93 100 13

ПО на экспорт: как развивается донская IT-компания в условиях санкций

6317
13 минут

Ростовская компания SimpleCode, специализирующаяся на разработке программного обеспечения для зарубежных стартапов, несмотря на санкционное давление, планирует дальнейшее развитие. Директор и сооснователь компании Андрей Антонов «выращивает» своих клиентов, которые остаются даже в сложной обстановке

ПО на экспорт: как развивается донская IT-компания в условиях санкций

Сооснователь компании Андрей Антонов гордится возможностями развития на мировом рынке программирования//Фото: предоставлено автором
Поделиться

SimpleCode — типичный представитель ИТ-компаний южной столицы: просторный офис в центре, костяк сотрудников выращен местными вузами, руководство ориентируется на западные компании и стандарты работы. В рэнкинге крупнейших IT-компаний Юга России, подготовленном аналитическим центром «Эксперт Юг», SimpleCode заняла 15 место (сам рейтинг будет опубликован в ближайшее время). В числе наиболее прибыльных компаний ростовский разработчик ПО занимает четвертое место. В 2021 году выручка компании составила 295,9 млн рублей (рост 20% относительно 2020 года), а чистая прибыль — 130 млн рублей.

Таким образом, одна из самых прибыльных сегодня IT-компаний Юга создана двумя программистами – Андреем Антоновым и Дмитрием Андрушкевичем в 2013 году. Уникальность SimpleCode состоит не только в динамичном развитии, но и в том, что основные клиенты разработчиков — это американские и европейские компании.

В новых санкционных условиях этот фактор должен осложнить работу. Однако, руководитель бизнеса Андрей Антонов, признавая наличие препятствий для сотрудничества с зарубежными партнерами, не отказывается от амбиций развития на мировом рынке в качестве международной компании.

Андрей Антонов сайт 2.jpg

Поделиться

Донской код для американских и европейских стартапов

— Исходя из рэнкинга ИТ-компаний, который составил «Эксперт Юг», SimpleCode представляется быстрорастущей компанией. Как вы сами оцениваете динамику развития компании и на чем специализируетесь?

— По данным «Сбис», SimpleCode занимает пятое место среди быстроразвивающихся разработчиков программного обеспечения Ростовской области. В будущем, мы надеемся войти в двадцатку крупнейших российских компаний-разработчиков ПО. Мы занимаемся разработкой решений для бизнеса для зарубежных заказчиков. Наши клиенты заказывают нам разработку и поддержку решений, которые они используют для заработка денег. Это и веб-приложения, и мобильные приложения. Наши клиенты ведут свой бизнес в Америке, Европе, на Ближнем Востоке, и даже в Африке. Мы разрабатываем не разовые решения, а выбираем проекты, которые требуют долгосрочного развития. В современном мире, если вы хотите чтобы ваш продукт приносил вам деньги, его необходимо постоянно развивать. Мы строим команды, которые разрабатывают, поддерживают и развивают продукты для наших заказчиков. Работаем в разных областях: недвижимость, облачные вычисления, юриспруденция, проджект-менеджмент, управление производством, телемедицина. Например, мы одни из первых разработали видеоконсультации для пациентов и докторов через мобильные платформы, а также покупку лекарств по электронным рецептам.

— Как стартовал ваш бизнес? В чем состоял его первоначальный замысел?

— Я — директор и один из владельцев компании. Второй совладелец — Дмитрий Андрушкевич —наш технический директор. Компанию мы основали вдвоем в 2013 году. Я всегда хотел заниматься бизнесом. Я закончил ЮРГПУ (НПИ) им. Платова по инженерной специальности, проработал несколько лет на ВЭлНИИ и даже участвовал в создании пассажирского электровоза ЭП1М, учился в аспирантуре. Поскольку мне всегда нравилось программирование, я решил, что можно попробовать открыть свое дело в этом направлении. Для начала устроился на работу программистом, чтобы посмотреть, как это все изнутри работает. Нашел соратника, с которым совпадают взгляды и ценности, и мы создали собственную компанию.

Свою нишу на рынке мы нашли сразу, так как у нас был опыт работы в аналогичной компании, и мы постарались учесть все достоинства и недостатки сферы. Изначально ориентировались на продуктовую разработку для зарубежных стартапов. Мы видели, что заказная разовая разработка, которой часто занимаются отечественные компании на внутреннем рынке, нам не подходит и мы сильны именно в долгосрочном развитии продуктов.

—Как и когда вам удалось заключить первые крупные сделки с зарубежными партнерами?

— Я горжусь, что мы свои крупные проекты не просто получили, а сами вырастили. Например, именно так произошло с одним из наших крупнейших проектов – платформой для создания виртуальных офисов, которую мы разрабатывали с нуля. Суть проекта в том, что компании приобретают для себя недорогие маломощные компьютеры, но благодаря подключению через интернет к виртуальным рабочим столам могут работать на более мощном виртуальном железе. Это так называемая технология тонкого клиента. Это позволяет экономить на технике, ее обслуживании, автоматизировать многие процессы и забыть про сложности настройки сети, серверов, резервного копирования. Эта платформа может работать в любых дата-центрах, и с ее помощью можно создать офис из 10000 рабочих компьютеров в течение двух часов. Наибольшим успехом пользуется создание и использование виртуальных офисов в дата-центрах компании Microsoft. Отдел по работе с клиентами дата центра Microsoft Azure рекомендует своим клиентам использовать именно наше программное обеспечение для управления большим количеством компьютеров.

Мы начали разработку в 2015 году, а сегодня у этого сервиса более 2 млн пользователей и это самый крупный сервис виртуальных офисов в мире по продажам. Мы отвечаем за всю техническую часть, продолжаем поддерживать и развивать его. Например, недавно реализовали службу для дистрибуции этого решения через крупных поставщиков. После начала пандемии популярность виртуальных рабочих столов в штатах существенно выросла. Уже сложилась традиция, когда наши разработчики и заказчик отмечают очередной прирост нескольких сот тысяч пользователей на мексиканском курорте Канкун.     

— Какие ключевые этапы в развитии SimpleCode вы можете выделить?

— Сегодня компания находится на этапе интенсивного роста. В штате работает порядка 70 программистов, и только 5 человек составляют административный штат. Половина коллектива работает дистанционно. Ребята живут в Москве, Ставрополе, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Дальнем Востоке, в Грузии. Сейчас начали привлекать и иностранных специалистов – из Индии, Великобритании, США.

— С какой динамикой развивается SimpleCode в последние годы?

—В целом мы развиваемся поступательно, без резких скачков. 2013 год мы заканчивали с 4 программистами в штате, а 2021 год закончили с 75 программистами в штате. Между этими точками вполне можно провести прямую линию. Мы хотим попасть в топ общероссийского рейтинга компаний разработчиков заказного софта.

— Какие ожидания по финансовым показателям от нынешнего года?

— Последние события, конечно, влияют на наши показатели. По моей оценке выручка компании в этом году снизится примерно на 20%. По разным неэкономическим причинам, абсолютно в ущерб своим проектам некоторые клиенты заморозили разработку, но большинству программистов мы нашли другие проекты и они продолжают работать у нас. Самое главное, что наши ключевые заказчики продолжают расти и расширять сотрудничество именно с нами. Пожалуй, это самый сильный кризис с 1998 года.

— На какой срок вы планируете дальнейшее развитие?

— Я наблюдаю за нами и размышляю о том, сколько еще мы сможем работать без крупных структурных изменений. Есть порог, когда при текущих бизнес-процессах расширяться дальше будет невозможно. Пока мы справляемся в нынешней конфигурации. Прогнозирую, что примерно через два года нам придется менять структуру организации. Конечно, когда штат компании расширится до 200 сотрудников, управлять по-прежнему не получится.

На эту тему
Поделиться

Санкции как стимул для развития собственных продуктов

— С какими сложностями Ваша компания как российский экспортер столкнулась после начала СВО и введения санкций?

— Все эти события непосредственно на нас отразились. Мы ощущаем влияние крепнущего рубля, который сильно бьет по экспортерам. К счастью, мы давно на рынке, у нас есть хорошая репутация, и старые клиенты продолжают сотрудничество с нами и даже расширяют его. Есть некоторые сложности с поиском новых проектов и заказов, но мы их преодолеем.

Важно и то, что мы практически с самого начала приняли решение становиться международной компанией. В прошлом году не смотря на пандемию, нам удалось открыть офис в Соединенных Штатах Америки. В этом году еще до февральских событий мы приняли решение открыть представительство в Дубае. Недавно сделали это. Команда пополняется сотрудниками за рубежом. И «крепкий» рубль этому даже способствует.

— А проблемы с допуском российских пользователей к международным сервисам для разработки и программирования по вам сильно ударили?

— Мы успели приобрести доступ к необходимым сервисам и софт еще до ввода санкций — в начале года. На это решение повлияло то, что мы внимательно следили за политической обстановкой и ожидали, что трудности могут возникнуть. В будущем будем решать этот вопрос через свои зарубежные представительства, если ситуация не изменится в лучшую сторону.

— Как именно планируется диверсифицировать работу компании в новых условиях? Какие точки роста вы видите сегодня?

— Мы продолжаем искать новые интересные проекты, рассматриваем другие рынки, в том числе, и российский. Также планируем расширение отдела по разработке собственных продуктов.

— Какие именно продукты самостоятельно разрабатывает и продвигает SimpleCode сегодня?

— На данный момент у нас два готовых продукта, которые мы готовим к релизу, а также очень много идей. Первый продукт — это почтовый клиент для Windows и Mac OS, в который мы добавили уникальные функции, которые отсутствуют в аналогичных приложениях. Второй продукт — облачная платформа ProjectSputnik для учета рабочего времени сотрудников. Sputnik позволяет анализировать нематериальные затраты рабочих проектов, составляет отчеты о балансе времени, и другие необходимые в бизнесе аналитические функции.

— Что можете рассказать о ваших клиентах?

— Сейчас у нас есть ряд крупных проектов. Один из них — разработка и поддержка риэлторской площадки в США. С помощью этого сервиса тысячи агентств недвижимости привлекают клиентов, рекламируют, продают дома. Мы приняли этот проект в 2016 году в довольно плачевном состоянии после другой команды, которую уволил заказчик, и вывели его в топ 3 подобных продуктов в штатах. Буквально несколько дней назад этот продукт приобрел крупный американский инвестор. Они имеют грандиозные планы по дальнейшему развитию. Продукт выкуплен за очень большие деньги, которые окупили нашему клиенту 10-летнию разработку этого продукта в 100-кратном размере. И это помимо того, что этот продукт приносит нашему клиенту миллионы долларов в год. Вывести продукт на этот уровень в таком исходном состоянии за 6 лет – наша огромная заслуга. На этом проекте работает очень крутая команда, и новый владелец решил перезаключить контракт с нами как с главным разработчиком. Сейчас над проектом работает 29 программистов из нашей компании.

— Каково соотношение долгосрочных и единовременных заказных проектов в вашем портфеле в процентном отношении?

— Для работы мы отбираем долгосрочные проекты, поэтому можно сказать, что 100% реализуемых заказов выполняется с расчетом на длительное сотрудничество. Однако, не каждый стартап, для которого мы работаем, оказывается долгосрочным. По статистике, вообще 90% таких предприятий живут не дольше трех лет. Поэтому, бывает, что рабочий цикл с какой-либо компанией у нас длится два-три года. Мы обеспечиваем технологическое качество продукта, а дальнейшее зависит уже от заказчика. Если мы начали работать над проектом, то технологически этот проект будет готов войти на первое место среди конкурентов в своем сегменте бизнеса. Конечно, для полного успеха еще необходимы усилия маркетинговой команды заказчика.

— Кто сегодня ваши конкуренты?

— Поскольку на сегодня мы являемся уже международной компанией, то наши конкуренты — это весь мир. Множество компаний из США, Европы, Азии. По нашим собственным подсчетам, к числу конкурентов мы можем отнести около 50 тысяч организаций по всему миру. Благодаря нашей репутации и опыту на рынке мы умеем находить перспективные стартапы и долгосрочные проекты. Эталоном для нас в некотором отношении является международная компания Luxoft, которую основали выходцы из России и она одной из первых начала работать для зарубежных клиентов. Мы амбициозны, и хотели бы стать их конкурентами.

На эту тему
ИТ-сообщество Дона создает себе кадровый потенциал
Поделиться

— В чем ваши конкурентные преимущества?

— Наше конкурентное преимущество состоит в высокой эффективности и в качестве производимого продукта. Мы постепенно достигли этого уровня, развивая навыки и вырабатывая системный поход. Как заявил нам один из клиентов, два наших разработчика за месяц создали для него продукт, в то время, как в других компаниях для выполнения этой работы потребовались бы 10 программистов и срок в пять месяцев.

Одно из наших преимуществ — это высококлассные кадры. Мы тщательно отбираем сотрудников. У некоторых есть ученые степени кандидатов физико-математических и технических наук. Для подбора у нас даже есть своя система оценки компетентности сотрудника. Помимо технических навыков, мы проверяем и личные качества. Система образования устроена таким образом, что 90% людей занимаются не тем, чем должны. Наша задача — найти людей, которые являются программистами по духу. Их немного, но мы умеем их находить, и они с удовольствием работают у нас многие годы. У нас до сих пор работают ребята, которых мы наняли в 2013 году.

Наш код отличается низким количеством ошибок — он максимально чист, что сокращает затраты на дальнейшие исправления. Программирование — довольно сложная сфера. Мы отбираем людей, которые заранее умеют писать качественный код.

Code.jpg

Поделиться

Умение писать качественные коды — одно из главных преимуществ SimpleCode//Скриншот Youtube-канала SimpleCode

Эффективность обусловлена еще и низкими издержками в части организации бизнеса. На 70 программистов у нас всего 5 управленцев. Это позволяет держать также и хороший ценник, который комфортен для клиентов.

Рост спроса от государства на российском IT-рынке сыграет на руку южным компаниям

— В этом году государство обеспечило IT-отрасль целым рядом преференций и мер поддержки. Как Вы можете оценить эти действия?

— Я очень позитивно оцениваю эти меры. Любая помощь от государства – это всегда хорошо. Мы ценим ту поддержку, которую нам оказывают. Есть два момента, которые наше государство делает хорошо: помогает налоговыми льготами и не вмешивается в рабочие процессы. Вообще, те отрасли, где поддерживается здоровая конкуренция, наиболее устойчивы и активны в своем развитии. К таким направлениям помимо IT, можно отнести телекоммуникацию.

— Какие тенденции на IT-рынке Вы можете сегодня отметить?

— Общемировой рынок сейчас на этапе плато, и для реализации своей идеи требуются большие деньги. В то же время в России можно констатировать бурный рост. Технологии, что мы используем сегодня в нашей работе за рубежом, в России будут использовать лет через 5. Я могу предположить, что молодые компании, которые пытаются выйти на мировой рынок (такие есть и в Ростовской области), сталкиваются с большими трудностями – так как здесь конкуренция высока, а крупные игроки уже поделили рынок между собой.

В России же условия развития отрасли сейчас уникальные. Государство пытается поддержать IT-компании. Например, сейчас осуществляются попытки упростить получение господрядов, то есть, облегчить процедуру тендеров на разработку и обслуживание ПО для госучреждений и госкомпаний.

Также активно развивается система грантовой поддержки. Например, готовится большая грантовая программа по импортозамещению. Поэтому, можно заключить, что власть начнет активнее поддерживать разработку продуктов для отечественного рынка. Для молодых компаний это реальный шанс для развития.

— Какие у государства, на ваш взгляд, запросы к отрасли?

— Очень широкий спектр продуктов: CRM-системы, ERP-системы, различные офисные пакеты, системы управления проектами и многое другое. В этом всём есть позитивная новость. Это то, что в России очень силен кадровый ресурс. Наша страна способна обеспечить себя необходимым ПО. Оценить это можно по тем же «Госуслугам», которые представляют собой очень хороший продукт.

На эту тему
Призрак Кремниевой долины на донских берегах
Поделиться

— Как Вы оцениваете перспективы IT-отрасли на юге России?

— Юг – это прекрасное место для индустрии. В ЮФО сочетается ряд важных факторов, которые позволяют IT-компаниям процветать. В Ростовской области это особенно актуально. Обусловлено это наличием профильных вузов, которые готовят квалифицированные кадры. Например, у нас есть программа сотрудничества с Институтом механики и математических наук им. Воровича ЮФУ. Ищем там талантливых студентов, которые могут влиться в нашу команду.

Еще в Ростовской области хороший климат. Я имею в виду не только погоду, но и рабочий климат. Разработчики комфортно себя чувствуют и не рвутся отсюда массово в Москву или Санкт-Петербург, как это часто случается в других регионах. Когда мы пытались открыть офис в Воронеже – столкнулись с нехваткой кадров. Программисты оттуда предпочитают уезжать в столицу. Пришлось открыть офис в Петербурге, благодаря чему мы теперь можем привлекать специалистов по всей стране.

Особенно в Ростовской области выделяется Таганрог, где зарегистрированы многие IT-компании, создающие крутые вещи. Таганрог — это наша Кремниевая долина. Я бы рекомендовал государству обратить внимание на этот город.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .