выставки. И эта активность дала свои плоды. Например, художник Вадим Мурин познакомился с Виталием Безпаловым из группы TZVETNIK, поучаствовал в их выставке.

Справка

TZVETNIK — это созданная в 2016 году художником Виталием Безпаловым и теоретиком искусства Натальей Серковой платформа в интернете. На сегодняшний день TZVETNIK представил более 1600 выставок из более чем 200 городов и 50 стран. И проект продолжает расти: например, с 2017 года TZVETNIK не только показывает инсталляции, но и рассказывает о них вместе с авторами — яркими представителями художественного сообщества.

Абстрактная вышивка Любови Кулик

— Работа галереи подразумевает и открытие новых художников?

— Конечно. Я занимаюсь продвижением Любови Кулик.

С Любовью Кулик (р.1947) Олег Устинов познакомился в 2018 году, когда вместе с Юлией Колесниковой организовал первый llil.space — на углу Чехова и Красноармейской. Поход в местный ЖЭК принёс неожиданные плоды.

Кулик_Чужая галактика.jpg

Поделиться

Абстрактная вышивка ростовчанки Любови Кулик, которую случайно открыл и продвигает Олег Устинов. Работа называется "Чужая галактика"//Фото: предоставлено художником

— Сначала я подумал, что это искусно сделанный рисунок на инженерной бумаге. Но когда я подошел поближе, выяснилось, что это ещё более искусно сделанная вышивка. В ней причудливым образом соединялась абстракция, орнамент, какие-то метафизические смыслы сквозили. Сотрудники ЖЭКа рассказали мне, что автор работ — Любовь Кулик, живёт рядом.

Первая выставка Любови Кулик в llil.space была, по ростовским меркам, успешной: одна из вышивок бывшей музейной работницы из Грозного была продана за 20 тысяч рублей.

— Человек, который её купил, увидел рыбку Кулик, говорит, о, я Рыба по гороскопу, мне нравится, — вспоминает Олег.— Сейчас работы Кулик продаются на аукционе VLADEY за две тысячи евро.

В январе 2021 года работы Любови Кулик и Олега Устинова были выставлены в галерее «Балкон». Галерея приняла участие в ярмарке Cosmoscow, а теперь она — часть выставки «Музей самоизоляции» как пример художественных инициатив, появившихся во время пандемии.

А в этом году Кулик стала онлайн-резидентом проекта «We age» («Мы стареем») в Арт-центре японского Киото. Проект рассчитан на художников в возрасте от 65 и старше. Японское государство выделило 150 тысяч йен каждому художнику, чтобы он мог «придать форму своему проекту». Период презентации пройдёт с 1 по 31 марта.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .