Елена Куркова, генеральный директор "Шато де Талю" // Фото: "Шато де Талю"
Поделиться
Широко это название стало известно летом 2019 года, когда заработало предприятие по производству вина стоимостью 2,3 млрд рублей (включая кредитные средства Россельхозбанка). Компания высадила виноградники ещё в 2007 году на площади 101,3 гектара, а строительство винодельческого комплекса началось в 2017 году, сообщали скупые строки пресс-релиза банка. В последующем, несмотря на относительно короткую по меркам виноделия историю, «Шато де Талю» («Замок на склоне», франц.) стало одним из самых передовых и привлекательных мест на Черноморском побережье.
Поделиться
"Шато де Талю" расположен в районе Толстого мыса в Геленджике // Фото: "Эксперт Юг"Общая площадь виноградников здесь уже превышает 180 гектаров, а средний возраст лоз — 12-15 лет, что позволяет делать элегантные и полнотелые вина. Хозяйство работает как с европейскими, так и с автохтонными сортами премиального качества. Прямо с виноградников вино поступает на переработку — цеха находятся на территории хозяйства за замком.
Перерабатывается виноград здесь по принципу «гравитационного виноделия» — из точки приёмки до точки розлива продукт как бы «перетекает» из цеха в цех с высоты 11,5 м. Отказ от механических насосов позволяет бережно перерабатывать виноград. Выдерживается вино в бочках французского производства, при этом в погребе, где оно хранится, круглые сутки из колонок звучит классическая музыка, которая, как считается, благотворно влияет на вино. Виноматериал используется как для производства легких вин (80%), так и для резервных с длительной выдержкой (20%). Сейчас производственные мощности предприятия настроены на выпуск 1,6 млн бутылок в год, однако запас прочности позволяет выпускать и до 5 млн бутылок.
По словам генерального директора «Шато де Талю» Елены Курковой, сейчас особое время для продвижения винодельни — в прошлом году на её территории заработали ресторан и дегустационный комплекс. В перспективе — открытие ресторанов и баров на побережье, а также продвижение вина в масштабах России. Также в сентябре предприятие расширилось за счёт винодельческого хозяйства, приобретённого в Крымском районе Краснодарского края. Здесь будут создавать игристые вина, а также туристический объект более массового сегмента, который должен стать одной из «точек притяжения» на пути к морю.
«Замок на склоне» проходит период молодости
— Как начинался проект «Шато де Талю», в чём состоял его первоначальный замысел?— «Шато де Талю» существует с 2005 года. Первые виноградники мы заложили в 2007 году после изучения местных почв. Задача состояла в том, чтобы производить виноград, а затем делать из него вино и популяризировать этот напиток среди широкой аудитории. Затем в 2017 году мы начали строить свой завод, а в 2019 году переработали миллезим. Это и было первое вино Шато де Талю, изготовленное уже нашей командой технологов и энологом Франком Дюсенером. В 2021 году, в сентябре, мы открыли ресторанно-дегустационный комплекс и винотеку. Наша цель была в том, чтобы развивать виноделие «от поля до бокала». Вино — это титульный продукт сегодня. С самого начала проекта мы собирались делать хорошее, качественное вино, погружать людей в винную культуру, создавать приятный опыт для тех гостей, которые к нам приезжают, и делаем это по сей день. Человек уезжает от нас уже стопроцентным сторонником нашего вина.
— Что сегодня представляет собой виноградарское и винодельческое направление «Шато де Талю»? Продолжаете ли закладывать новые виноградники?
— Да, в следующем году планируем заложить 21 гектар. Тем самым у нас будет 183 гектара, как и планировалось. До 2027 года наладим полноценную эксплуатацию всех виноградников. Урожайность у нас на 40 процентов выше, чем в прошлом году, по выручке мы вышли на целевые показатели года уже в сентябре. И отгрузили более 1,3 миллиона бутылок за год. Здесь очень довольны своей работой. В нашем терруаре мы делаем акцент на красные вина — их 80 процентов. Сорта Каберне Совиньон, Каберне Фран, Мерло, Сира. Из белых — Шардоне, Мускат, Семильон и Совиньон. Из автохтонов — Красностоп и Саперави. В следующем году хотим заложить сорта Марселан и Сенсо.
Поделиться
Винный погреб "Шато де Талю" // Фото: "Шато де Талю"— Предыдущий сезон был тестовым?
— Я бы так не сказала, хотя мы только выходили на рынок. У нашей команды серьёзная экспертиза как в продажах и маркетинге, так и в индустрии гостеприимства. Очень хорошо подготовились к открытию. Если брать вообще все винодельни, которые существуют на рынке, то наша сегодня, если говорить языком бизнеса, не в голубом океане, а уже в красном. Здесь достаточно жёсткая конкуренция: есть определённые марки, известные потребителю, есть интересные, качественные вина. Это очень важно. При этом у нас на фоне остальных, считаю, довольно качественное предложение, которое многим уже пришлось по вкусу.
Развитие отрасли через ключевые партнёрства
— Всё-таки «Шато де Талю» — относительно новый туристический объект на побережье. На что вы делаете ставку при его продвижении?— Мы не останавливаемся на достигнутом — в феврале планируем открыть в Новороссийске бар-винотеку «Шато де Талю». Есть идея открыть в Красной Поляне бар-винотеку и т. д. Только этим ограничиваться не будем. Из крупных среднесрочных проектов, конечно, открытие спа-отеля на территории комплекса. Это позволит создать полную «экосистему»: чтобы люди могли приехать, остаться, провести здесь время, как это происходит во Франции, Италии и других винодельческих регионах мира.
— Когда речь идёт о развитии винной отрасли, всё чаще упоминают создание винных маршрутов, а это подразумевает сотрудничество с другими виноделами. Как вы в своей работе учитываете этот аспект?
— Обязательно учитываем. С одной стороны, мы конкуренты, а с другой — все должны быть частью единого целого. Сегодня существует определённое винное сообщество, куда входит государство, активно поддерживающее отрасль, бизнес, а также производители, сомелье, ритейл. Самая многочисленная группа — это потребители, которые чаще всего как раз не так хорошо разбираются в терруарах, сортах и других производственных нюансах. Общая задача здесь — объяснять людям, чем отличается хорошее вино от плохого, чем терруар Геленджика отличается от, скажем, Тамани и почему пить российское вино — это ещё и повод для гордости за отечественного производителя. Да, мы все вместе делаем определённые вещи, но каждый по-разному.
— Как бы вы охарактеризовали стиль вашего вина? Или, может быть, даже всей винодельни?
— Нашу винодельню мы называем уголком Франции в России. Здесь всё создавалось по канонам французского виноделия, главный энолог — француз Франк Дюсенер, наших технологов мы тоже обучали там, посадка винограда — европейская, плотная, французские саженцы и бочки от пяти известных французских бондарен. Мы несколько лет сотрудничали с энологом Мишелем Роланом, который помог нам найти свой, отличный от других, стиль.
Внешние факторы не мешают развиваться
— Как внешние факторы, связанные с санкциями, отразились на рынке вина?— С одной стороны, все радуются, что уходит импорт, хотя здесь тоже очень разные показатели. Недавно читала в прессе, что ввоз импорта упал всего на 5 процентов, в то время как другие источники говорят, что на 30-40 процентов. Статистика противоречивая, поэтому просто скажу, что, конечно, сегодня спрос на российское вино есть. Но он формировался из года в год. Сейчас всё просто удачно совпало с какими-то внешними обстоятельствами, и скорость принятия решений стала выше. Например, если это касается ритейла, то он понимает, что полка с импортом скудеет, её надо чем-то занимать. С другой стороны, есть ещё ряд вопросов, которые нужно решить.
Поделиться
Один из цехов на предприятии, оснащенный современным оборудованием // Фото: "Шато де Талю"— А как санкции отразились на производственных процессах? Все-таки саженцы и оборудование европейского производства.
— У нас, как и в целом по отрасли, многие составляющие импортные: дрожжи, пробки, бочки, детали, саженцы... Весь год работали как раз с такими вопросами: «Как найти», «Как привезти», «Как договориться», «На что можно заменить» и т. д. Состояние «антикризисного управления» — это перманентное состояние винного бизнеса в России. Самый сложный случай был связан с сельскохозяйственной техникой. У нас плотная европейская посадка, узкое междурядье, поэтому все тракторы привозили из-за границы. После февраля мы испытали трудности. Но вот приехал к нам «красавчик» из Китая, посмотрим, как он себя покажет.
Импортозаместить всё в один момент невозможно. Читала тут недавно о некоем производстве берёзовых пробок, которыми можно заменить «санкционные». Возможно, это и перспективно в горизонте нескольких лет, но необходим не один год исследований, даже если говорить об импортозамещении в сфере производства вина и винограда. Всё-таки, когда мы покупаем импортные саженцы, понимаем, что это результат иногда веками полученного опыта, а в России только начали возрождать отрасль.
— Отразится ли текущая ситуация на сроках окупаемости проекта?
— Производство вина — долгоиграющий процесс. Окупаемость бизнеса иногда десятилетиями измеряется. Наш план — в перспективе за 10-15 лет закрыть кредит. Конечно, мы понимаем, что даже за последний год было несколько ключевых событий, которые повлияли на ведение бизнеса, но не отказываемся от первоначальных установок и продолжаем развиваться. И, судя по результатам — успешно справляемся с задачами.
Инвестиции и новые приобретения: акцент на игристые
— В сентябре стало известно о приобретении «Шато де Талю» Крымского винного завода (Крымский район). Что это за актив и как планируется его развивать?— Это один из старейших заводов России, основанный в 1926 году, относительно недавно модернизированный прежними собственниками, сегодня производит игристые и тихие вина. Мощности предприятия позволяют выпускать до 20 миллионов бутылок в год, хотя сегодня производится всего порядка 800 тысяч бутылок. Площадь виноградников составляет 235 гектаров, из них 144 гектара плодоносят. Остальные мы планируем, естественно, осваивать в ближайшие несколько лет. Есть план по закладке до 2027 года. Хотим пересмотреть ассортиментный портфель и разработать маркетинговую стратегию. Есть очень много хороших моментов, которые нужно возрождать. Например, вермут, который они производили, был единственным в России такого качества. Его даже экспортировали в другие страны, это был действительно отличный продукт. Мы, конечно, хотим к нему вернуться.
Сейчас переходный период, когда наши команды работают сообща, чтобы понять, какие вещи мы оставляем, чтобы не нарушать традиции, и какие привносим, чтобы улучшить качество как винограда, так и технологических процессов.
— Во сколько оцениваются инвестиции в модернизацию этого предприятия?
— Модернизация однозначно будет. Если мы говорим про линию непосредственно завода, то здесь она уже была несколько лет назад. Там итальянское и французское оборудование. Наверное, мы больше говорим про первичное производство. Там предстоят определённые траты. Думаю, инвестиции составят не меньше 200 миллионов рублей.
— Планируется делать какую-либо туристическую дестинацию на территории?
—Конечно, но тут акцент будет больше на столетние традиции завода. Если «Шато де Талю» — это французская классика, премиальный продукт, то здесь упор на сельский туризм. Сегодня закрыты границы и аэропорты, но, несмотря на это, люди приезжают к нам разными путями. Есть интересные маршруты выходного дня. Наша задача — привлекать гостей не только в сезон, но и в межсезонье, поэтому мы со своей стороны организуем различные мероприятия. И это не только некий элитный клуб для искушённых ценителей. Это, например, праздник сбора урожая, когда наши гости могут приехать к нам собирать виноград и участвовать в производстве вина. Проводим различные гала-ужины с акцентом на русско-французскую кухню и местные продукты. Также это различные мастер-классы для всей семьи, например, по приготовлению десертов.
Спрос на российское вино активно растёт
— А что со спросом в России? Что сегодня пьют, если говорить о качественном вине?— Если говорить по ощущениям, которые я беру, исходя из нашей статистики, то этим летом мы поняли, что у нас не хватает белых вин и очень быстро уходят розовые. Понятно, почему: мы находимся в южном регионе, где жарко. Сегодня появляется много интересных российских вин. В целом по стране идёт смещение спроса от полусладких к сухим. Так, растёт спрос на розовые и белые вина. Во Франции, например, продажи розового вина составляют 32 процента, и они обгоняют белые. В России потребление розовых — всего порядка трёх процентов. Я думаю, здесь есть потенциал. В любом случае, наша цель в том, чтобы потребление благородного напитка росло.
— Что у вас в ближайших планах по развитию линейки вин в «Шато де Талю»?
— Мы намерены делать хорошее премиальное резервное вино. Ключевая задача — развивать этот сегмент в большей степени. Франк — мастер ассамбляжных вин. И множественные награды вин Шато де Талю — результат его блестящей работы. Что касается Крымского винного завода, то там мы будем делать продукцию доступного ценового сегмента.
— Как вы считаете, какие нюансы на уровне законодательства о вине необходимо было бы проработать?
— Все сегодня говорят об онлайн-продажах. Этот эксперимент отложен до 1 ноября 2023 года, но, считаю, здесь нельзя медлить. Мы видим, что это успешно на международном уровне, а также позволяет расширить круг потребителей российского вина. Мне кажется, здесь стоило бы подключать маркетплейсы. В любом случае, мы видим, что со стороны государства есть внимание к нашей отрасли, благодаря чему она динамично развивается. Я не из тех, кто ищет негативные моменты, всегда концентрируюсь на том, что хорошо и на том, что следует улучшить. Именно так мы и развиваемся.